Виды организационных конфликтов

В любой организации встречаются разные виды конфликтов, которые можно классифицировать по разным основаниям.

По форме проявления конфликты бывают открытые и скрытые. Открытый организационный конфликт в самом явном своем проявлении это забастовка т.е. коллективный отказ от работ, в условиях оказания давления на личность. Группу, и другие организации. Здесь происходит временная приостановка работы, требования забастовщиков носят конкретный, четко сформулированный характер. Конкретные причины многоплановы и могут быть вызваны как внешними так и внутренними факторами.

Скрытый организационный конфликт – это борьба охватывающая только те действия, которые ориентированы на намерение настоять на своей воле. Действия здесь носят «мирный» оборонительный характер. Скрытые организационные конфликты могут проявляться в виде рестрикционизма и саботажа, которые происходят между работодателем и рабочими и в их основе лежит борьба за изменения условий эксплуатации.

Рестрикционизм – регулирование производительности рабочими, которые стремятся восстановить справедливость в отношениях «производительность – оплата», либо посредством медленного исполнения труда или упущения возможности подъема его производительности при введение технико – организационных новшеств.

Саботаж – конфликт сопровождающийся сокращением производства. Бывает двух видов: активный и пассивный.

По направлению конфликты делятся на горизонтальные, вертикальные и смешанные. Горизонтальные конфликты – это позиционные конфликты, вызванные сравнением и конкуренцией. Они возникают в следующих случаях:

· Когда разного рода подразделения организации черпают средства своего функционирования из одного ограниченного источника и когда свободные их резервы уже исчерпаны.

· Когда существует межцелевое напряжение, т.е. противопоставляются параллельные цели.

Вертикальные конфликты происходят между лицами, находящимися в подчинении (руководителями и подчиненными). Являются результатом борьбы различных людей и групп за власть, что неизбежно ведет к разногласиям т.е. противоположные конфликтные интересы существуют объективно. В любой организации существует два типа власти: власть на основе положения в иерархии и власть на основе профессиональных знаний. Вертикальные конфликты происходят по поводу первого типа власти и они наиболее нежелательны для руководителя, так как его действия рассматриваются сотрудниками через призму этого конфликта. И даже в случае полной объективности руководителя в любом его шаге будут видеть происки по отношению к оппонентам. А поскольку подчиненным часто недостает информации или компетентности, чтобы квалифицированно оценить действия руководства, то недопонимание компенсируется домыслами.

Смешанные конфликта – конфликты в которых представлены и «вертикальные» и «горизонтальные» составляющие.

Наиболее распространенные конфликты - это вертикальные и смешанные, которые в среднем составляют 70-80% от всех в организации.

По значению для организации конфликты делятся на конструктивные и деструктивные.

Конструктивный конфликт обычно вызван недостатками в деятельности организации и управления. Затрагивают принципиальные стороны, проблемы жизнедеятельности организации и ее членов. При нем оппоненты не выходят за рамки этических норм, деловых отношений и разумных аргументов. Последствия такого конфликта являются функциональными, приводят к развитию отношений между людьми и развитию группы, ведут к повышению эффективности деятельности организации и выводят организацию на более высокий уровень..

Деструктивный конфликт возникает тогда, когда одна из сторон жестко настаивает на своей позиции и не желает учитывать интересы другой стороны или всей организации в целом, либо когда один из оппонентов прибегает к безнравственным методам борьбы, стремится психологически подавить партнера. Последствия такого конфликта приводят к снижению личной удовлетворенности, группового сотрудничества и эффективности организации и нередко бывают разрушительными.

По ориентации конфликт бывает внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

Внутриличностный конфликт выражается в форме борьбы мотивов внутри человека, сопровождаемой эмоциональной напряженностью. Он возникает в результате того, что требования группы, организации не согласуются с личными ценностями, а также является ответом на перегрузку или недогрузку, которая понижает степень удовлетворенности работой. Одним из самых распространенных внутриличностных конфликтов является ролевой конфликт, вызванный противоречивыми требованиями по поводу того каким должен быть результат его работы.

Межличностный конфликт возникает там, где сталкиваются разные школы, манеры поведения, их может питать также желание получить что-то неподкрепленное соответствующими возможностями. В организации межличностный конфликт – это чаще всего борьба руководителей за ограниченные ресурсы, капитал, рабочую силу, за одобрение проекта, использование оборудования, за власть, привилегии и т.д.

Конфликт между личностью и группой может возникнуть, если личность занимает позицию отличную от групповой, что порой нарушает групповые нормы, стандарты поведения, соблюдение которых обеспечивает принятие или непринятие индивида группой. Межличностный конфликт может возникнуть из-за отсутствия четкого согласования функций и графиков работы между подразделениями в результате дефицита ресурсов.

Межгрупповой конфликт может возникнуть между формальными и неформальными группами, между профсоюзами и администрацией, между линейным и штабным (более образованным и молодым, пользующимся техническим жаргоном) персоналом, между функциональными группами (отделом сбыта, ориентирующимся на покупателя и быстрое выполнение заказов и производственным отделом, больше заботящимся о соотношении затрат и эффективности, экономии на масштабах, следовательно о товарных запасах. Между дневной и ночной сменой медицинского персонала, обвиняющих друг друга в плохом уходе за больными. В крупных организациях одно подразделение может пытаться увеличить свою прибыльность, продавая продукцию внешним потребителям вместо того, чтобы удовлетворять потребности других подразделений организации по более низкой цене, что ведет к конфликтам. В современных организациях особенно актуальным становится конфликт между руководителями и специалистами, имеющими разный профессиональный и организационный статус.. У первых власть основана на возможности применения разных видов санкций, у вторых – на основе профессиональных знаний Руководство вынуждено считаться со специалистами, в результате в организации возникает иерархия перевернутой пирамиды, во главе которой стоят профессионалы и диктуют свою волю руководству. Ставя его в зависимость.

В к.80-х годов в США проведен опрос руководителей, рабочих и специалистов. Был задан вопрос «Что важнее всего для рабочих и специалистов?» и предложен следующий список: зарплата, гарантия работы, хорошие взаимоотношения, уважение к выполняемому труду, условия труда, организация труда. Руководство на первое место поставило зарплату, второе – гарантию труда, третье - условия труда и т.д. Рабочие и служащие на первое место поставили уважение к личности и труду. Получается, что в одной организации пересекают два разных социальных мира, не понимающих друг друга. Безусловно, они обречены на конфликт и экономический и ценностный.

Таким образом, все виды организационных конфликтов можно свести в несколько групп:

18. Между управляющими и управляемыми, руководителями и подчиненными, между самими сотрудниками.

19. Между различными группами и подразделениями.

20. На управленческом уровне, связанный с распределением ресурсов и власти и разработкой различных стратегий развития организации.

21. Адаптационные конфликты т.е. конфликты правилами и нормами внутреннего общения, распорядка в организации и новичками.

Все эти конфликты переплетаются с личностными, с практикой продвижения персонала, с борьбой за распределение должностей и позиций в структуре организации.

Жизнь показывает, что управление конфликтами, их регулирование становится существенным элементом в деятельности управленца. Поскольку причины, типы конфликтов на разных уровнях организации бывают разными, необходимо учиться управлять конфликтами.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: