Контроль поставщиков

Контроль поставщиков со стороны заказчиков. Любое предприя­тие, заключившее договор на поставку военной продукции, знако­мо с деятельностью контролеров поставщика, которые, являясь представителями заказчика, проверяют качество поставляемых из­делий и систему управления производственным процессом на пред­приятии поставщика. В результате работы своих контролеров у по­ставщика заказчик сокращает входной контроль.

Выявление проблем непосредственно на предприятии поставщика предупреждает поставку продукции неудовлетворительного качества заказчику и дает поставщику возможность заблаговременно принять необходимые корректирующие меры. Организация проведения корректирующих воздействий осуществляется быстро и эффектив­но, поскольку дефектная продукция представляется незамедлительно самими производителями и ответственными за проведение коррек­тирующих мероприятий поставщика.

Оптимальная нагрузка контролеров заказчика у поставщика мо­жет ограничиваться контролем системы управления процессом и проведением фактического контроля в объеме, позволяющем убе­диться в том, что система управления процессом работает эффективно. Для этого поставщику необходимо иметь всю документацию и представить контролеру четко и кратко составленный контрольный перечень, аналогичный по своей объективности и информативности планам приемочного контроля. Действующая система контроля процесса также должна подсказать контролеру пути решения проблем в случае их возникновения.

В настоящее время многие контролеры заказчика у поставщика проверяют качество поставляемой продукции, а не систему управления производственным процессом. Повышение роли контролере требует специальной подготовки и наличия профессионального мастерства, которых зачастую недостает контролерам, проверяющим лишь качество поставляемой продукции. Соответствие контролеров предъявляемым требованиям достигается в результате интенсивной подготовки и обучения.

Независимый контроль. В промышленно развитых странах получили распространение многочисленные фирмы, обеспечивающие проведение независимого контроля. Услуги, предоставляемые такими фирмами, являются выгодными для заказчика, особенно когда предприятия поставщика удалены от предприятий заказчика, или когда для проверки предприятий поставщика не требуется штатного контролера. Независимый контролер поставщика осуществляет неофициальную проверку документации и процедур, отмечая при этом наличие недостаточно четких или неясных положений которые не отвечают требованиям, принятым в соответствующих отраслях.

Если заказчик прибегает к услугам контролеров, у поставщика не должно создаваться впечатление, что проводимая ими проверка является заменой контролирующих функций самого поставщика. Фактически выявление всех дефектов продукции или недостатков; системе управления процессом является функцией системы управления поставщика.

Если контролер постоянно выявляет наличие дефектов, контроль должен однозначно рассматриваться как часть системы управления поставщика, без которого заказчик не будет обеспечен продукцией удовлетворительного качества на постоянной основе.

Обследование поставщика заказчиком представляет собой систематическую проверку предприятия поставщика и его технических возможностей. Обычно каждый представитель группы проверки имеет в своем распоряжении контрольный перечень, который позволяет проверяющему производить оценку каждой производственной операции поставщика в соответствии с установленными показателями. Большинство современных контрольных перечней по-разному определяет степень важности вопроса, и полученный результат может быть сопоставлен с различными критическими значениями, соответствующими таким общим оценкам, как «приемлемо», «условно приемлемо» и «неприемлемо».

Недостатком подобного обследования является ориентация на вопросы, которые зачастую задаются поставщику в неимоверно боль­ших количествах после непродолжительного знакомства с предпри­ятием. На это подчас затрачивается несколько часов. На большин­ство вопросов даются правильные ответы, и многие поставщики точно знают, как надо ответить на тот или иной вопрос и что хотят услышать проверяющие. Характерными особенностями подобных об­следований поставщика являются необоснованная трата времени и минимальная эффективность.

Совершенствование процедуры обследования поставщика. Для улучшения процедуры обследования поставщика необходимо под­готовить перечни потенциальных поставщиков с помощью обыч­ных промышленных каталогов, перечней членства отраслевых ассо­циаций, организаций, предоставляющих услуги по финансовым рас­четам. С помощью подобной информации можно ограничить пере­чень только поставщиками, которые отвечают таким установлен­ным требованиям, как размер предприятия, экономическая стабиль­ность, месторасположение, область предоставляемых услуг.

Потенциальным поставщикам предлагается корреспондентский способ опроса, включающий все необходимые данные, а также пре­дусматривающий выяснение желания поставщика выполнять раз­личные новые заказы в установленные сроки.

Группа обследования направляется только к потенциальным по­ставщикам. Имея ответы на большую часть вопросов контрольного перечня, группа не затратит много времени на завершение этой работы. Группа в основном занимается обследованием, концентри­руя внимание на таких важных вопросах, как интервью техническо­го персонала поставщика, проверка эффективности контрольных карт процесса непосредственно в цехе и опрос рабочих на предмет правильного понимания контрольных карт. Важно выработать у по­ставщика правильное отношение к качеству выпускаемой продук­ции и обеспечить с ним партнерские и деловые взаимоотношения.

Обследование поставщика и анализ информации о его производственных результатах. При обследовании поставщика необходимо располагать данными о его деятельности. Группа обследования постав­щика должна быть хорошо осведомлена о результатах деятельности, достигнутых поставщиком хотя бы за предыдущий год, включая все проведенные им корректирующие действия.

При наличии положительных данных представляется целесооб­разным выяснить, является ли достижение поставщиком удовлет­ворительных производственных показателей результатом низких до­ходов, весьма поверхностного входного контроля или эффективной системы управления. Даже в последнем случае не следует пренебрегать проведением всесторонней проверки. Достижение положительных; результатов могло быть обеспечено за счет надежного оборудования, которое в настоящее время может оказаться уже изношенным. Или, возможно, предприятие переходит к активной экономической деятельности и растет, а его штат пополняется менее опытными специалистами.

Если данные о деятельности поставщика не являются удовлетворительными, необходимо установить:

1. Сохраняется ли тенденция снижения качества в течение нескольких лет?

2. Имеются ли очевидные доказательства того, что предложен­ные корректирующие воздействия отвечают своему назначению и, являются эффективными?

3. Скрывается ли за этим такая проблема, как ориентация на низкое качество.

4. Характерно ли для поставщика хроническое отсутствие квалифицированных специалистов, соответствующего оборудования, проводятся ли подготовка и обучение персонала?

Все эти проблемы могут быть тщательно изучены при наличии информации о производственной деятельности поставщика.

Зачастую не совсем ответственно подходят к такой проблеме, как обследование поставщика. При деловых контактах можно и не обратить внимания на то, что поставщик уже давно не подвер­гался официальной проверке. Регулярное обследование постав­щиков, по крайней мере, ежегодно, должно стать общепринятым правилом.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: