Валютный контроль – это деятельность государства, направленная на обеспечение валютного законодательства при осуществлении валютных операций. Валютный контроль в России является составной частью системы валютного регулирования, обеспечивающая эффективность устанавливаемых государством валютный ограничений.
Организация валютного контроля в России строится на сочетании трех взаимодополняющих организационно-правовых форм:
1. Общий (неспециализированный) валютный контроль, включающий в себя контроль специальной службы (Минфин РФ), а также взаимодействующих с ней налоговых и правоохранительных органов. В рамках общего контроля реализуется, так называемый, внутренний валютный контроль путем проведения проверок документации.
2. Банковский валютный контроль, объединяющий деятельность Банка России, его территориальных учреждений, а также подотчетных ему агентов – уполномоченных банков[61]. Общими для них являются те направления контроля, которые связаны с наблюдением за законностью валютных операций, осуществляемых через кредитные организации.
|
|
3. Таможенный валютный контроль, объединяющий деятельность таможенных органов по контролю за валютными операциями, связанными с перемещением валютных ценностей и товаров через таможенную границу РФ.
Одновременное применение этих трех форм позволяет государству использовать объективно существующую способность банковской системы и таможенных органов контролировать определенные виды валютных операций, а также учитывать особенности различных валютных операций, располагая, наряду с общим, двумя специализированными формами контроля.
Недостатками такой множественности форм контроля являются пересечение и дублирование функций, а также отсутствие единообразного и четкого правового регулирования деятельности контролирующих органов [9].
Все таможенные органы в пределах своей компетенции осуществляют функции валютного контроля. С этой целью в их составе действуют специально созданные структурные подразделения, представленные в таблице 55.
В области осуществления валютного контроля таможенными органами ведется контроль за соблюдением таможенного и валютного законодательства участниками ВЭД в части зачисления денежных средств за экспортируемые товары при экспорте и возврата валютной выручки за не ввезенные импортные товары в рамках заключенных внешнеторговых контрактов.
Работа в области валютного контроля ориентируется на предотвращение совершения участниками ВЭД незаконных валютных операций путем уклонения от технологий валютного контроля, основанных на применении паспортов сделок, оформляемых уполномоченными банками.
|
|
Таблица 55. Подразделения таможенных органов, осуществляющие валютный контроль и их основные функции
Орган (его структурное подразделение) | Выполняемые функции |
ФТС России (управление валютного контроля) | Разрабатывает общую концепцию валютного контроля с участием таможенных органов |
Готовит проекты нормативных актов, определяющих организацию и технологию валютного контроля таможенными органами | |
Обобщает и анализирует и отчеты, полученные от нижестоящих таможенных органов, материалы целевых проверок участников ВЭД в целях повышения эффективности осуществления валютного контроля | |
Формирует и анализирует электронные базы данных, обеспечивающие деятельность таможенных органов по валютному контролю и учет ее результатов | |
Осуществляет внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства | |
Рассматривает обращения лиц по вопросам осуществления валютного контроля таможенными органами | |
Осуществляет проведение целевых проверок участников ВЭД, обычно при наличии информации о нарушениях валютного законодательства в особо крупных размерах | |
Организует взаимодействие с другими органами валютного контроля | |
РТУ (отделы валютного контроля) | Осуществляет проведение целевых проверок участников ВЭД по вопросам соблюдения валютного законодательства |
Осуществляет внутриведомственный контроль за соблюдением законодательства | |
Рассматривает обращения лиц по вопросам осуществления валютного контроля и, в частности, в связи с изъятиями и конфискациями валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ | |
Осуществляет тесное взаимодействие с другими агентами валютного контроля | |
Таможни, Таможенные посты (отделы таможенного оформления и таможенного контроля, отделы валютного контроля) | Таможенное оформление товаров при их ввозе с таможенной территории РФ |
Контроль за операциями по перемещению юридическими лицами через таможенную границу валютных ценностей, валюты РФ, ценных бумаг в валюте РФ |
Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля характеризуются в 2005 – 2006 гг. показателями, приведенными в таблице 56.
Таблица 56. Результаты осуществления таможенными органами валютного контроля
Показатель, млрд. долл. США | 2005 | 2006 |
Объем экспортных операций с расчетами денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля | 220,5 | 278,0 |
Объем импортных операций с расчетами денежными средствами, охваченных технологиями валютного контроля | 80,0 | 117,3 |
Объем ввезенной валюты физическими лицами | 1,6 | 2,4 |
Объем вывезенной валюты физическими лицами | 3,8 | 5,0 |
Объем ввезенной валюты юридическими лицами | 12,9 | 12,6 |
Объем вывезенной валюты юридическими лицами | 2,7 | 12,8 |
В неторговом обороте таможенные органы осуществляют контроль за ввозом в РФ и вывозом из РФ физическими и юридическими лицами наличной иностранной валюты, валюты РФ, внешних и внутренних ценных бумаг в документарной форме, а также дорожных чеков, с одновременным созданием баз данных персонифицированного учета сведений о перемещении физическими лицами валюты суммами, превышающими в эквиваленте 10000 долларов США, а также о перемещении валюты юридическими лицами. Результаты этой работы также представлены в таблице 56. Для визуального анализа структуры данные таблицы 56 представим в виде диаграммы (рис. 27).
Рис. 27. Динамика и структура результатов валютного контроля, млрд.долл.США
За 2006 год подразделениями валютного контроля таможенных органов проведено 37,6 тысяч проверок (за 2005 год – 22,3 тыс.), в ходе которых выявлено 23,2 тысяч нарушений валютного законодательства на сумму 720 млн. долл. США (за 2005 год – 9,3 тысяч на сумму 942 млн. долл. США). Возбуждено 4,2 тысяч дел об административных правонарушениях, которые направлены в территориальные управления Росфиннадзора для рассмотрения, где в результате рассмотрения дел по 64% (2005 год - 49 %) назначено административное наказание.
|
|
Соответствующие показатели по РТУ за 2006 год приведены в таблице 57.
Таблица 57. Показатели эффективности валютного контроля по РТУ
№ п/п | Показатель | ЦТУ | ЮТУ | УТУ | СТУ | СЗТУ | ПТУ | ДВТУ | ЦЭТ |
Количество проверок, тыс. ед. | 12,3 | 8,1 | 3,4 | 3,1 | 3,7 | 4,4 | 2,0 | 0,57 | |
Выявлено случаев нарушений, тыс. ед. | 1,7 | 1,1 | 4,2 | 2,8 | 6,0 | 3,41 | 1,8 | 0,014 | |
Сумма предметов нарушений, млн. долл. США | 89,0 | 64,0 | 140,0 | 65,5 | 79,0 | 132,5 | 51,2 | 97,4 | |
Возбуждено дел об АП | |||||||||
Доля дел об АБ в общем количестве проверок, % | 7,7 | 4,7 | 21,7 | 15,0 | 26,0 | 10,1 | 11,2 | 2,5 |
Серьезным информационным ресурсом, призванным обеспечить повышение эффективности валютного контроля, осуществляемого таможенными органами, явилось подписанное в ноябре 2006 года Соглашение об информационном взаимодействии Центрального Банка РФ и ФТС, что позволит с учетом возможностей, открываемых новой формой ГТД, комплексно решать вопросы построения новых автоматизированных технологий валютного контроля во внешнеторговой деятельности, основанных на сопоставлении банковской и таможенной информации (о платежах и поставках товаров).
Контрольные задания
По данным таблицы 57 оценить тесноту связи между различными показателями эффективности валютного контроля по РТУ с помощью методов, рассмотренных в теме 7 – Методы изучения взаимосвязей показателей таможенной статистики:
d) коэффициент корреляции знаков Фехнера;
e) линейный коэффициент корреляции (с проверкой на адекватность);
f) подбор уравнения регрессии.
Вариант для выполнения контрольного задания выбирается на основе данных таблицы 57 с использованием таблицы 58.
Таблица 58. Распределение вариантов для выполнения контрольного задания
Вариант | ||||||||||
Метод | a | a | a | b | b | b | b | c | c | c |
Номер показателя – факторный признак (x) | ||||||||||
Номер показателя – результативный признак (y) |
|
|