МИНИСТЕРСТВО ОБЩЕГО И ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
РОСТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
ПРИКАЗ
___ 12.11.2007 № 2405 ________
г. Ростов-на-Дону
Об утверждении базового компонента деятельности педагога-психолога
В целях совершенствования нормативно - правовых документов, регулирующих деятельность службы практической психологии в системе образования Ростовской области
ПРИКАЗЫВАЮ:
1.Утвердить:
1.1. общие положения деятельности педагога-психолога для различных типов образовательных учреждений (Приложение№1);
1.2. базовый компонент деятельности педагога-психолога:
1.2.1. общеобразовательных школ, гимназий, лицеев (Приложение №2);
1.2.2. дошкольного образовательного учреждения (Приложение №3);
1.2.3. интернатного учреждения (для детей - сирот и детей, оставшихся без
попечения родителей, общеобразовательной и санаторной школы-
интерната) (Приложение №4);
1.2.4. специального (коррекционного) образовательного учреждения VIII
вида (Приложение №5);
1.2.5. учреждений начального профессионального образования (колледжей,
профессиональных училищ) (Приложение №.6).
1.2.6. учреждений дополнительного образования (Приложение №.7).
2.Рекомендовать руководителям муниципальных органов управления образованием:
2.1. довести до сведения педагогов-психологов базовый компонент деятельности в соответствии с типом образовательного учреждения;
2.2. при проведении инспекторских проверок деятельности педагога-психолога учитывать вышеназванные документы.
3.Контроль исполнения приказа возложить на заместителя министра А.В.Скачкова.
Министр И.А.Гуськов.
Приказ подготовлен отделом специального
образования и социально-правовой защиты
детства. Нач. П.Н.Серов
Приложение 1
к приказу от _ 12.11.2007 № 2405
Общие положения деятельности педагога-психолога для различных типов образовательных учреждений
Психологическая служба образовательного учреждения в своей деятельности руководствуется международными актами в области защиты прав детей, Законом Российской Федерации «Об образовании», федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации, решениями соответствующих органов управления образованием, Положением о службе практической психологии в системе Министерства образования Российской Федерации (Приложение к приказу Министерства образования Российской Федерации от 22.10.99 г. № 636), приказом МО РФ от 09.07.1998 №1880 «О целевой комплексной программе «Психолого-педагогические основы проектирования образовательной политики»; решением коллегии МО РФ от 27.05.1997 №6/1 «О стратегии воспитания и психологической поддержки личности в системе общего и профессионального образования»), Уставом образовательного учреждения.
Психолого-педагогическое сопровождение в рамках модернизации образования призвано оптимизировать соотношение стратегий развития, формирования и коррекции при обучении и воспитании ребенка.
Развитие – это раскрытие творческого потенциала, усиление заложенных в самом ребенке возможностей, помощь ребенку в обретении веры в свои силы, стимулирование активности, самостоятельности и ответственности ребенка.
Формирование – это направленное воздействие на ребенка с целью вызвать новые психологические образования, опираясь на прошлый опыт ребенка и учитывая его индивидуальность.
Коррекция – это совокупность мер по устранению недостатков развития. К ней примыкает компенсация – перестройка сохранных функций для замещения нарушенных.
Целью психолого-педагогического сопровождения ребенка в учебно-воспитательном процессе является обеспечение его нормального развития (в соответствии с нормой развития в соответствующем возрасте).
Задачами психолого-педагогического сопровождения являются:
· предупреждение возникновения проблем развития ребенка,
· содействие ребенку в решении актуальных задач развития, обучения, социализации (при учебных трудностях, при выборе образовательного и профессиональных маршрутов, при проблемах во взаимоотношениях со сверстниками, учителями, родителями),
· развитие психолого-педагогической компетентности учащихся, родителей, педагогов.
Выделение обязательного содержания психолого-педагогического сопровождения ребенка на уровне образовательного учреждения является предпосылкой для построения профессиональных связей как внутри конкретного учреждения, так и между учреждением образования и специалистами здравоохранения, дополнительного образования, специалистами районных и городского психологических центров. Это является основой для создания в рамках города систем комплексной помощи ребенку и семье.
Психологизация образовательного пространства играет важную роль в русле сопровождения развития ребенка и в его социализации. Решение задач психолого-педагогического сопровождения ребенка не может быть ограничено областью непосредственного взаимодействия психолога с ребенком, но требует организации работы с педагогами и родителями как участниками учебно-воспитательного процесса. Традиционно данное направление определяется как психологическое просвещение.
Формы и содержание деятельности педагога-психолога образовательного учреждения в рамках сопровождения включают следующие направления:
- комплексная диагностика,
- развивающая и коррекционная деятельность,
- консультирование и просвещение педагогов, родителей и других участников образовательного процесса,
- экспертная деятельность по определению и корректировке индивидуального образовательного маршрута,
- социально-диспетчерская деятельность (в рамках взаимодействия отдельных специалистов и служб помощи ребёнку и его семье).
Каждое направление включено в единый процесс сопровождения, имеет свою специфику.