Знание особенностей умственно отсталых детей, запрос для диагностики, учёт диагностической гипотезы, опора на имеющиеся данные о ребёнке определяют выбор психологом необходимого диагностического инструментария. С изменением гипотезы (в зависимости от результатов выполнения диагностических процедур) меняется дальнейший выбор методик и тестов. Психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество используемых диагностических методик.
Возможности тестирования в специальном образовании весьма ограничены. Отсутствуют специально организованные тесты, количественные критерии (нормативы) для данной категории детей.
Ведущим для задач группового обследования является методнаблюдения. Он позволяет психологу увидеть выделяющихся, в том числе и по отдельным показателям, детей, сформулировать диагностическую гипотезу для последующей углубленной оценки особенностей их развития.
Для углубленной диагностики применимы следующие методики:
Направления и параметры диагностического исследования | Диагностический инструментарий |
Оценка сформированности пространственного анализа и синтеза на наглядно-действенном уровне | Методика Кооса, куб Линка; |
Оценка параметров интеллектуальной деятельности, а также оценка особенностей мнестических функций, в частности различия в объёме непосредственного и опосредованного запоминаемого материала | Методикаопосредованного запоминания по А.Н.Леонтьеву (для детей 7-9 летнего возраста) и методика Пиктограмма(для детей с достаточно сформированной графической деятельностью после 8-9 лет); |
Оценки уровня понятийного мышления | Предметная классификация, Исключение предметов, Исключение понятий, Сравнение понятий, Ассоциативный (словесный) эксперимент, Выделение существенных признаков |
Выявление уровня интеллектуального развития | Прогрессивные матрицы Дж. Равена, Интеллектуальный тест Кеттела, Корректурные пробы, методика В.М.Когана; |
Личностно-ориентированные методики | Цветовой Тест отношений, Тест Руки. |
Длительность углубленного обследования обычно занимает от 1 часа до 1 часа 30 минут в зависимости от темпа деятельности ребёнка, возраста, других условий.
Приложение №6
к приказу от 12.11.2007 № 2405
Базовый компонент деятельности педагога-психолога