Диагностический инструментарий специального психолога

Знание особенностей умственно отсталых детей, запрос для диагностики, учёт диагностической гипотезы, опора на имеющиеся данные о ребёнке определяют выбор психологом необходимого диагностического инструментария. С изменением гипотезы (в зависимости от результатов выполнения диагностических процедур) меняется дальнейший выбор методик и тестов. Психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество используемых диагностических методик.

Возможности тестирования в специальном образовании весьма ограничены. Отсутствуют специально организованные тесты, количественные критерии (нормативы) для данной категории детей.

Ведущим для задач группового обследования является методнаблюдения. Он позволяет психологу увидеть выделяющихся, в том числе и по отдельным показателям, детей, сформулировать диагностическую гипотезу для последующей углубленной оценки особенностей их развития.

Для углубленной диагностики применимы следующие методики:

Направления и параметры диагностического исследования Диагностический инструментарий
Оценка сформированности пространственного анализа и синтеза на наглядно-действенном уровне Методика Кооса, куб Линка;  
Оценка параметров интеллектуальной деятельности, а также оценка особенностей мнестических функций, в частности различия в объёме непосредственного и опосредованного запоминаемого материала Методикаопосредованного запоминания по А.Н.Леонтьеву (для детей 7-9 летнего возраста) и методика Пиктограмма(для детей с достаточно сформированной графической деятельностью после 8-9 лет);
Оценки уровня понятийного мышления   Предметная классификация, Исключение предметов, Исключение понятий, Сравнение понятий, Ассоциативный (словесный) эксперимент, Выделение существенных признаков
Выявление уровня интеллектуального развития Прогрессивные матрицы Дж. Равена, Интеллектуальный тест Кеттела, Корректурные пробы, методика В.М.Когана;
Личностно-ориентированные методики Цветовой Тест отношений, Тест Руки.

Длительность углубленного обследования обычно занимает от 1 часа до 1 часа 30 минут в зависимости от темпа деятельности ребёнка, возраста, других условий.

Приложение №6

к приказу от 12.11.20072405

Базовый компонент деятельности педагога-психолога


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: