Знание возрастных особенностей детей, запрос для диагностики, учёт диагностической гипотезы, опора на имеющиеся данные о ребёнке определяют выбор психологом необходимого диагностического инструментария. С изменением гипотезы (в зависимости от результатов выполнения диагностических процедур) меняется дальнейший выбор методик и тестов. Педагог-психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследования, минимизировать количество используемых диагностических методик.
Ведущим для задач группового обследования является метод наблюдения. Он позволяет педагогу-психологу увидеть выделяющихся, в том числе и по отдельным показателям, детей, сформулировать диагностическую гипотезу для последующей углубленной оценки особенностей их развития.
Для углубленной диагностики применимы следующие методики:
Направления и параметры диагностического исследования | Диагностический инструментарий |
Оценка параметров интеллектуальной деятельности, а также высших психических функций | Методика опосредованного запоминания по А.Н.Леонтьеву(для детей 7-9 летнего возраста), методика Пиктограмма, корректурные пробы, тест Тулуз-Пьерона |
Оценка уровня понятийного мышления | Предметная классификация, исключение предметов, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативный (словесный) эксперимент, выделение существенных признаков; |
Выявлени уровня интеллектуального развития | Прогрессивные матрицы Дж. Равена, Интеллектуальный тест Кеттелла, методика В.М.Когана; |
Личностно-ориентированные методики | Цветовой тест Люшера, цветовой Тест отношений, Тест Руки, тест «Запомни и воспроизведи рисунок» Немова, тест «Выбери нужное лицо» (Тэммл, Дорки, Амен),проективные рисуночные тесты |
Определение степени социальной адаптации | Тест групповой сплоченности Сишора, тест оценки коммуникативных умений, опросник Спилбергера, тест Филлипса, НПН Немчина |
Диагностика группы риска развития кризисных состояний | Тест Люшера, ЦТО, тест Кучера, опросник Басса-Дарки, «Незаконченные предложения», ПДО Личко |
Диагностика профессиональной направленности | Тест Холланда, Карта интересов, ДДО, КОС, анкета «Ориентация», психогеометрический тест |
Изучение психологического климата в коллективе УДО | «Изучение психологического климата в коллективе» Лутошкина, ЦТО, УСК,опросник Шмишека, MBI К.Маслях (уровень профессионального угасания). |
Длительность углубленного обследования обычно занимает от 1 часа до 1 часа 30 минут в зависимости от темпа деятельности ребёнка, возраста, других условий.