Диагностический инструментарий педагога-психолога

Знание возрастных особенностей детей, запрос для диагностики, учёт диагностиче­ской гипотезы, опора на имеющиеся данные о ребёнке определяют выбор психологом необходимого диагностического инструментария. С изменением гипотезы (в зависимости от результатов выполнения диагностических процедур) меняется дальнейший выбор методик и тестов. Педагог-психолог должен владеть достаточным диагностическим арсеналом, чтобы иметь возможность гибко изменять ход обследова­ния, минимизировать количество используемых диагностических методик.

Ведущим для задач группового обследования является метод наблюдения. Он позволяет педагогу-пси­хологу увидеть выделяющихся, в том числе и по отдельным показателям, детей, сформулировать ди­агностическую гипотезу для последующей углубленной оценки особенностей их развития.

Для углубленной диагностики применимы следующие методики:

Направления и параметры диагностического исследования Диагностический инструментарий
Оценка параметров интеллектуальной деятельности, а также высших психических функций Методика опосредованного запоминания по А.Н.Леонтьеву(для детей 7-9 летнего возраста), методика Пиктограмма, корректурные пробы, тест Тулуз-Пьерона
Оценка уровня понятийного мышления Предметная классификация, исключение предметов, исключение понятий, сравнение понятий, ассоциативный (словесный) эксперимент, выделение существенных признаков;
Выявлени уровня интеллектуального развития Прогрессивные матрицы Дж. Равена, Интеллектуальный тест Кеттелла, методика В.М.Когана;
Личностно-ориентированные методики Цветовой тест Люшера, цветовой Тест отношений, Тест Руки, тест «Запомни и воспроизведи рисунок» Немова, тест «Выбери нужное лицо» (Тэммл, Дорки, Амен),проективные рисуночные тесты
Определение степени социальной адаптации Тест групповой сплоченности Сишора, тест оценки коммуникативных умений, опросник Спилбергера, тест Филлипса, НПН Немчина
Диагностика группы риска развития кризисных состояний Тест Люшера, ЦТО, тест Кучера, опросник Басса-Дарки, «Незаконченные предложения», ПДО Личко
Диагностика профессиональной направленности Тест Холланда, Карта интересов, ДДО, КОС, анкета «Ориентация», психогеометрический тест
Изучение психологического климата в коллективе УДО «Изучение психологического климата в коллективе» Лутошкина, ЦТО, УСК,опросник Шмишека, MBI К.Маслях (уровень профессионального угасания).

Длительность углубленного обследования обычно занимает от 1 часа до 1 часа 30 минут в за­висимости от темпа деятельности ребёнка, возраста, других условий.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: