Лекция 1. Цели и задачи музыкального воспитания и его коррекционно-развивающий потенциал

План:

1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника.

2. Цели и задачи музыкального воспитания.

3. Содержание программы по музыке.

4. Этапы знакомства с новым музыкально-теоретическим материалом.

5. Коррекционно-развивающий потенциал музыкального воспитания в начальной школе.

Музыка – могучий источник мысли и ни с чем

несравнимое средство развития творческих сил разума.

Н. И. Монахов.

1. Специфические возможности музыки как средства формирования личности школьника

Музыка! Как прекрасна и поистине безгранична эта область человеческой культуры. Сокровища музыки, накопленные в течение веков поколениями людей, необычайно многообразны. Ее слушают в операх и концертных залах, она звучит на всех праздничных мероприятиях. Есть музыка оперная и балетная, симфоническая и камерная, военная и эстрадная.

Мир музыки охватывает разные эпохи истории и разные слои общества.

Поверхностно мыслящий слушатель с легкостью отбрасывает чуждую ему музыку, рожденную в далеком прошлом. Просвещенный же слушатель с удовольствием постигает очарование музыкальной старины, не переставая восхищаться творениями великого И. Баха, В. Моцарта, И. Гайдна.

Музыка бывает вокальная и инструментальная. Вокальная музыка – богатая и многообразная область музыкального творчества. Каждый из голосов (женские: сопрано, меццо-сопрано, контральто; мужские: тенор, баритон, бас) обладает своей ярко выраженной тембровой окраской. Существуют различные составы хора – смешанный хор, мужской, женский, детский. Есть хор, поющий в сопровождении рояля или оркестра, а есть хор, исполняющий музыкальные произведения без сопровождения. Его обычно называют хором a cappella.

При слушании вокальной музыки мы воспринимаем одновременно три художественных элемента: поэтическое слово, вокальную мелодию и инструментальный аккомпанемент. Именно сочетание этих трех элементов создает единый, цельный образ.

Инструментальная музыка отличается от вокальной отсутствием слов и пения. В инструментальных пьесах звучат только музыкальные инструменты. Самый богатый и многокрасочный вид инструментальной музыки – это музыка симфонического оркестра. В нем собраны все основные виды музыкальных инструментов: духовые, струнные, ударные. Мир музыки оркестра чрезвычайно разнообразен – от благородного пения скрипок до тяжелых ударов литавр, от нежных трелей флейты до могучего рокотания тромбона.

Чтобы научиться полноценно воспринимать музыку, нужно, прежде всего, чаще ее слушать, причем слушать вдумчиво и, конечно, в хорошем исполнении, обращаясь к одному и тому же музыкальному шедевру по несколько раз. Постепенно музыкальное восприятие совершенствуется, становясь более тонким и чутким. Никакие даже самые умные разговоры о музыке не заменят живого и непосредственного восприятия красоты музыкального искусства.

Музыкальные звуки сопровождают нас на протяжении всей нашей жизни. Они всюду и везде: в труде и быту, на дружеских встречах и праздничных гуляниях. Ни один человек еще не обошелся в своей жизни без музыки, которая постоянно сопутствует каждому из нас. Музыкальные мелодии звучали во все времена, включая и древний период развития человечества, и исполнялись на самых различных музыкальных инструментах. Количество видов этих инструментов измеряется десятками, и каждый отдельно взятый музыкальный инструмент обладает своим индивидуальным тембром и внешним видом. В наше время самыми известными и узнаваемыми музыкальными инструментами, игре на которых обучают в детских музыкальных школах, являются: фортепиано, гитара, аккордеон, баян, скрипка, виолончель, домра, балалайка, флейта, труба, саксофон. Желание детей научиться играть на каких – либо музыкальных инструментах вызвано их стремлением к музыкальному исполнительству и должно всячески поддерживаться и родителями, и преподавателями.

Музыка открыта всем, но каждому по-своему. Для одного в музыке важно импульсивное ритмическое начало, другого привлекает многообразие и тонкость чувств, а для третьего музыка является огромным и богатым миром красоты, миром, в котором воплощены раздумья многих поколений людей о смысле жизни и идеалах добра. Обладая очень большой силой эмоционального воздействия на человека, музыка играет громадную роль в воспитании духовного мира детей и молодежи, облагораживая и обогащая его.

С точки зрения современной психологии возникновение музыки связано с потребностью человека в эмоциональных контактах и общении. Основным содержанием музыки является выражение мыслей, настроений, переживаний и чувств человека. Познавательная деятельность проходит в очень важной сфере – чувств. В музыке через эмоцию происходит личностное познание мира, смысла его существования для человека. Таким образом, музыка – это эмоциональное познание бытия, выражение отношения к действительности и к самому себе. В отличие от науки, которая опирается лишь на понятия и значения, музыка опирается на смысл. Она есть поиски смысла существования, смысла бытия.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: