Общедидактические методы

К ним относятся: словесные, наглядно-слуховые; деятельно-практические; проблемно-поисковые; игровые методы; контроля.

Комплексные методы:

1. Метод эмоциональной драматургии. Данный метод реализуется в следующих приемах: Подбор музыкальных произведений, способных заинтересовать детей, высветить какую-либо важную нравственно-эстетическую идею (добра, верности), помочь освоить тему. Расположение произведений на уроке с учетом их эмоционального характера, по принципу сходства и контраста. Определение ведущего эмоционального тона урока, темпа речи, динамики. Определение на уроке эмоционально-смысловой кульминации (учитель намечает способы ее достижения).

2. Метод музыкального обобщения Данный метод реализуется в следующих приемах. Накопление детьми слуховых представлений и музыкального опыта для усвоения и обобщения материала (темы). Создание проблемных ситуаций для ознакомления учащихся с новым материалом Закрепление полученного материала в разных видах учебной деятельности.

Частные методы:

1. Метод размышления о музыке в разных формах общения с ней. Сущность данного метода в том, "чтобы учащиеся как можно чаще сами отвечали на возникшие вопросы, а не довольствовались получение от учителя готовых ответов-истин, которые им остается лишь запомнить". Решение новых вопросов приобретает форму кратких собеседований, состоящих из трех связанных моментов: - четко сформулированная учителем задача; - постепенное, совместно с учителем решение этой задачи; - окончательный вывод, который должны сделать сами учащиеся. Это метод тесно связан с созданием проблемно-поисковых ситуаций, когда перед учащимися ставятся различные творческие задания.

2. Метод создания художественного контекста. Находит свое выражение в "выходе" за пределы музыки в другие виды искусства, природу, историю, жизненные ситуации, образы. Этот метод обеспечивает целостное восприятие музыки. Этот метод можно назвать методом художественных ассоциаций. К нему примыкает метод "пластического" интонирования, свободного дирижирования, помогающий включению учащихся в образный строй произведений.

3. Метод создания "композиций". Его суть в создании различных вариантов исполнения музыкальных произведений. Метод реализуется в разных вариантах соединения пения педагога с пением детей, игры педагога и игры детей на музыкальных инструментах, с четырехручьем, с сольным пением, с движением.

4. Метод забегания вперед и возвращения к пройденному. Его суть в том, что освоение новой темы, по возможности, должно сначала опираться на уже знакомую музыку или знакомых композиторов и лишь затем – на новый материал. Этот метод дает возможность возращения к пройденному с новой точки зрения для более глубокого понимания, обнаружения новых черт и связей в творчестве композитора.

5. Метод анализа художественного произведения путем сопоставления по принципу сходства и различия. В его основе лежит диалектический метод, основанный на выявлении противоречий и проникновении в сущностную природу явлений и процессов. П.А.Флоренский охарактеризовал этот метод «как организованное удивление».

Основной формой организации учебно-воспитательного процесса в музыкальном обучении является урок музыки. Урок музыки – это урок искусства и поэтому для него характерна особая эмоциональная атмосфера. Урок музыки – это, прежде всего общение школьников с музыкальным искусством. Любой урок музыки должен решать в единстве три ведущие задачи: развитие эмоционального, осознанного, деятельно-практического отношения учащихся к музыке. К наиболее типичным видам уроков музыки относятся:

1. Урок введения в тему. Основной признак – усвоение учащимися нового "ключевого" знания о музыке. Процесс введения в тему складывается обычно из трех основных моментов: - активизация накопленного ранее жизненного и музыкального опыта учащихся, усвоенных ранее тем, знакомого музыкального материала под углом зрения нового ключевого знания. - создание поисковой ситуации, в ходе которой учащиеся, опираясь на восприятие музыки, приходят к решению поставленной задачи. - закрепление обобщенного представления о новом знании в ходе восприятия новых произведений.

2. Уроки углубления и закрепления темы. Основной признак – применение усвоенного ключевого знания в процессе восприятия незнакомых произведений. Углубление и закрепление осуществляется за счет более широкого обращения к частным, конкретным знаниям.

3. Урок обобщения темы. Основной признак – наличие в его содержании более обобщенной характеристики "ключевого" знания. Урок строится в зависимости от того, как дети усвоили данную тему.

4. Урок-концерт. Он представляет собой демонстрацию учебных успехов детей, их знаний, умений и навыков, способностей к восприятию и художественному мышлению, исполнительских способностей.

Кроме того, современная музыкальная педагогика предлагает и другие многочисленные виды уроков. Существуют: урок-сценарий, урок-обучение, урок-процесс, урок-исследование, урок-монография и т д. Предлагается строить уроки исходя из законов формообразования в музыке: урок в форме рондо, урок-вариация, трехчастная форма урока.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: