Профессия «учитель музыки»

Уровень образованности, воспитанности и духовной культуры современных детей и молодежи во многом зависит от целенаправленной и высокопрофессиональной деятельности учителей, преподающих музыку детям, работающих в общеобразовательных школах. В процессе формирования основных качеств личности учащегося музыкальному образованию и воспитанию принадлежит решающая роль по ряду причин. Во-первых, в комплексе средств художественного воздействия музыкальное воспитание может рассматриваться как самое доступное и массовое. Во- вторых, музыка как вид искусства обладает наибольшим эффектом непосредственного эмоционального воздействия в силу своей способности затрагивать самые сокровенные чувства людей, увлекать их, подчиняя своему настроению и порыву. В–третьих, воздействуя на духовный мир человека, музыка формирует его нравственные принципы и убеждения. Реализация всех этих возможностей музыкального воспитания осуществима только с помощью высококвалифицированного учителя.

Профессия «учитель музыки» широка и многогранна. Многогранность и многоплановость работы учителя музыки объясняется тем, что музыкальные занятия включают в себя и слушание музыки, и хоровое пение, и ознакомление с различными музыкальными понятиями, и музыкальное исполнительство, и, конечно, музыкальное творчество в самых различных проявлениях. Осуществление всего этого требует от преподавателя владения множеством знаний и умений и может быть с успехом выполнено, если учитель:

а) любит и понимает детей;

б) знает не только методику проведения уроков, но и хорошо видит задатки своих учеников, обладающих очень разными, сугубо индивидуальными склонностями и способностями;

в) многократно слушая и разучивая с детьми одни и те же произведения, он каждый раз как бы заново открывает для себя новые грани звучащей музыки;

г) как разносторонне образованный человек он не только находится в курсе всех музыкальных событий современности, но и знакомится с различными явлениями в смежных областях искусства.

Музыкально-педагогическая деятельность предполагает умение петь, играть на музыкальном инструменте, дирижировать, объяснять и т.д. Все это достигается путем постоянного совершенствования музыкальной и педагогической деятельности, а также систематической самообразовательной работой. В наше время обществу (особенно детям) требуются не просто хорошо обученные преподаватели, но и в первую очередь творчески мыслящие педагоги, обладающие уникальным воображением и неординарным мышлением. Чем интереснее и разносторонне образованнее педагог, чем выше его духовный и интеллектуальный потенциал, тем вероятнее воспитание им человека самобытного, яркого, коммуникабельного, лучащегося смыслом.

2. Цели и задачи музыкального воспитания.

Задача всеобщего музыкального воспитания была выдвинута в нашей стране как задача государственной важности еще в 1918 году. Первым декретом Советской власти об общеобразовательной школе музыка была включена в школьную программу в качестве обязательного предмета. Особое внимание было уделено развитию детской музыкальной самодеятельности. Большой размах получило детское хоровое пение. К середине двадцатых годов уже существовал Ленинградский хор школьников, в котором участвовало четыре с половиной тысячи детей, и общегородской оркестр русских народных инструментов, численность которого достигала тысячи человек. Были созданы духовые и симфонические детские оркестры, в домах пионеров организовывались музыкальные кружки. Возникла широкая сеть музыкальных школ. Благодаря всем этим нововведениям заметно повысился уровень общей музыкальной культуры нашего народа.

Успехи, достигнутые в росте музыкальной культуры людей, начиная с 1918 года, были поистине огромны, но впоследствии работа в этой области стала постепенно свертываться. Из-за тяжелых человеческих и материальных потерь, нанесенных войной в 1941-1945 годах, музыка стала входить в программы только четырех классов школы. Фактически же музыкальные занятия в общеобразовательных школах к концу войны почти прекратились. Сеть музыкальных училищ, выпускавших учителей музыки для школ, резко сократилась. Отлично работавший до войны в Москве Центральный институт по подготовке учителей музыки был закрыт. Попытка восстановить после войны музыкальные занятия хотя бы в первых трех классах школы не привела к заметным результатам. И только в 1955 году Министерство просвещения приняло решение о введении занятий музыкой в программу общеобразовательной школы с первого по шестой класс включительно. В результате в большинстве школ занятия музыкой проводились, но их уровень был чрезвычайно низким, так как велись они преподавателями общеобразовательных предметов, не получившими никакой специальной подготовки. Поэтому в течение нескольких лет (пятидесятые годы) общеобразовательные школы нашей страны выпускали сотни тысяч молодых людей с неразвитым музыкальным вкусом и без каких-либо навыков в области музыки.

Вопрос музыкального воспитания детей приобретал в то время характер важной социальной проблемы. Впоследствии Министерство просвещения разработало ряд мер для улучшения работы по эстетическому воспитанию, которые с успехом проводились и в общеобразовательных, и в музыкальных школах нашей страны.

Основная цель музыкального воспитания заключается в формировании хорошего музыкального вкуса, в понимании прелести большого искусства, в ощущении разницы между хорошим и плохим. И классическая, и современная музыка должна обязательно входить в круг человеческих интересов с самого раннего детства.

Учебный предмет «Музыка» в школе имеет следующие задачи:

· развитие эмоциональной сферы учащихся через эстетический отклик на музыкальные произведения, чувство сопереживания музыкальным образам;

· формирование музыкальной культуры учащихся, что включает социально-художественный опыт, процесс его становления, развитие широты и социально значимой направленности личного музыкально-эстетического вкуса;

· приобретение детьми системы опорных знаний, умений и способов музыкальной деятельности, обеспечивающих в совокупности необходимую базу для последующего самостоятельного знакомства с музыкой, музыкального самообразования и самовоспитания;

· развитие музыкальных способностей, певческого голоса, знаний и умений в области музыкальной, в том числе нотной, грамоты;

· совершенствование детской эмоциональной сферы, воспитание музыкального, эстетического вкуса, интереса и любви к художественной музыке, желания слушать и исполнять ее;

· становление «национальной широты» музыкального вкуса — стремления слушать образцы национальной музыки разных народов, желания познать инонациональную музыку как в ее подлинных, фольклорных образцах, так и в аранжировке профессиональных композиторов (как способ эстетического усвоения духовной культуры другого народа);

· приобщение детей к «золотому фонду» народной, классической и современной песни, формирование интереса и любви к пению, хоровому исполнительству;

· развитие умения общаться с образцами современной музыки (в их взаимосвязи с музыкальным классическим наследием), испытывать в этом потребность;

· активизация общественно-полезной направленности музыкальных занятий для использования репертуара, знаний и умений, приобретенных на занятиях и уроках, в деятельности детского коллектива, в собственном быту, на досуге;

· приобретение детьми (в основном в школьные годы) знаний и умений использования в самостоятельном знакомстве с музыкой различных технических средств, средств массовой информации, справочной и другой специальной литературы.

С перечисленными задачами согласуется содержание музыкального воспитания, которое условно можно определить как единство трех блоков:

1) содержание искусства — оценочное осознание жизненных явлений. Искусство как культура отношений, опыт поколений в образах, в осознании добра и зла;

2) творческая позиция;

3) развитое ассоциативное мышление как основа творческой способности (согласно теории эстетического воспитания Б. М. Неменского).

Обозначенные блоки характерны для эстетического воспитания в широком понимании. Применительно к музыкальному воспитанию Э. Б.Абдуллин конкретизировал элементы содержания следующим образом:

• опыт эмоционально-нравственного отношения к действительности, воплощенный в музыке;

• музыкальные знания;

• музыкальные умения и навыки, проявляющиеся в творческой деятельности школьников.

Содержательные блоки музыкально-эстетического воспитания определяют тематику четвертей. Так, например, темы четвертей II класса по программе Ю.Б. Алиева с направленностью на развитие у детей первичных форм эстетического отношения к жизни имеют названия: «Природа в музыке», «Сказка в музыке», «Музыка о животных». Зависимость восприятия искусства от знания его языка нашла отражение в формулировках задач по четвертям программы Д.Б. Кабалевского, адекватных ключевым знаниям: второй класс — «Интонация», «Развитие музыки», «Построение (формы) музыки».

Основой накопления учащимися опыта эмоционально-ценностного отношения к действительности, воплощенного в музыке является непосредственно музыкальный материал. В разных альтернативных программах он представлен списком конкретных произведений, но основные критерии его отбора для всех программ тождественны. Это знакомство с:

• образцами профессиональной (композиторской) и народной музыки; с ведущими музыкантами — солистами и музыкальными коллективами;

. различными музыкальными жанрами, формами и стилями;

• выразительными средствами, используемыми при создании музыкального образа;

• музыкальными инструментами и оркестрами, певческими голосами и хорами.

Музыкальный материал ныне существующих программ содержит инструментальные и вокальные произведения русских композиторов (М.П. Мусоргского, А.П. Бородина, П.И. Чайковского, Н.А. Римского-Корсакова и др.), зарубежных (Л. Бетховена, В.А. Моцарта, Ф. Шуберта, Ф. Шопена, Э. Грига и др.), народные песни (русские, украинские, белорусские, эстонские и др.), песни современных композиторов (Е. Крылатова, В. Шаинского, Г. Гладкова и др.).

В современной дидактике содержание музыкального обучения в школе определяется как воспитательно-ориентированная и педагогически оправданная система музыкальных знаний, навыков и умений, которая выступает в единстве с опытом музыкально-творческой деятельности и эмоционально-нравственного отношения человека к действительности. Элементами содержания музыкального образования являются:

1) музыкальный материал — опыт эмоционально-нравственного отношения человека к окружающей действительности;

2) музыкальные знания (ключевые и частные);

3) музыкальные умения и навыки.

Все элементы представлены в процессе музыкального обучения во взаимосвязи и единстве.

Содержание предмета «Музыка» объединяет музыкальный материал для слушания и репертуар для пения. Их отбор осуществляется учителем музыки в школе по следующим критериям: музыкальные произведения должны быть высокохудожественными и увлекательными для школьников, педагогически целесообразными (учить чему-то полезному и выполнять определенную воспитательную роль, формировать музыкальные вкусы учеников), романтически приподнятыми, создающими в представлении Школьников эталоны красоты, доступными для соответствующего возраста учеников в отношении постижения содержания Произведения и его воспроизведения в процессе исполнения, представлять жанры всех эпох и стилей; отобранные музыкальные произведения должны быть созвучными жизненному и музыкальному опыту детей, отвечать тематическому содержанию программы.

В качестве основы понимания музыки как вида искусства выступают знания двух уровней:

1) обобщенные ключевые знания, способствующие формированию целостного представления о музыкальном искусстве. Они характеризуют природу музыкального искусства как социального явления, его роль в общественной жизни. Это представления об интонации как зерне музыки, показ связи музыкальной и речевой интонации, принципы развития, жанровые и стилевые особенности музыки и т.п.;

2) частные знания о музыке — элементы выразительности музыкальной речи (динамика, темп, ритм и т.п.), биографические сведения о композиторах и исполнителях, творческая история создания музыкального произведения.

Музыкальное обучение предполагает определенные этапы формирования основных умений:

1) объяснение учителем нового материала и накопление учащимися музыкально-слухового опыта;

2) введение в знание на основе восприятия музыки и применение знания по образцу;

3) самостоятельное ориентирование учащихся в музыке с позиции изучаемой темы, самостоятельное применение знания.

Музыкальные навыки находятся в непосредственной связи с учебной музыкальной деятельностью школьников и выступают в определенных приемах исполнения музыки: вокально-хоровые навыки (дыхание, звукообразование, дикция, ансамбль, строй, мягкая атака звука, высокая позиция, округленное «полетное» звучание гласных и т.д.), музыкально-ритмические и музыкально-игровые навыки игры на детских инструментах и др.

В содержании музыкального образования должны быть представлены:

• различные пласты музыкальной культуры: фольклор (народная музыка), духовная (церковная) музыка, классическое наследие и произведения современных композиторов — все это является основой становления музыкальной культуры школьников;

• познание закономерностей возникновения и развития музыкального искусства и музыкального творчества на основе интонационной, жанровой и стилевой природы музыки, что способствует глубокому прочувствованию и осмыслению музыки, развивается умение слышать музыку, формируются интонационно-образное мышление, воображение и фантазия детей;

• изучение основных средств музыкальной выразительности (мелодия, лад, темп, ритм, динамика, регистр, гармония и т.д.), которые помогают школьникам осознать, постичь процесс создания музыкального образа определенным сочетанием выразительных средств музыки и формируют их эмоционально-образное и осознанное восприятие музыки, музыкальных форм и жанров;

• деятельностное усвоение музыкального искусства через овладение навыками хорового и инструментального исполнительства, сочинения и импровизации, пластического интонирования музыки и музыкального движения.

В процессе исполнительской музыкальной деятельности каждому ребенку дается возможность испытать радость от общения с музыкой, от индивидуального выражения себя в музыке, до ощущения себя творческой личностью, воспринимающей музыку как искусство, обладающее особой эмоциональной силой.

В начальной школе в программе Ю.Б. Алиева по классам закладываются основы музыкального образования, которое понимается и как процесс, и как результат знакомства детей с образцами музыки, овладения опорными знаниями о музыкальном искусстве.

В I классе программу объединяет тема «Музыка рассказывает о жизни». Здесь происходит знакомство с детскими песнями и инструментальными сочинениями на близкую детям тематику, которые музыкальными средствами рассказывают о явлениях окружающей жизни: о доме и школе, детских играх и танцах, о природе и сказке. Предлагаемые произведения способствуют переживанию детьми различных настроений, показывают, что музыка очень нужна каждому человеку в жизни. Тезис о нужности является сегодня одним из главнейших в музыкальной педагогике.

Во II классе делается акцент на ознакомление с музыкой, выражающей чувства и мысли человека, и с музыкой изобразительного характера.

Программа III класса знакомит детей с малыми и крупными музыкальными формами, с жанрами симфонической, оперной и балетной музыки.

В IV классе вводится тема «Русская народная музыка и ее использование в творчестве композиторов».

Заключает программу начальной школы тема, подводящая итог всему пройденному, — «Музыкальная жизнь России». Ею открывается новая тематическая линия, которая в дальнейшем будет одной из ведущих.

В основной школе обогащается запас полученных ранее музыкальных впечатлений. Закрепляются и развиваются приобретенные Умения и навыки. Система учебных тем обобщающего характера обеспечивает необходимую базу для музыкального самообразования и самовоспитания. Так, в V классе учащиеся знакомятся с разнообразием жанров народной музыкальной культуры, а также с творчеством русских композиторов М. И. Глинки, А. П. Бородина, М.П. Мусоргского, Н.А. Римского-Корсакова, П.И.Чайковского.

Методы музыкального воспитания. Формы организации музыкальных занятий. Основная цель изучения предмета «Музыка» - формирование музыкальной культуры личности как части ее общей духовной культуры (Д.Б.Кабалевский). Задачи учебного предмета «Музыка» - воспитание любви к музыке; - освоение музыкального искусства посредством овладения музыкальными знаниями, слушательскими и исполнительскими умениями; - приобретение опыта самостоятельной музыкально-творческой деятельности; - воспитание эстетических чувств и формирование художественного вкуса; - развитие музыкального восприятия, мышления, слуха, певческого голоса, творческих способностей учащихся. Под методом понимается способ деятельности для достижения определенной цели. Методы обучения представляют собой систему действий учителя, направленных на организацию деятельности учащихся по усвоению содержания образования. В музыкальной педагогике существует множество различных по структуре методов: от единичных, предполагающих простое односложное действие, до комплексных, многосоставных, способных охватить целый урок. В музыкальной педагогике выделяют общедидактические, комплексные и частные методы.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: