Целью учебной дисциплины «Методологические основы психологии» является формирование у студентов целостной системы методолого-психологического знания, отображающей методологические основы психологии как особой отрасли науки.
Образовательная –формирование у студентов системы понятий методологии психологии (её категориального строя, объяснительных принципов, подходов и методов, специфики психологического познания, универсальных принципов построения программы психологического исследования); формирование представления об базовых проблемах теоретической психологии, стратегиях и подходах в их решении.
Воспитательная – формирование у студентов системы познавательных установок, методологических координат исследования пространства психологических проблем; обретение субъектности в учебной и профессиональной деятельности.
Развивающая – формирование у студентов умений саморефлексии, психологического анализа и обобщения достижений психологической науки и практики; формирование навыков самообразования и саморазвития.
|
|
Основные задачи, решаемые в ходе преподавания учебной дисциплины:
– рассмотреть основополагающие методологические проблемы психологии как научной дисциплины;
– разъяснить тесную взаимосвязь и взаимозависимость философского, общенаучного и психологического уровней методологии;
– раскрыть основные черты исторической динамики и качество современного этапа развития методологии психологической науки;
– раскрыть сущность и содержание основных теорий, концепций и современных представлений о методологических основах психологии;
– обосновать психологическую значимость и роль каждой из этих теорий и концепций;
– показать различные способы систематизации психических явлений с позиций различных методологических схем описаний;
– продемонстрировать различные решения проблем психологической науки с методологических позиций гуманитарных и естественных наук, переплетение в психологии различных языков описания;
– способствовать формированию у студентов навыков и умений применения полученных методологических знаний при организации и выполнении научного исследования в области психологии;
– выделить закономерности, выводимые из методологических основ психологии, с целью их применения в психологической практике;
– сформировать интеллектуальную и личностную готовность к систематическому освоению достижений психологической науки и практики.