ские дворянские общества1; духовные учреждения (церкви, монастыри, архиерейские дома)2; религиозно-просветительные, благотворительные и богоугодные учреждения (заведения), действующие на основании уставов или правил, утвержденных епархиальными начальствами либо Святейшим Синодом, либо светской властью; общественные управления, которые действовали от имени города3.
Исследователи отмечают, что перечень юридических лиц (данный в ст. 698 ч. 1 т. X Св. зак.) является примерным. В действительности их существовало значительно больше, а указания на них были рассеяны по всему Своду законов4.
Порядок создания юридических лиц. Российский законодатель допускал свободное учреждение товариществ полных и коммандитных (на вере). Полное товарищество как юридическое лицо возникало с момента представления выписки из договора товарищества в городскую либо в купеческую управу (в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе). Кроме того, товарищи обязаны были оповестить купечество об открытии торгового дома печатными листами (ст. 59 Св. зак. т. XI. ч. 2). Каждому из товарищей, вступившему в отношения с третьими лицами от имени незарегистрированного торгового дома, грозил штраф в 500 руб. (ст. 1197 Улож. о наказаниях)5.
В соответствии с нормами ст. 2131 Свода законов (т. X. ч. 1) товарищества по участкам или компании учреждались по видам государственного хозяйства с Высочайшего утверждения. Как указано в ст. 2140 Свода законов (т. X. ч. 1), ни одна компания на акциях не может быть учреждаема без особого разрешения правительства, под которым, согласно разъяснению Правительствующего Сената, в данном случае разумеется Верховная законодательная власть6.
Учреждение компании на акциях разрешалось по усмотрению правительства в трояком виде (ст. 2141 Св. зак. т. X. ч. 1):
1 См.: Законы гражданские (Свод законов. Т. X. Ч. 1) с разъяснениями Правительствующего Сената и комментариями русских юристов, извлеченными из научных и практических трудов по гражданскому праву и судопроизводству. По 1 февраля 1915 г. Изд. 5-е, испр.
' и значит, доп. В 2 т. Т. 1 /Сост. И. М. Тютрюмов. Пг, 1915. С. 837-838.
~ См.: Суворов И.С. Центральная организация церкви как юридическое лицо // Журнал юридического общества. 1895. Кн. V; Он же. Архиерейский дом и епархия как юридические лица // ЖЮО. 1895. Кн. X; Он же. Монастыри и церкви как юридические лица // ЖЮО. 1896. Кн. VI.
3 См.: Законы гражданские (Свод законов. Т. X. Ч. 1) с разъяснениями Правительствующего Сената. Т. 1 / Сост. И. М. Тютрюмов. С. 837.
4 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права М, 1995. С. 91.
5 См.: Максимов В.Я. Законы о товариществах. С. 11,174-175.
6 См.: Законы гражданские (Св. зак. Т. X. Ч. 1) с разъяснениями Правительствующего Сената. Т. 1 / Сост. И. М. Тютрюмов. С. 1847.
§ 4. Юридические лица в русском дореволюционном _______________________ гражданском праве _______________________
1) дается одно простое дозволение составить компанию без присвоения ей каких-либо изъятий из общего порядка; или
2) предоставляются вместе с тем некоторые особые преимущества в виде временных изъятий из общих правил, как-то: льготы в податях и повинностях и т.п.; или
3) даруется компании привилегия, т.е. исключительное право действия, с воспрещением того же предприятия, в течение известного срока, всем другим.
Просьбы о дозволении учредить компанию на акциях поступали на рассмотрение в то министерство или Главное управление, к ведению которого преимущественно относился предмет деятельности компании. К заявлению прикладывался подписанный учредителями проект устава компании (ст. 2189, 2190 Св. зак. т. X. ч. 1).
При рассмотрении проекта в министерстве принималось в соображение (ст. 2193 Св. зак. т. X. ч. 1):
1) соответствует ли устав общим законам и правилам о данном виде компаний;
2) в достаточной ли степени он защищает права и интересы всех тех, кто пожелает участвовать в компании;
3) не нарушаются ли данным проектом законные права третьих лиц. Рассмотренный и исправленный в министерстве по согласованию с
учредителями проект устава компании вместе с заключением министра вносился либо в Совет Министров, когда требовалось только дозволение на учреждение компании, либо в Государственную Думу, а затем в Правительствующий Сенат, когда испрашивались изъятия из действующих законов (ст. 2196 Св. зак. т. X. ч. 1). Особые изъятия из действующего законодательства и преимущества, предоставляемые некоему акционерному товариществу, подлежали Высочайшей конфирмации.
После Высочайшего соизволения на учреждение компании ее устав в утвержденном виде вновь подписывался учредителями, приводился в действие и во всеобщую известность, по представлению министра, через Правительствующий Сенат путем публикации в Собрании узаконений и распоряжений правительства, а также публиковался компанией в Ведомостях (ст. 2197 Св. зак. т. X. ч. 1).
Исключение из этого правила составляли уставы акционерных коммерческих банков с основным капиталом не свыше 5000000 руб., акционерных земельных банков, частных ломбардов для закладов движимости (Т. XI Уст. кред., разд. X, ст. 1, 56).
Не допускались к учреждению компании, предмет коих представлялся явно несбыточным или противным законам, нравственности, доброй вере в торговле и общественному порядку или был соединен с важ-
«5
Глава II. Происхождение юридического лица
ным ущербом государственным доходам либо с вредом для промышленности (ст. 2151 Св. зак. т. X. ч. 1). Проект устава такой компании возвращался просителям непосредственно из министерства, без испра-шивания дальнейшего разрешения.
В том же порядке возвращались уставы компаний, учредители которых не согласились сделать предложенные им на основании законов исправления, если их возражения не были признаны уважительными (ст. 2198 Св. зак. т. X. ч. 1)'.
Как отмечает профессор В.А. Томсинов, такой порядок создания акционерных обществ просуществовал вплоть до принятия Закона 4 марта 1906 г., согласно которому было позволено учреждать их без «испрошения на то правительственной власти» (ст. 2). Нотариально заверенный проект устава акционерного общества стал утверждаться губернатором или градоначальником, после чего поступал на регистрацию в губернские или городские присутствия по делам об обществах2.
Юридические лица в проектах Гражданского уложения. В проекте, подготовленном Высочайше учрежденной Редакционной Комиссией по составлению Гражданского уложения не только впервые появляется термин юридическое лицо, но и предлагается его легальное определение3.
Согласно ст. 13 проекта (глава I «О лицах», раздел I, книга первая «Положения общие») юридическими лицами называются те товарищества, общества и установления, которые в порядке и пределах, законом установленных, могут от своего имени приобретать права по имуществу, в том числе право собственности и другие права на недвижимые имения, принимать на себя обязательства, искать и отвечать в суде.
Юридическими лицами признаются:
1) казна и другие государственные и общественные установления, имеющие свое отдельное имущество, и
2) частные товарищества, общества и установления.
Частному установлению с правами юридического лица предписывалось иметь устав, утвержденный правительственной властью: местным губернатором или соответствующим министром, если деятельность установления предполагалось распространить за пределы губернии (ст. 16). Особо подчеркивалось, что частные установления с правами юридического лица (больницы, богадельни, училища, музеи, публичные библиотеки) могут быть учреждаемы исключительно с целью благотво-
1 См.: Максимов В.Я. Законы о товариществах. С. 37-38 (1880, 1847).
2 См.: Томсинов В.А. Юридическая природа акционерного общества // Законодательство 1998. №7. С. 82.
3 См.: Гражданское уложение. Кн. I. Положения общие. Разд. I. Гл. I «О лицах» // Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского уложения. 2-я ред. с объяснениями. СПб., 1905. С. 6.
86
§ 4. Юридические лица в русском дореволюционном
_______________________ гражданском праве _______________________
рительности, содействия просвещению, народному здравию или иной общеполезной целью.
В Книге V проекта Гражданского уложения1 указывается, что все виды торговых товариществ, в том числе полное товарищество (ст. 2178-2219), товарищество на вере (ст. 2220-2238), акционерное товарищество (ст. 2248-2475), со дня внесения в торговую запись признаются юридическими лицами.
Полным товариществом признается такое товарищество, все участники коего (товарищи) занимаются торговлей или промыслом под общей фирмой и по обязательствам товарищества отвечают всем своим имуществом как совокупные должники (ст. 2173 проекта).
В соответствии со ст. 2220 проекта товариществом на вере признается такое товарищество, которое учреждено для ведения под общей фирмой, какой-либо торговли или промысла и состоит из одного или нескольких участников, отвечающих перед верителями товарищества всем своим имуществом (неограниченно ответственные товарищи), и одного или нескольких участников, ответственность коих ограничивается их вкладами в товарищество (вкладчики).
Определение акционерного общества содержалось в ст. 2248 проекта: акционерным признается такое товарищество, которое учреждается под особой фирмой с основным капиталом, разделенным на определенное число равных долей (акций), и по обязательствам которого отвечает только имущество товарищества, но не личное имущество участников (акционеров).
Для поддержания перспективных капиталистических форм в промышленности и торговле законодатель предполагал установить явочный (регистрационный) порядок создания юридических лиц, желая при этом сохранить правительственный контроль за предприятиями, предмет деятельности которых затрагивает общегосударственные интересы.
Например, об учреждении полного товарищества или товарищества на вере товарищи должны заявлять вотчинному установлению по месту нахождения товарищества для внесения в торговую запись и опубликования (ст. 2177, 2224 проекта).
1 См.: Гражданское уложение. Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского уложения. С объяснениями, извлеченными из трудов Редакционной Комиссии и с приложением законопроекта об авторском праве, одобренного Государственной Думой / Под ред. И. М. Тклрюмова; Сост. А.Л. Саатчиан. Т. 2. СПб., 1910.
2 См.: Комментарий к Ст. 2250-2257 проекта Книги V Гражданского Уложения Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского уложения с объяснениями, извлеченными из трудов Редакционной Комиссии и с приложением законопроекта об авторском праве, одобренного Государственной Думой / Под ред. И.М. Тютрюмова; Сост. А.Л. Саатчиан. Т. 2. С. 873-876.
87
Глава II. Происхождение юридического лица
В целях недопущения возможных злоупотреблений и обмана создание учреждений (ст. 16 книги I проекта) и крупных акционерных обществ, предмет деятельности которых имел существенное значение для развития промышленности и общественного благосостояния, было обставлено требованиями получения разрешений и согласований, необходимостью соблюдения некоторых бюрократических формальностей (ст. 2250-2257 книги V проекта).
Как указывалось в проекте Гражданского уложения, уставы акционерных товариществ утверждаются Высочайшей властью или соответствующим министром, или губернским по земским и городским делам присутствием (ст. 2250 проекта).
Список акционерных товариществ, чьи уставы подлежат утверждению губернскими по земским и городским делам присутствиями, составляется министром финансов по согласованию с другими ведомствами и утверждается Комитетом Министров, после чего подлежит опубликованию (ст. 2254 проекта). В частности, губернскими присутствиями, на заседания которых приглашаются с правом голоса председатель или его заместитель (товарищ председателя) либо один из членов местного окружного суда, утверждаются уставы акционерных товариществ, имеющих предметом своей деятельности:
1) предприятия, относящиеся к благоустройству и удовлетворению местных потребностей городских и иных поселений (городские железные дороги, дилижансы, водопроводы, гостиницы, бани и пр.);
2) производство торговли товарами всякого рода;
3) устройство фабрик и заводов, за исключением горных, паровозо-и машиностроительных, металлургических заводов, основной капитал которых превышает 1 млн руб. (ст. 2225, 2253 проекта).
Уставы прочих акционерных товариществ утверждаются министром финансов или по согласованию с ним тем министром, к ведомству которого относится предприятие. Возникшие между ними разногласия разрешаются Комитетом Министров (ст. 2255 проекта).
Список предприятий, разрешение коих акционерным товариществам и частным лицам зависит исключительно от усмотрения власти, составляется министром финансов по согласованию с другими ведомствами, утверждается Государственным Советом и подлежит опубликованию. В остальных случаях министры и губернские присутствия были не вправе отказать в утверждении устава акционерного товарищества, если он соответствует правилам об акционерных товариществах (ст. 2256 проекта).
Уставы акционерных товариществ, для которых испрашивается принудительное отчуждение имуществ, либо некие изъятия из действующих законов представляются министрами, к ведомству коих отно-
§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому законодательству...
сятся предприятия, на Высочайшее утверждение через Государственный Совет (ст. 2251 проекта).
Уставы акционерных товариществ, получившие Высочайшее утверждение, представляются соответствующими министрами Правительствующему Сенату для обнародования в Собрании узаконений и распоряжений правительства, а уставы, утвержденные министрами и губернскими по земским и городским делам присутствиями, публикуются в Вестнике финансов, промышленности и торговли (ст. 2257 проекта).
Другой проект книги V «Обязательственное право» Гражданского уложения, разработанный В.Э. Герценбергом и КС. Перетерским, внесенный 16 октября 1913 г. министром юстиции в Государственную Думу1, также признает торговые товарищества юридическими лицами.
В частности, ст. 723 названного проекта гласит, что полное товарищество со дня внесения его в торговую запись признается юридическим лицом и может под своей фирмой приобретать права по имуществу, в том числе право собственности и другие права на недвижимые имения, принимать на себя обязательства, искать и отвечать в суде.
Приведенные выдержки свидетельствуют о высочайшем уровне развития теории цивилистической науки и законодательной техники в дореволюционной России. В силу известных причин ни один из проектов Гражданского уложения так и не стал законом. Однако накопленные лучшими российскими правоведами знания и опыт, достижения зарубежной юридической мысли были использованы при подготовке первых законодательных актов советской власти.
Как видим, русские правоведы творчески использовали опыт передовых стран Западной Европы. Классическая конструкция юридического лица была успешно перенесена на самобытную российскую почву, благодаря чему наша правовая наука и законодательство получили мощный толчок для своего дальнейшего развития.
§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому законодательству советского и постсоветского периода
(1917-1994 ГГ.)