Глава II. Происхождение юридического лица

ские дворянские общества1; духовные учреждения (церкви, монастыри, архиерейские дома)2; религиозно-просветительные, благотворительные и богоугодные учреждения (заведения), действующие на основании ус­тавов или правил, утвержденных епархиальными начальствами либо Святейшим Синодом, либо светской властью; общественные управле­ния, которые действовали от имени города3.

Исследователи отмечают, что перечень юридических лиц (данный в ст. 698 ч. 1 т. X Св. зак.) является примерным. В действительности их существовало значительно больше, а указания на них были рассеяны по всему Своду законов4.

Порядок создания юридических лиц. Российский законодатель допускал свободное учреждение товариществ полных и коммандитных (на вере). Полное товарищество как юридическое лицо возникало с мо­мента представления выписки из договора товарищества в городскую либо в купеческую управу (в Москве, Санкт-Петербурге, Одессе). Кро­ме того, товарищи обязаны были оповестить купечество об открытии торгового дома печатными листами (ст. 59 Св. зак. т. XI. ч. 2). Каждому из товарищей, вступившему в отношения с третьими лицами от имени незарегистрированного торгового дома, грозил штраф в 500 руб. (ст. 1197 Улож. о наказаниях)5.

В соответствии с нормами ст. 2131 Свода законов (т. X. ч. 1) това­рищества по участкам или компании учреждались по видам государст­венного хозяйства с Высочайшего утверждения. Как указано в ст. 2140 Свода законов (т. X. ч. 1), ни одна компания на акциях не может быть учреждаема без особого разрешения правительства, под которым, со­гласно разъяснению Правительствующего Сената, в данном случае ра­зумеется Верховная законодательная власть6.

Учреждение компании на акциях разрешалось по усмотрению пра­вительства в трояком виде (ст. 2141 Св. зак. т. X. ч. 1):

1 См.: Законы гражданские (Свод законов. Т. X. Ч. 1) с разъяснениями Правительствующе­го Сената и комментариями русских юристов, извлеченными из научных и практических трудов по гражданскому праву и судопроизводству. По 1 февраля 1915 г. Изд. 5-е, испр.

' и значит, доп. В 2 т. Т. 1 /Сост. И. М. Тютрюмов. Пг, 1915. С. 837-838.

~ См.: Суворов И.С. Центральная организация церкви как юридическое лицо // Журнал юридического общества. 1895. Кн. V; Он же. Архиерейский дом и епархия как юриди­ческие лица // ЖЮО. 1895. Кн. X; Он же. Монастыри и церкви как юридические лица // ЖЮО. 1896. Кн. VI.

3 См.: Законы гражданские (Свод законов. Т. X. Ч. 1) с разъяснениями Правительствующе­го Сената. Т. 1 / Сост. И. М. Тютрюмов. С. 837.

4 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник русского гражданского права М, 1995. С. 91.

5 См.: Максимов В.Я. Законы о товариществах. С. 11,174-175.

6 См.: Законы гражданские (Св. зак. Т. X. Ч. 1) с разъяснениями Правительствующего Сената. Т. 1 / Сост. И. М. Тютрюмов. С. 1847.

§ 4. Юридические лица в русском дореволюционном _______________________ гражданском праве _______________________

1) дается одно простое дозволение составить компанию без при­своения ей каких-либо изъятий из общего порядка; или

2) предоставляются вместе с тем некоторые особые преимущества в виде временных изъятий из общих правил, как-то: льготы в податях и повинностях и т.п.; или

3) даруется компании привилегия, т.е. исключительное право дей­ствия, с воспрещением того же предприятия, в течение известного сро­ка, всем другим.

Просьбы о дозволении учредить компанию на акциях поступали на рассмотрение в то министерство или Главное управление, к ведению которого преимущественно относился предмет деятельности компании. К заявлению прикладывался подписанный учредителями проект устава компании (ст. 2189, 2190 Св. зак. т. X. ч. 1).

При рассмотрении проекта в министерстве принималось в сообра­жение (ст. 2193 Св. зак. т. X. ч. 1):

1) соответствует ли устав общим законам и правилам о данном ви­де компаний;

2) в достаточной ли степени он защищает права и интересы всех тех, кто пожелает участвовать в компании;

3) не нарушаются ли данным проектом законные права третьих лиц. Рассмотренный и исправленный в министерстве по согласованию с

учредителями проект устава компании вместе с заключением министра вносился либо в Совет Министров, когда требовалось только дозволе­ние на учреждение компании, либо в Государственную Думу, а затем в Правительствующий Сенат, когда испрашивались изъятия из дейст­вующих законов (ст. 2196 Св. зак. т. X. ч. 1). Особые изъятия из дейст­вующего законодательства и преимущества, предоставляемые некоему акционерному товариществу, подлежали Высочайшей конфирмации.

После Высочайшего соизволения на учреждение компании ее устав в утвержденном виде вновь подписывался учредителями, приводился в действие и во всеобщую известность, по представлению министра, че­рез Правительствующий Сенат путем публикации в Собрании узаконе­ний и распоряжений правительства, а также публиковался компанией в Ведомостях (ст. 2197 Св. зак. т. X. ч. 1).

Исключение из этого правила составляли уставы акционерных коммерческих банков с основным капиталом не свыше 5000000 руб., акционерных земельных банков, частных ломбардов для закладов дви­жимости (Т. XI Уст. кред., разд. X, ст. 1, 56).

Не допускались к учреждению компании, предмет коих представ­лялся явно несбыточным или противным законам, нравственности, доб­рой вере в торговле и общественному порядку или был соединен с важ-

«5

Глава II. Происхождение юридического лица

ным ущербом государственным доходам либо с вредом для промыш­ленности (ст. 2151 Св. зак. т. X. ч. 1). Проект устава такой компании возвращался просителям непосредственно из министерства, без испра-шивания дальнейшего разрешения.

В том же порядке возвращались уставы компаний, учредители ко­торых не согласились сделать предложенные им на основании законов исправления, если их возражения не были признаны уважительными (ст. 2198 Св. зак. т. X. ч. 1)'.

Как отмечает профессор В.А. Томсинов, такой порядок создания акционерных обществ просуществовал вплоть до принятия Закона 4 марта 1906 г., согласно которому было позволено учреждать их без «испрошения на то правительственной власти» (ст. 2). Нотариально за­веренный проект устава акционерного общества стал утверждаться гу­бернатором или градоначальником, после чего поступал на регистра­цию в губернские или городские присутствия по делам об обществах2.

Юридические лица в проектах Гражданского уложения. В про­екте, подготовленном Высочайше учрежденной Редакционной Комисси­ей по составлению Гражданского уложения не только впервые появляется термин юридическое лицо, но и предлагается его легальное определение3.

Согласно ст. 13 проекта (глава I «О лицах», раздел I, книга первая «Положения общие») юридическими лицами называются те товарище­ства, общества и установления, которые в порядке и пределах, законом установленных, могут от своего имени приобретать права по имущест­ву, в том числе право собственности и другие права на недвижимые имения, принимать на себя обязательства, искать и отвечать в суде.

Юридическими лицами признаются:

1) казна и другие государственные и общественные установления, имеющие свое отдельное имущество, и

2) частные товарищества, общества и установления.

Частному установлению с правами юридического лица предписы­валось иметь устав, утвержденный правительственной властью: мест­ным губернатором или соответствующим министром, если деятельность установления предполагалось распространить за пределы губернии (ст. 16). Особо подчеркивалось, что частные установления с правами юридического лица (больницы, богадельни, училища, музеи, публичные библиотеки) могут быть учреждаемы исключительно с целью благотво-

1 См.: Максимов В.Я. Законы о товариществах. С. 37-38 (1880, 1847).

2 См.: Томсинов В.А. Юридическая природа акционерного общества // Законодательство 1998. №7. С. 82.

3 См.: Гражданское уложение. Кн. I. Положения общие. Разд. I. Гл. I «О лицах» // Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского уло­жения. 2-я ред. с объяснениями. СПб., 1905. С. 6.

86

§ 4. Юридические лица в русском дореволюционном

_______________________ гражданском праве _______________________

рительности, содействия просвещению, народному здравию или иной общеполезной целью.

В Книге V проекта Гражданского уложения1 указывается, что все виды торговых товариществ, в том числе полное товарищество (ст. 2178-2219), товарищество на вере (ст. 2220-2238), акционерное то­варищество (ст. 2248-2475), со дня внесения в торговую запись призна­ются юридическими лицами.

Полным товариществом признается такое товарищество, все уча­стники коего (товарищи) занимаются торговлей или промыслом под общей фирмой и по обязательствам товарищества отвечают всем своим имуществом как совокупные должники (ст. 2173 проекта).

В соответствии со ст. 2220 проекта товариществом на вере призна­ется такое товарищество, которое учреждено для ведения под общей фирмой, какой-либо торговли или промысла и состоит из одного или нескольких участников, отвечающих перед верителями товарищества всем своим имуществом (неограниченно ответственные товарищи), и одного или нескольких участников, ответственность коих ограничива­ется их вкладами в товарищество (вкладчики).

Определение акционерного общества содержалось в ст. 2248 про­екта: акционерным признается такое товарищество, которое учреждает­ся под особой фирмой с основным капиталом, разделенным на опреде­ленное число равных долей (акций), и по обязательствам которого отве­чает только имущество товарищества, но не личное имущество участ­ников (акционеров).

Для поддержания перспективных капиталистических форм в про­мышленности и торговле законодатель предполагал установить явоч­ный (регистрационный) порядок создания юридических лиц, желая при этом сохранить правительственный контроль за предприятиями, пред­мет деятельности которых затрагивает общегосударственные интересы.

Например, об учреждении полного товарищества или товарищест­ва на вере товарищи должны заявлять вотчинному установлению по месту нахождения товарищества для внесения в торговую запись и опубликования (ст. 2177, 2224 проекта).

1 См.: Гражданское уложение. Проект Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского уложения. С объяснениями, извлеченными из трудов Редакци­онной Комиссии и с приложением законопроекта об авторском праве, одобренного Госу­дарственной Думой / Под ред. И. М. Тклрюмова; Сост. А.Л. Саатчиан. Т. 2. СПб., 1910.

2 См.: Комментарий к Ст. 2250-2257 проекта Книги V Гражданского Уложения Высочайше учрежденной Редакционной Комиссии по составлению Гражданского уложения с объясне­ниями, извлеченными из трудов Редакционной Комиссии и с приложением законопроекта об авторском праве, одобренного Государственной Думой / Под ред. И.М. Тютрюмова; Сост. А.Л. Саатчиан. Т. 2. С. 873-876.

87

Глава II. Происхождение юридического лица

В целях недопущения возможных злоупотреблений и обмана соз­дание учреждений (ст. 16 книги I проекта) и крупных акционерных об­ществ, предмет деятельности которых имел существенное значение для развития промышленности и общественного благосостояния, было об­ставлено требованиями получения разрешений и согласований, необхо­димостью соблюдения некоторых бюрократических формальностей (ст. 2250-2257 книги V проекта).

Как указывалось в проекте Гражданского уложения, уставы акцио­нерных товариществ утверждаются Высочайшей властью или соответ­ствующим министром, или губернским по земским и городским делам присутствием (ст. 2250 проекта).

Список акционерных товариществ, чьи уставы подлежат утвер­ждению губернскими по земским и городским делам присутствиями, составляется министром финансов по согласованию с другими ведомст­вами и утверждается Комитетом Министров, после чего подлежит опубликованию (ст. 2254 проекта). В частности, губернскими присутст­виями, на заседания которых приглашаются с правом голоса председа­тель или его заместитель (товарищ председателя) либо один из членов местного окружного суда, утверждаются уставы акционерных товари­ществ, имеющих предметом своей деятельности:

1) предприятия, относящиеся к благоустройству и удовлетворению местных потребностей городских и иных поселений (городские желез­ные дороги, дилижансы, водопроводы, гостиницы, бани и пр.);

2) производство торговли товарами всякого рода;

3) устройство фабрик и заводов, за исключением горных, паровозо-и машиностроительных, металлургических заводов, основной капитал которых превышает 1 млн руб. (ст. 2225, 2253 проекта).

Уставы прочих акционерных товариществ утверждаются минист­ром финансов или по согласованию с ним тем министром, к ведомству которого относится предприятие. Возникшие между ними разногласия разрешаются Комитетом Министров (ст. 2255 проекта).

Список предприятий, разрешение коих акционерным товарищест­вам и частным лицам зависит исключительно от усмотрения власти, составляется министром финансов по согласованию с другими ведомст­вами, утверждается Государственным Советом и подлежит опубликова­нию. В остальных случаях министры и губернские присутствия были не вправе отказать в утверждении устава акционерного товарищества, если он соответствует правилам об акционерных товариществах (ст. 2256 проекта).

Уставы акционерных товариществ, для которых испрашивается принудительное отчуждение имуществ, либо некие изъятия из дейст­вующих законов представляются министрами, к ведомству коих отно-

§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому законодательству...

сятся предприятия, на Высочайшее утверждение через Государствен­ный Совет (ст. 2251 проекта).

Уставы акционерных товариществ, получившие Высочайшее ут­верждение, представляются соответствующими министрами Правитель­ствующему Сенату для обнародования в Собрании узаконений и распо­ряжений правительства, а уставы, утвержденные министрами и губерн­скими по земским и городским делам присутствиями, публикуются в Вестнике финансов, промышленности и торговли (ст. 2257 проекта).

Другой проект книги V «Обязательственное право» Гражданского уложения, разработанный В.Э. Герценбергом и КС. Перетерским, вне­сенный 16 октября 1913 г. министром юстиции в Государственную Ду­му1, также признает торговые товарищества юридическими лицами.

В частности, ст. 723 названного проекта гласит, что полное това­рищество со дня внесения его в торговую запись признается юридиче­ским лицом и может под своей фирмой приобретать права по имущест­ву, в том числе право собственности и другие права на недвижимые имения, принимать на себя обязательства, искать и отвечать в суде.

Приведенные выдержки свидетельствуют о высочайшем уровне развития теории цивилистической науки и законодательной техники в дореволюционной России. В силу известных причин ни один из проек­тов Гражданского уложения так и не стал законом. Однако накопленные лучшими российскими правоведами знания и опыт, достижения зару­бежной юридической мысли были использованы при подготовке первых законодательных актов советской власти.

Как видим, русские правоведы творчески использовали опыт пере­довых стран Западной Европы. Классическая конструкция юридическо­го лица была успешно перенесена на самобытную российскую почву, благодаря чему наша правовая наука и законодательство получили мощный толчок для своего дальнейшего развития.

§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому законодательству советского и постсоветского периода

(1917-1994 ГГ.)


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: