Коллективные предприятия представляли собой юридические лица, которые являлись собственниками выкупленного у государства имущества, а также всего приобретенного и произведенного самим предприятием. Хотя имущество коллективного предприятия делилось на «вклады» или «доли» его работников, возможность раздела или выдела имущества коллективного предприятия между его работниками отсутствовала. Стоимость вклада каждого работника в имуществе предприятия на момент его создания определялась исходя из списочного состава работников и стоимости всего имущества предприятия, а также из последующего трудового участия работника в деятельности предприятия. На вклад каждого работника начислялись проценты в размере, определяемом трудовым коллективом на основе результатов хозяйственной деятельности предприятия. Стоимость вклада можно было получить в денежном эквиваленте только после прекращения трудовых отношений с коллективным предприятием (ст. 14, 15 Закона РСФСР от 24 декабря 1990 г. «О собственности в РСФСР»)1.
|
|
Несмотря на широкую рекламную кампанию, развернутую в средствах массовой информации по поводу якобы очевидных преимуществ новых организационных форм совместной хозяйственной деятельности2, серьезные ученые-правоведы весьма резко и справедливо критиковали низкое качество большинства законодательных актов того времени и полную неясность правового статуса большинства подобных образований3.
Очевидно, что, поскольку в условиях СССР мирное перераспределение общественных богатств в пользу отдельных физических лиц исключалось, осуществление такого перераспределения было произведено с помощью института юридического лица. Присвоению государственной собственности горсткой олигархов предшествовала ее передача «в руки трудовых коллективов» этих самых «народных» предприятий. Таким образом, арендные и коллективные предприятия стали весьма эффективным средством поэтапной приватизации общественных богатств.
В ходе дальнейших экономических и политических реформ возникла необходимость создания системы юридических лиц, свойственной рыночной экономике и развитым правопорядкам. Поэтому в начале 90-х гг. российский законодатель предпринял попытки упорядочить
1 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416; 1992. № 34. Ст. 1966.
2 См.: Гудилин А. Первые шаги концерна // Хозяйство и право. 1989. № 10. С. 13-18; Панков А. С, Прокопчук С.Ф. Инженерный центр микроэлектроники // ЭКО. 1986. № 6; Па-тон Б. Е. Задачи интеграции науки, техники и производства// ЭКО. 1986. № 6 и др.
3См.: Суханов Е.А. Когда наступает «сумрак закона»? // Неделя. 1989. №49. С. 2-3; Он же. Консорциум? Концерн? Акционерное общество? // Коммерческий вестник. 1990. № 3. С. 50-53 и др.
|
|
§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому ______________________ законодательству... _______________________
сложившуюся систему юридических лиц, которая уже перестала отвечать интересам и потребностям влиятельных деловых кругов.
Постановлением СМ СССР от 19 июня 1990 г. № 590 было утверждено Положение об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью1, которое впервые со времен ГК РСФСР 1922 г. регламентировало порядок создания и деятельности этих видов хозяйственных обществ. Общество с ограниченной ответственностью и акционерное общество являлись юридическими лицами, собственниками своего имущества.
Российское законодательство 1990-1994 гг. 25 декабря 1990 г. был принят Закон РСФСР «О предприятиях и предпринимательской деятельности»2 (далее - Закон о предприятиях и предпринимательской деятельности), закрепивший следующие организационно-правовые формы юридических лиц:
- государственное предприятие (ст. 6);
- муниципальное предприятие (ст. 7);
- индивидуальное (семейное) частное предприятие (ст. 8);
- полное товарищество (ст. 9);
- смешанное (коммандитное) товарищество (ст. 10);
- общество с ограниченной ответственностью (ст. 11);
- акционерное общество (ст. 11);
- предпринимательское объединение юридических лиц (ст. 13);
- арендное предприятие (ст. 15);
- коллективное предприятие (ст. 15).
Несомненным достоинством Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности стало введение на территории Российской Федерации обязательной государственной регистрации предприятий всех организационно-правовых форм, которую возложили на районные (городские, районные в городе) Советы народных депутатов по месту нахождения предприятия с обязанием их сообщать эти данные в Министерство финансов РСФСР для включения в государственный реестр (ст. 34 Закона).
Учитывая постоянный рост количества предприятий в г. Москве, значение и размеры столичного города, 17 сентября 1991 г. правительство г. Москвы приняло постановление № 97 «О введении единого порядка регистрации предприятий и организаций в Москве»3, возложив функции государственной регистрации и ведения реестра предприятий
'СП СССР. 1990. №15. Ст. 82.
"Вестник ВС РСФСР. 1990. №30. Ст. 418; Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. №34.
Ст. 1966; 1993. № 32. Ст. 1256. 3 Вестник Моссовета. 1991. № 10.
Глава II. Происхождение юридического лица
в г. Москве на Московскую регистрационную палату, положение о которой было утверждено решением Президиума Моссовета и правительства г. Москвы от 25 июля 1991 г. № 134-2.
К сожалению, борьба российских политиков за независимость России от СССР, которая ознаменовалась принятием Декларации о государственном суверенитете РСФСР от 12 июня 1990 г.', Закона РСФСР от 24 октября 1990 г. «О действии актов органов Союза ССР на территории РСФСР»2, провозгласивших верховенство Конституции и иных законов РСФСР на всей территории России, и начавшаяся «война законов» между Союзом ССР и Российской Федерацией не лучшим образом отразились на качестве подготовки многих правовых актов РФ.
Достаточно сказать, что согласно нормам ст. 11 Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности имущество товарищества с ограниченной ответственностью, которое приравнивалось к акционерному обществу закрытого типа, принадлежало его участникам на праве общей долевой собственности, тогда как в соответствии с нормами ст. 14 Закона РСФСР «О собственности в РСФСР»3 хозяйственные общества и товарищества признавались собственниками своего имущества, в том числе переданного им в качестве взносов их участниками.
Возможность осуществления предпринимательской деятельности в форме производственного кооператива вообще не предусматривалась российским законодательством, что поставило под сомнение легальность существования большого числа производственных кооперативов. Справедливой критике со стороны ученых-правоведов подвергались многие нормы Положения об акционерных обществах, утвержденного постановлением СМ РСФСР от 25 декабря 1990 г. № 6014, которое фактически отменило действие союзного Положения об акционерных обществах и обществах с ограниченной ответственностью на территории Российской Федерации. Например, вопреки ст. 34 Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности регистрация акционерных обществ была возложена на Министерство финансов РСФСР (п. 25).
|
|
Как подчеркивалось в правовой литературе, признание долевой собственности участников на имущество акционерных обществ и обществ с ограниченной ответственностью (п. 3 ст. 11 Закона РСФСР о предприятиях и предпринимательской деятельности; п. 43 Положения об акционерных обществах) не только лишает названные организации
' См.: Новые законы России. М., 1991. С. 3-5.
2 См.: Новые законы России. Вып. 1. С. 3-5,171-173.
3 Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1990. № 30. Ст. 416; 1992. № 34. Ст. 1966.
4 СП РСФСР. 1991. № 6. Ст. 92.
§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому законодательству...
необходимой им имущественной обособленности, но и вообще делает бессмысленным их существование как юридических лиц1.
Поэтому все юридическое сообщество с энтузиазмом восприняло Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик, утвержденные Верховным Советом СССР 31 мая 1991 г.2, где были четко закреплены различные организационные формы коммерческих и некоммерческих юридических лиц, которые могут создаваться на территории СССР и России (п. 2 ст. 11):
- хозяйственные общества и товарищества, в том числе полное и коммандитное товарищества, общества с ограниченной и дополнительной ответственностью, акционерное общество (ст. 19);
- производственные кооперативы (ст. 20);
- арендные и коллективные предприятия (ст. 21);
|
|
- государственные предприятия, дочерние предприятия (ст. 22); -хозяйственные объединения - ассоциации (союзы) и концерны
(ст. 23);
- потребительские кооперативы (п. 3 ст. 18); -общественные организации, религиозные организации (п. 3
ст. 18);
- благотворительные и иные фонды (п. 3 ст. 18);
- финансируемые собственником учреждения (п. 3 ст. 18);
- другие формы, предусмотренные законодательными актами (п. 3 ст. 18).
К сожалению, Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик были введены в действие не с 1 января 1992 г., как предполагалось, а лишь с 3 августа 1992 г., когда было опубликовано постановление Верховного Совета РФ от 14 июля 1992 г. «О регулировании гражданских правоотношений в период проведения экономической реформы»3. Согласно данному постановлению Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик применялись на территории РФ в части, не противоречащей Конституции РФ и законодательным актам РФ, принятым после 12 июня 1990 г. Таким образом, несмотря на очевидное несовершенство, приоритет имело российское законодательство.
Окончательно система юридических лиц, процесс их создания, деятельности, реорганизации и ликвидации были упорядочены только с принятием Государственной Думой РФ 21 октября 1994 г. части первой
См.: Суханов Е.А. Основы гражданского законодательства Союза ССР и республик (комментарий статей 11-17 главы 2 «Субъекты гражданских прав») // Хозяйство и право. 1991. №12. С. 7.
2 Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 26. Ст. 733.
3 Вестник ВАС РФ. 1993. № 3.
105
Глава II. Происхождение юридического лица
Гражданского кодекса Российской Федерации1, глава IV которого «Юридические лица» согласно Федеральному закону от 21 октября 1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»2 вступила в силу со дня ее официального опубликования - с 8 декабря 1994 г., а остальные разделы были введены в действие с 1 января 1995 г., за исключением главы 17, введенной в действие позднее.
Проследив историю возникновения и развития юридических лиц на различных этапах истории человеческого общества, обратимся к пониманию сущности института юридического лица отечественной и зарубежной гражданско-правовой наукой.
'СЗРФ. 1994. №32. Ст. 3301. 2 Там же. Ст. 3302.