После Октябрьской революции 1917 г. имущество всех частных компаний было национализировано и объявлено собственностью Российской Республики. К началу 1919 г. все многообразие юридических лиц в торговле и промышленности сменилось единственной формой хозяйствен-
1 См.: Гражданское Уложение. Кн. V. Обязательственное право. СПб., 1913.
Глава II. Происхождение юридического лица
ной организации, каковой стало социалистическое государственное предприятие, не имеющее прав юридического лица и финансируемое по смете ВСНХ, Наркомата финансов и Госконтроля в безналичном порядке. Со временем большинство социалистических государственных промышленных предприятий получили статус юридического лица, хотя закрепленное за ними имущество находилось в собственности государства (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образований). А.В. Венедиктов определил хозрасчетное предприятие как государственное предприятие, организованное в виде самостоятельной хозяйственной единицы с правами юридического лица, действующей на началах хозяйственного или коммерческого расчета, в соответствии с плановыми заданиями руководящего государственного органа, и отвечающее по своим обязательствам лишь имуществом, не изъятым из оборота1.
|
|
Интересно, что конструкция предприятия как участника имущественного оборота появилась еще в дореволюционной России. Под именем торгового предприятия понималась совокупность личных и имущественных средств, соединенных для достижения известной торгово-хозяйственной цели по определенному плану. Строго говоря, субъектом права был предприниматель, купец, владеющий предприятием как имуществом или, точнее, имущественным комплексом. Предприниматель выступает в качестве лица, организующего торговое предприятие, дающего ему свое имя, выделяющего для него часть своего имущества, несущего на себе риск успеха и пользующегося всеми выгодами2.
В период новой экономической политики (нэпа), провозглашенной в 1921 г.3, возникли новые формы управления государственной социалистической промышленностью: объединение, организуемое на началах хозяйственного расчета (трест), и так называемое автономное предприятие4, которые по сути являлись государственными предприятиями — юридическими лицами, наделенными обособленным имуществом, которым они самостоятельно отвечали по своим обязательствам.
Стали вновь создаваться частные компании. 1 февраля 1922 г. в РСФСР было учреждено первое акционерное общество советского пе-
1 См.: Венедиктов А.В. Правовая природа государственных предприятий. С. 7.
2 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 70-71.
|
|
3 См. Наказ СНК РСФСР от 9 августа 1921 г. «О проведении в жизнь начал новой экономической политики» // СУ РСФСР. 1921. № 59. Ст. 403; Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности. Утверждены СТО РСФСР 12 августа 1921 г. // СУ РСФСР. 1921. № 63. Ст. 462.
4 См.: Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. С. 446-451; 508-509.
§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому законодательству...
риода; в 1922 г. их было образовано уже 20; к 1925 г. насчитывалось более 150 акционерных обществ.
31 октября 1922 г. был принят ГК РСФСР, вступивший в силу 11 ноября 1922 г.1 Впервые в русском гражданском праве было дано легальное определение юридического лица: юридическими лицами признаются объединения лиц, учреждения или организации, которые могут, как таковые, приобретать права по имуществу, вступать в обязательства, искать и отвечать в суде (ст. 13).
Кодекс воскресил и значительно развил такие формы юридических лиц, как полное товарищество (ст. 295-311), товарищество на вере (ст. 312-317), акционерное общество или паевое товарищество (ст. 322-366). Появился новый вид товарищества - с ограниченной (а точнее, с дополнительной) ответственностью (ст. 318-321).
Однако господствующей формой юридического лица оставалось государственное предприятие.
10 апреля 1923 г. был издан декрет, утвердивший Положение о государственных промышленных трестах2. Согласно нормам Положения и ст. 19 ГК РСФСР 1922 г. тресты являлись государственными промышленными предприятиями, которым государство предоставило самостоятельность в производстве своих операций согласно утвержденному для каждого из них уставу и которые действовали на началах коммерческого расчета с целью извлечения прибыли. Трест являлся юридическим лицом и мог состоять из одного или многих предприятий - производственных единиц.
В 1924 г. было принято Положение о коммунальных трестах3, в 1925 г.- о сельскохозяйственных трестах4. Положение о промышленных трестах распространялось на зрелищные и художественные предприятия. По типу промышленных трестов образовывались также государственные торговые предприятия (торги), положение о которых было принято 17 августа 1927 г.5
В конце 20-х гг. нормы ГК РСФСР 1922 г. и принятые в его развитие акты законодательства практически перестали применяться. 29 июня 1927 г. было принято новое Положение о трестах6, которое усилило планово-регулирующее влияние органов, под началом которых состояли тресты. В 1928 г. издано новое положение о государственных сель-
1 СУ РСФСР. 1922. №71. Ст. 904.
2 СУ РСФСР. 1923. № 29. Ст. 336.
3 СУ РСФСР. 1925. № 2. Ст. 14.
4 СУ РСФСР. 1925. № 21. Ст. 150.
5 СЗ СССР. 1927. № 49. Ст. 502.
6 СЗ СССР. 1927. № 39. Ст. 392; 1929. № 5. Ст. 47.
91
Глава II. Происхождение юридического лица
скохозяйственных трестах (госсельхозтрестах), в состав которых входили советские хозяйства (совхозы)1.
Интересной формой организации торговли явились синдикаты -объединения трестов, которые стали создаваться с 1922 г. Синдикаты являлись юридическими лицами и объединяли несколько трестов, централизуя их снабженческо-сбытовую деятельность. В 1928 г. было принято Положение о синдикатах2. По своему правовому статусу они напоминали современную нам ассоциацию или концерн. Синдикаты создавались на добровольных началах, имели переменный состав участников, которые могли свободно входить и выходить из синдиката. Складочный или паевой капитал синдиката образовывался из взносов его членов, которые в случае выхода из синдиката могли забрать свой пай обратно. Во главе синдиката стояло собрание уполномоченных, каждый из которых имел число голосов, пропорциональное величине пая данного участника. Ответственность членов по долгам синдиката также ограничивалась размером пая3.
|
|
Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 20 октября 1925 г. было утверждено Положение о торговой регистрации4, согласно которому правоспособность всех видов юридических лиц, занимающихся промышленной и торговой деятельностью, возникала с момента их регистрации, если иное не устанавливалось в специальных законах, на основании которых были учреждены эти лица (п. 2, 3).
В августе 1927 г. было принято Положение об акционерных обществах5. Однако к началу 30-х гг. практически все акционерные общества были преобразованы в государственные предприятия.
Вместе с тем созданный в 1924 г. Банк для внешней торговли СССР (позднее - Внешэкономбанк) и образованное в 1929 г. Всесоюзное акционерное общество «Интурист» формально продолжали существовать в виде акционерных обществ, хотя в реальности их деятельность осуществлялась на принципах, установленных для всех государственных организаций. Очевидно, что единственной целью сохранения акционерной формы для фактических государственных организаций была необходимость исключить даже теоретическую возможность привлечения советского государства к субсидиарной ответственности по обязательствам этих юридических лиц, возникшим из договоров с их зарубежными партнерами.
1 СУ РСФСР. 1928. № 30. Ст. 223.
2 СЗ СССР. 1928. № 16. Ст. 129.
3 См.: Аронович В. С. О внутрисиндикатских отношениях и их юридическом выражении // Право и жизнь. 1925. № 6. С. 49-52.
4 СЗ СССР. 1925. № 82. Ст. 622.
5 См.: Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. Разд. III.
92
§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому ______________________ законодательству... _______________________
Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. «О реорганизации системы управления промышленностью» основным субъектом хозяйствования в промышленности было признано социалистическое государственное производственное предприятие.
Реформы 1930-1940 гг. В ходе реформы управления промышленностью, проведенной в 30-е гг., синдикаты были ликвидированы, а на их основе созданы государственные всесоюзные и республиканские хозяйственные объединения.
|
|
Объединения являлись юридическими лицами и могли включать в себя три категории предприятий: производственные единицы, т.е. предприятия без прав юридического лица; самостоятельные предприятия с правами юридического лица; обособленные предприятия, по отношению к которым объединение осуществляло только планово-регулирую-щие функции.
В 1934-1935 гг. объединения ликвидируются, на их место приходят предприятия. Помимо трехзвенной системы управления промышленностью (отраслевое главное управление министерства - трест -предприятие) вводится двухзвенная система (главк - предприятие).
Главк имел права юридического лица и осуществлял планово-управленческие функции. Главк также мог находиться на хозрасчете и при этом централизовал снабженческо-сбытовую деятельность предприятия. Такая система существовала почти 30 лет1.
Как видим, в советский период законодательное развитие категории юридического лица было связано не с поиском наиболее оптимальных правовых конструкций, а с проводимыми социалистическим государством многочисленными реформами управления экономикой. Реформы поочередно влекли за собой то централизацию, то децентрализацию, а в результате предприятия получали то меньше, то больше свободы распоряжаться своим имуществом и средствами.
Проводимая правительством социалистическая реконструкция народного хозяйства привела к постепенному исчезновению всех видов обществ и товариществ из экономической жизни. Некоторое время отдельные товарищества еще существовали на базе остатков негосударственной собственности (собственности граждан и негосударственных юридических лиц - колхозов, межколхозных предприятий и т.п.) в аграрном секторе и в сфере мелкого бизнеса (рыболовецкие артели, артели старателей, отдельные сельскохозяйственные коммуны и др.).
1 См.: Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. С. 244-255
2 См.: Павлов И.В. Понятие и сущность колхозных правоотношений и роль органов управления в формировании и развитии этих отношений // Вопросы колхозного и земельного права. М., 1951.
93
Глава II. Происхождение юридического лица
Форма товарищества использовалась и для образования потребительских объединений граждан (жилищные кооперативы, товарищества жильцов и т.д.). Однако прежнего значения эти формы уже не имели.
Характеризуя имущественную сферу деятельности советского социалистического государства в конце 40-х гг. XX столетия, С.Н. Братусь сделал вывод, что государство, выступая как целое, как казна, является юридическим лицом, от имени которого действует Правительство СССР или республики либо соответствующее Министерство финансов1.
По мнению многих исследователей, юридическими лицами являлись также местные Советы депутатов трудящихся. Согласно действующему в тот период законодательству они имели право эксплуатировать состоящие в их ведении земли, предприятия и прочее имущество как в бюджетном порядке, так и на началах хозяйственного расчета, в частности в установленном законом порядке могли отчуждать и сдавать в аренду состоящее в их ведении имущество; заключали договоры целевого займа, отвечая по ним всеми своими доходами и находящимся в их ведении имуществом. В отличие от местных Советов Верховные Советы СССР, РСФСР и других союзных и автономных республик не признавались юридическими лицами.
Признание государства и местных советов юридическими лицами не исключает юридической личности министерств и других центральных ведомств, отделов местных советов, социально-культурных учреждений и иных состоящих на государственном или местном бюджете организаций, именуемых бюджетными учреждениями2.
Система юридических лиц по ГК РСФСР 1964 г. К моменту принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и ГК РСФСР 1964 г. в России насчитывалось около десятка различных видов юридических лиц. Статья 24 ГК РСФСР 1964 г. перечисляет их следующим образом:
1) государственные предприятия и иные государственные организации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс;
2) учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, руководители которых пользуются правами распорядителей кредитов (за изъятиями, установленными законом);
' См.: Братусъ С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. С. 158-195.
2 См.: Венедиктов А.В. Государственные юридические лица в СССР // Советское государство и право. 1940. № 10. С. 85-86; Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. С. 190-211.
§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому ______________________ законодательству... _______________________
3) государственные организации, финансируемые за счет иных источников и имеющие самостоятельную смету и самостоятельный баланс;
4) колхозы, межколхозные и иные кооперативные организации и их объединения, другие общественные организации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, предприятия и учреждения этих организаций и их объединений, имеющие обособленное имущество и самостоятельный баланс;
5) государственно-колхозные и иные государственно-кооперативные организации;
6) другие организации в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР.
Любопытно, что в 1973 г. на базе Управления иностранного страхования было организовано Страховое акционерное общество СССР (Ингосстрах СССР). Подобно Интуристу и Внешторгбанку, Ингосстрах являлся акционерным обществом лишь формально, оставаясь по сути государственной организацией.
Реформы 1960-1980 гг. Очередная хозяйственная реформа 60-х гг. была направлена на ослабление централизованного руководства промышленностью, укрепление экономического и правового положения предприятия. 4 октября 1965 г. было принято Положение о социалистическом государственном производственном предприятии1. Согласно этому Положению предприятие являлось юридическим лицом и осуществляло права владения, пользования и распоряжения имуществом, находящимся в его оперативном управлении (п. 2).
Реформа 70-х гг. снова предполагала укрупнение производства. Постановлением СМ СССР от 2 марта 1973 г. № 140 было утверждено Положение о всесоюзном и республиканском промышленных объединениях (ВПО)2.
Нужно обратить внимание, что само всесоюзное промышленное объединение (ВПО) не являлось юридическим лицом, будучи фактически органом управления подчиненными ему предприятиями. Правами юридического лица были наделены входящие в его состав предприятия и само управление.
Постановлением СМ СССР от 27 марта 1974 г. № 212 было утверждено Положение о производственном объединении (ПО)3.
Постановлением СМ СССР от 30 декабря 1975 г. № 1062 утверждено Положение о научно-производственном объединении (НПО)1.
1 СП СССР. 1965. № 19-20. Ст. 155.
2 СП СССР. 1973. № 7. Ст. 32.
3 СП СССР. 1974. № 8. Ст. 38.
95
Глава II. Происхождение юридического лица
Производственные (ПО) и научно-производственные объединения (НПО) являлись юридическими лицами, а входящие в их состав предприятия имели статус производственных единиц без прав юридического лица. Однако поскольку объединение различных предприятий в ПО и НПО шло не по территориальному, а по производственному признаку, то зачастую многие подразделения объединений, сильно удаленные от своего управления, получали права юридического лица. Для этого достаточно было решения соответствующего отраслевого министерства, которое утверждало устав объединения. Устав входящего в состав объединения предприятия утверждался самим объединением (п. 6 Положения о производственном объединении).
Развитие системы юридических лиц в период перестройки экономического механизма в СССР (1980-1990 гг.). Указом Президиума Верховного Совета СССР от 26 мая 1983 г. «О порядке осуществления деятельности на территории СССР совместных хозяйственных организаций СССР и других стран-членов СЭВ»2 всем государственным организациям было разрешено создавать международные объединения и совместные предприятия с иностранным участием.
13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял постановление № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ»3 и постановление № 49 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и развивающихся стран»4.
Совместные предприятия (СП) являлись юридическими лицами (п. 7 постановления № 48; п. 6 постановления № 49), близкими по форме к обществу с ограниченной ответственностью. Учредительными документами совместного предприятия были названы учредительный договор и устав (п. 8; п. 7). В частности, в постановлениях указывалось (п. 4; п. 2), что решения о создании совместного предприятия принимаются государственными предприятиями, объединениями и организациями с согласия вышестоящего органа управления. Созданные на территории СССР совместные предприятия после вступления в силу документов об их создании регистрируются в Министерстве финансов СССР и приобретают права юридического лица с момента регистрации. Сообщение о создании СП публикуется в печати (п. 9; п. 9).
'СП СССР. 1976. №2. Ст. 13.
2 Ведомости ВС СССР. 1983. № 22. Ст. 330; № 25. Ст. 385.
3 СП СССР. 1987. Отд. 1. № 8. Ст. 38; 1989. Отд. 1. № 23. Ст. 75.
4 СП СССР. 1987. Отд. 1. № 9. Ст. 40; 1989. Отд. 1. № 23. Ст. 75.
96
§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому ____________________ законодательству. .. _______________________
Организационная форма и правовой режим имущества совместного предприятия определялись весьма нечетко. Однако было ясно, что фактически совместное предприятие представляет собой общество с ограниченной ответственностью. Имущество совместного предприятия было обособлено от имущества его участников и государства, т.е. совместное предприятие становилось собственником своего имущества, в том числе имущества, переданного ему в качестве вклада государственными социалистическими предприятиями-участниками. В итоге государственное имущество, принадлежавшее государственному предприятию на праве оперативного управления, фактически переходило в частную собственность (собственность совместного предприятия). Таким образом, конструкция совместного предприятия как юридического лица стала весьма эффективным правовым средством «разгосударствления», а по сути -приватизации «общенародной социалистической собственности».
26 мая 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР»2, регламентирующий создание и деятельность производственных и потребительских кооперативов, каковыми признавались добровольные объединения граждан (не менее трех) на началах членства для совместного ведения хозяйственной или иной деятельности на базе принадлежащего кооперативу на праве собственности, арендованного или предоставленного в бесплатное пользование имущества (п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 11). Кооператив считался созданным с момента регистрации его устава в исполнительном комитете Совета народных депутатов по месту нахождения кооператива (ст. 11). Имущество кооператива формировалось за счет денежных и материальных взносов его членов, произведенной им продукции, иных доходов, кредитов банка и других источников (ст. 7). Кооператив является юридическим лицом (п. 3 ст. 5), собственником своего имущества (ст. 7), самостоятельно участвующим в обороте и отвечающим по своим обязательствам всем своим имуществом (п. 4 ст. 8). Члены кооператива не несли ответственности по его долгам, за исключением случаев, предусмотренных законом или уставом кооператива (п. 4 ст. 8, 43).
При этом сами кооперативы получили легальную возможность даже выпускать ценные бумаги, названные «акциями» (п. 4 ст. 22 Закона о
1 См.: Панкратов П. А. Правовое положение совместных предприятий как юридических лиц в СССР. Дис.... канд. юрид. наук. М., 1991; Козлова Н.В., Панкратов П.А. Юридическое лицо как инструмент перераспределения собственности (К 15-летию начала реформы института юридического лица) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2002. № 1. С. 90-93.
'"Ведомости ВС СССР. 1988. №22. Ст. 355; Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 19. Ст. 350; 1990. № 26. Ст. 489; 1991. № 12. Ст. 324.
97
Глава II. Происхождение юридического лица
кооперации), хотя по существу речь шла об облигациях, общая стоимость которых не могла превышать размера годового валового дохода кооператива1.
Как видим, кооперативы, равно как и совместные предприятия, стали первыми в СССР со времен нэпа юридическими лицами частного права, основанными на частной собственности на средства производства.
Вместе с тем ученые-правоведы справедливо критиковали законодательство о кооперации, которое допускало создание производственных кооперативов без какого бы то ни было первоначального имущественного фонда, стартового капитала, поскольку не требовало от участников кооператива внесения имущественных (паевых) взносов2.
Арбитражная практика того времени изобиловала спорами по искам банков и других кредиторов к разного рода кооперативам, которые брали, но не возвращали кредиты, не расплачивались за поставленные им товары или выполненные для них работы. Как правило, к моменту вынесения решения о взыскании с очередного кооператива-ответчика в пользу некоего истца суммы задолженности выяснялось, что кооператив уже прекратил свою деятельность, и найти кого-либо из его членов не представляется возможным, ибо никаких точных данных об учредителях (членах) кооператива его устав не содержит (в полном соответствии с п. 5 ст. 11 Закона). Но даже если членов кооператива удавалось разыскать, то оказывалось, что привлечь их к субсидиарной ответственности по долгам кооператива практически невозможно, так как ни порядок привлечения, ни конкретный размер этой ответственности не определены в законе, равно как и в уставе самого кооператива.
23 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Основы законодательства Союза ССР и республик об аренде3, часть положений которых (ст. 16-28) были посвящены правовому регулированию создания и деятельности арендных предприятий.
Согласно нормам ст. 16 Основ законодательства об аренде, трудовой коллектив государственного предприятия (объединения) был вправе образовать организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия. Решение об образовании организации арендаторов и ее органов управления принималось общим собранием (конференцией) трудового коллектива не менее чем % голосов его членов. Организация арендаторов совместно с профсоюзным комитетом разрабатывала проект договора аренды и на-
§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому законодательству...
правляла его государственному органу, уполномоченному собственником сдавать в аренду государственные предприятия, который обязан был рассмотреть его в течение 30 дней со дня получения. Разногласия, возникающие при заключении договора аренды, рассматривались Государственным арбитражем. После подписания договора организация арендаторов принимала в установленном порядке имущество предприятия и приобретала статус арендного предприятия1.
Любопытно, что организация арендаторов как юридическое лицо возникала с момента принятия трудовым коллективом решения о ее создании, тогда как арендное предприятие приобретало права юридического лица со дня его государственной регистрации в исполнительном комитете Совета народных депутатов по месту нахождения арендного предприятия (п. 1,2 ст. 16 Основ).
Модель арендного предприятия как юридического лица также стала весьма эффективным средством «деобобществления» государственного имущества. Если производственные кооперативы способствовали перераспределению преимущественно оборотных средств, то арендные предприятия позволили приступить к поэтапной передаче в частные руки основных средств производства2.
3 августа 1989 г. Верховный Совет СССР внес изменения в Закон о государственном предприятии (объединении), принятый в 1987 г.3 (7 марта 1991 г. утратил силу). Предприятиям, объединениям и организациям независимо от их ведомственной принадлежности было разрешено самостоятельно, на договорных началах, создавать концерны, консорциумы, межотраслевые государственные объединения, государственные производственные объединения, различные ассоциации и другие крупные организационные структуры - юридические лица, в том числе с участием кооперативов и совместных предприятий, образованных с фирмами иностранных государств (п. 7 ст. 5).
В экономике тогдашней России эти юридические лица играли двоякую роль. Во-первых, они явились удачным правовым средством разгосударствления, а позднее - приватизации государственной социалистической собственности. Во-вторых, в ходе проведения реформы управления производством они служили надежным способом маскировки для сохранения среднего звена управления - министерств и ве-
1 См.: Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 1991. С. 111-112.
2 См.: Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательства. М., 1993. С. 31.
3 Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 25. Ст. 481. В ред. Закона СССР от 7 марта 1991 г.
98
' См.: Герасименко С.А. Аренда как организационно-правовая форма предпринимательст-
^ ва. М., 1992.
' См.: Козлова Н.В., Панкратов П.А. Юридическое лицо как инструмент перераспределения собственности. С. 95.
'Вестник ВС СССР. 1987. №26. Ст. 385; 1989. №9. Ст. 214 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 12. Ст. 325.
99
Глава II. Происхождение юридического лица
домств, которые в соответствии с постановлениями Совета Министров РСФСР были в «добровольном порядке» преобразованы в разного рода ассоциации и концерны1.
Только на протяжении 1991 г. постановлениями Совета Министров РСФСР было создано более 30 такого рода концернов, ассоциаций и других крупных объединений предприятий. Причем все они наделялись властными полномочиями по управлению государственным имуществом, учреждению, реорганизации и ликвидации государственных предприятий, назначению их руководителей и т.п.
В целях контроля за процессом создания и деятельности таких образований Верховный Совет РСФСР принял постановление от 11 октября 1991 г. «Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, концернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР», которым запретил органам государственной власти и управления РСФСР делегировать любым региональным, межотраслевым и межреспубликанским союзам, ассоциациям, концернам, корпорациям, холдингам и другим объединениям предприятий полномочия по управлению государственным имуществом и финансировать их деятельность. Созданным на территории РСФСР объединениям предприятий запрещалось осуществлять властные функции по отношению к входящим в эти объединения предприятиям, а Правительству РСФСР было указано, что оно может наделять такого рода объединения предприятий только теми правами, которыми само обладает2.
В сельском хозяйстве продолжали действовать артели, колхозы, межколхозные организации и хозяйства (МКХ), потребкооперации.
Кроме того, появились областные и районные агропромышленные объединения (ОАЛО и РАЛО), являющиеся юридическими лицами, но имеющие в своем составе колхозы, совхозы, другие предприятия и организации, которые также сохраняли хозяйственную самостоятельность и права юридического лица3.
' См. постановление СМ РСФСР от 5 июля 1990 г. № 226 «Об образовании российского государственного концерна речного флота»; постановление СМ СССР от 11 августа 1990 г. № 288 «Об образовании российского государственного концерна по производству строительных материалов и предметов домоустройства» и др.
2 См.: Информационное письмо ВАС РФ от 30 июня 1993 г. № С-13/ОП-210 «Об отдельных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» // Вестник ВАС РФ. 1993. № 9. С. 98-99.
3 См.: Типовое положение об областном, краевом, республиканском (АССР) агропромышленном объединении, утвержденное постановлением СМ СССР от 25 ноября 1982 г. № 1016 // СП СССР. 1983. Отд. 1. № 1. Ст. 2; Типовое положение о районном агропромышленном объединении, утвержденное постановлением СМ СССР от 25 ноября 1982 г. № 1015 // СП СССР. 1983. Отд. 1. № 1. Ст. 1.
100
§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому законодательству...
Весьма многообразны были формы юридических лиц в некоммерческой сфере: общественные организации (КПСС, ВЛКСМ, профессиональные союзы и пр.), жилищно-строительные, дачно-строи-тельные кооперативы и т.д.
Кардинальные перемены в политической и экономической жизни СССР и России, начавшиеся после апрельского Пленума ЦК КПСС 1985 г. и получившие название «перестройка», стимулировали предпринимательскую активность людей буквально всех возрастов и социальных слоев. Вследствие ослабления тоталитарного контроля, предоставления хозяйственной самостоятельности государственным и общественным организациям в гражданском обороте появились такие виды юридических лиц, как межотраслевые научно-технические комплексы (МНТК, НТК)1, инженерные центры (ИЦ)2, центры научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ), государственные производственные объединения (ГПО), межотраслевые государственные объединения (МГО), народные концерны («Бутэк» и пр.), временные научные коллективы и т.д.
Например, постановлением СМ СССР от 25 января 1990 г. №77 «Об экономическом эксперименте в концерне «Бутэк»» было утверждено Положение об экономическом эксперименте в концерне «Бутэк» и устав «народного концерна «Бутэк», согласно которому и сам концерн, и входящие в его состав предприятия сохраняли права юридического лица3.
К сожалению, «полезный опыт» создания и деятельности таких «народных концернов» был успешно позаимствован многими нынешними «естественными монополиями», которые только благодаря почти бесконтрольному доступу к сырьевым ресурсам, установлению неоправданных льгот и привилегий имеют возможность получать сверхприбыли за счет эксплуатации природных богатств, принадлежащих Российскому государству и являющихся национальным достоянием.
Возникают коллективные предприятия, имущество которых было выкуплено их трудовыми коллективами в соответствии с договором аренды или иным договором. Такие предприятия нередко назывались «народными предприятиями»4.
1 См.: Типовое положение о межотраслевом научно-техническом комплексе, утвержден-■■ ное постановлением СМ СССР от 31 июля 1986 г. № 903.
2 См.: Типовое положение об инженерном центре, утвержденное постановлением СМ СССР от 31 июля 1986 г. № 903.
jCm.: Комплект нормативно-методических документов для предприятий - участников
концерна «Бутэк». М., 1990.
4 См.: Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. С. 106-108.
101