Законодательство первых лет советской власти (1917-1930 гг.)

После Октябрьской революции 1917 г. имущество всех частных компа­ний было национализировано и объявлено собственностью Российской Республики. К началу 1919 г. все многообразие юридических лиц в тор­говле и промышленности сменилось единственной формой хозяйствен-

1 См.: Гражданское Уложение. Кн. V. Обязательственное право. СПб., 1913.

Глава II. Происхождение юридического лица

ной организации, каковой стало социалистическое государственное предприятие, не имеющее прав юридического лица и финансируемое по смете ВСНХ, Наркомата финансов и Госконтроля в безналичном порядке. Со временем большинство социалистических государственных промышленных предприятий получили статус юридического лица, хотя закрепленное за ними имущество находилось в собственности государ­ства (Российской Федерации, субъектов РФ, муниципальных образова­ний). А.В. Венедиктов определил хозрасчетное предприятие как госу­дарственное предприятие, организованное в виде самостоятельной хо­зяйственной единицы с правами юридического лица, действующей на началах хозяйственного или коммерческого расчета, в соответствии с плановыми заданиями руководящего государственного органа, и отве­чающее по своим обязательствам лишь имуществом, не изъятым из оборота1.

Интересно, что конструкция предприятия как участника имуще­ственного оборота появилась еще в дореволюционной России. Под име­нем торгового предприятия понималась совокупность личных и имуще­ственных средств, соединенных для достижения известной торгово-хозяйственной цели по определенному плану. Строго говоря, субъектом права был предприниматель, купец, владеющий предприятием как имуществом или, точнее, имущественным комплексом. Предпринима­тель выступает в качестве лица, организующего торговое предприятие, дающего ему свое имя, выделяющего для него часть своего имущества, несущего на себе риск успеха и пользующегося всеми выгодами2.

В период новой экономической политики (нэпа), провозглашенной в 1921 г.3, возникли новые формы управления государственной социа­листической промышленностью: объединение, организуемое на началах хозяйственного расчета (трест), и так называемое автономное пред­приятие4, которые по сути являлись государственными предприятия­ми — юридическими лицами, наделенными обособленным имуществом, которым они самостоятельно отвечали по своим обязательствам.

Стали вновь создаваться частные компании. 1 февраля 1922 г. в РСФСР было учреждено первое акционерное общество советского пе-

1 См.: Венедиктов А.В. Правовая природа государственных предприятий. С. 7.

2 См.: Шершеневич Г.Ф. Учебник торгового права. М., 1994. С. 70-71.

3 См. Наказ СНК РСФСР от 9 августа 1921 г. «О проведении в жизнь начал новой эконо­мической политики» // СУ РСФСР. 1921. № 59. Ст. 403; Основные положения о мерах к восстановлению крупной промышленности. Утверждены СТО РСФСР 12 августа 1921 г. // СУ РСФСР. 1921. № 63. Ст. 462.

4 См.: Венедиктов А.В. Государственная социалистическая собственность. С. 446-451; 508-509.

§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому законодательству...

риода; в 1922 г. их было образовано уже 20; к 1925 г. насчитывалось более 150 акционерных обществ.

31 октября 1922 г. был принят ГК РСФСР, вступивший в силу 11 ноября 1922 г.1 Впервые в русском гражданском праве было дано легальное определение юридического лица: юридическими лицами признаются объединения лиц, учреждения или организации, кото­рые могут, как таковые, приобретать права по имуществу, всту­пать в обязательства, искать и отвечать в суде (ст. 13).

Кодекс воскресил и значительно развил такие формы юридических лиц, как полное товарищество (ст. 295-311), товарищество на вере (ст. 312-317), акционерное общество или паевое товарищество (ст. 322-366). Появился новый вид товарищества - с ограниченной (а точнее, с дополнительной) ответственностью (ст. 318-321).

Однако господствующей формой юридического лица оставалось государственное предприятие.

10 апреля 1923 г. был издан декрет, утвердивший Положение о го­сударственных промышленных трестах2. Согласно нормам Положения и ст. 19 ГК РСФСР 1922 г. тресты являлись государственными промыш­ленными предприятиями, которым государство предоставило самостоя­тельность в производстве своих операций согласно утвержденному для каждого из них уставу и которые действовали на началах коммерческо­го расчета с целью извлечения прибыли. Трест являлся юридическим лицом и мог состоять из одного или многих предприятий - производст­венных единиц.

В 1924 г. было принято Положение о коммунальных трестах3, в 1925 г.- о сельскохозяйственных трестах4. Положение о промышленных трестах распространялось на зрелищные и художественные предпри­ятия. По типу промышленных трестов образовывались также государст­венные торговые предприятия (торги), положение о которых было при­нято 17 августа 1927 г.5

В конце 20-х гг. нормы ГК РСФСР 1922 г. и принятые в его разви­тие акты законодательства практически перестали применяться. 29 ию­ня 1927 г. было принято новое Положение о трестах6, которое усилило планово-регулирующее влияние органов, под началом которых состоя­ли тресты. В 1928 г. издано новое положение о государственных сель-

1 СУ РСФСР. 1922. №71. Ст. 904.

2 СУ РСФСР. 1923. № 29. Ст. 336.

3 СУ РСФСР. 1925. № 2. Ст. 14.

4 СУ РСФСР. 1925. № 21. Ст. 150.

5 СЗ СССР. 1927. № 49. Ст. 502.

6 СЗ СССР. 1927. № 39. Ст. 392; 1929. № 5. Ст. 47.

91

Глава II. Происхождение юридического лица

скохозяйственных трестах (госсельхозтрестах), в состав которых входи­ли советские хозяйства (совхозы)1.

Интересной формой организации торговли явились синдикаты -объединения трестов, которые стали создаваться с 1922 г. Синдикаты являлись юридическими лицами и объединяли несколько трестов, цен­трализуя их снабженческо-сбытовую деятельность. В 1928 г. было при­нято Положение о синдикатах2. По своему правовому статусу они на­поминали современную нам ассоциацию или концерн. Синдикаты соз­давались на добровольных началах, имели переменный состав участни­ков, которые могли свободно входить и выходить из синдиката. Скла­дочный или паевой капитал синдиката образовывался из взносов его членов, которые в случае выхода из синдиката могли забрать свой пай обратно. Во главе синдиката стояло собрание уполномоченных, каждый из которых имел число голосов, пропорциональное величине пая данно­го участника. Ответственность членов по долгам синдиката также огра­ничивалась размером пая3.

Постановлением Совета Народных Комиссаров СССР от 20 октября 1925 г. было утверждено Положение о торговой регистрации4, согласно которому правоспособность всех видов юридических лиц, занимаю­щихся промышленной и торговой деятельностью, возникала с мо­мента их регистрации, если иное не устанавливалось в специальных законах, на основании которых были учреждены эти лица (п. 2, 3).

В августе 1927 г. было принято Положение об акционерных обще­ствах5. Однако к началу 30-х гг. практически все акционерные общества были преобразованы в государственные предприятия.

Вместе с тем созданный в 1924 г. Банк для внешней торговли СССР (позднее - Внешэкономбанк) и образованное в 1929 г. Всесоюз­ное акционерное общество «Интурист» формально продолжали сущест­вовать в виде акционерных обществ, хотя в реальности их деятельность осуществлялась на принципах, установленных для всех государствен­ных организаций. Очевидно, что единственной целью сохранения ак­ционерной формы для фактических государственных организаций была необходимость исключить даже теоретическую возможность привлече­ния советского государства к субсидиарной ответственности по обяза­тельствам этих юридических лиц, возникшим из договоров с их зару­бежными партнерами.

1 СУ РСФСР. 1928. № 30. Ст. 223.

2 СЗ СССР. 1928. № 16. Ст. 129.

3 См.: Аронович В. С. О внутрисиндикатских отношениях и их юридическом выражении // Право и жизнь. 1925. № 6. С. 49-52.

4 СЗ СССР. 1925. № 82. Ст. 622.

5 См.: Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. Разд. III.

92

§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому ______________________ законодательству... _______________________

Постановлением ЦК ВКП(б) от 5 декабря 1929 г. «О реорганизации системы управления промышленностью» основным субъектом хозяйст­вования в промышленности было признано социалистическое государ­ственное производственное предприятие.

Реформы 1930-1940 гг. В ходе реформы управления промышлен­ностью, проведенной в 30-е гг., синдикаты были ликвидированы, а на их основе созданы государственные всесоюзные и республиканские хо­зяйственные объединения.

Объединения являлись юридическими лицами и могли включать в себя три категории предприятий: производственные единицы, т.е. пред­приятия без прав юридического лица; самостоятельные предприятия с правами юридического лица; обособленные предприятия, по отноше­нию к которым объединение осуществляло только планово-регулирую-щие функции.

В 1934-1935 гг. объединения ликвидируются, на их место прихо­дят предприятия. Помимо трехзвенной системы управления промыш­ленностью (отраслевое главное управление министерства - трест -предприятие) вводится двухзвенная система (главк - предприятие).

Главк имел права юридического лица и осуществлял планово-управленческие функции. Главк также мог находиться на хозрасчете и при этом централизовал снабженческо-сбытовую деятельность пред­приятия. Такая система существовала почти 30 лет1.

Как видим, в советский период законодательное развитие катего­рии юридического лица было связано не с поиском наиболее оптималь­ных правовых конструкций, а с проводимыми социалистическим госу­дарством многочисленными реформами управления экономикой. Ре­формы поочередно влекли за собой то централизацию, то децентрализа­цию, а в результате предприятия получали то меньше, то больше свобо­ды распоряжаться своим имуществом и средствами.

Проводимая правительством социалистическая реконструкция на­родного хозяйства привела к постепенному исчезновению всех видов об­ществ и товариществ из экономической жизни. Некоторое время отдель­ные товарищества еще существовали на базе остатков негосударственной собственности (собственности граждан и негосударственных юридиче­ских лиц - колхозов, межколхозных предприятий и т.п.) в аграрном секторе и в сфере мелкого бизнеса (рыболовецкие артели, артели ста­рателей, отдельные сельскохозяйственные коммуны и др.).

1 См.: Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. С. 244-255

2 См.: Павлов И.В. Понятие и сущность колхозных правоотношений и роль органов управ­ления в формировании и развитии этих отношений // Вопросы колхозного и земельного права. М., 1951.

93

Глава II. Происхождение юридического лица

Форма товарищества использовалась и для образования потреби­тельских объединений граждан (жилищные кооперативы, товарище­ства жильцов и т.д.). Однако прежнего значения эти формы уже не имели.

Характеризуя имущественную сферу деятельности советского со­циалистического государства в конце 40-х гг. XX столетия, С.Н. Братусь сделал вывод, что государство, выступая как целое, как казна, является юридическим лицом, от имени которого действует Правительство СССР или республики либо соответствующее Министерство финансов1.

По мнению многих исследователей, юридическими лицами явля­лись также местные Советы депутатов трудящихся. Согласно дей­ствующему в тот период законодательству они имели право эксплуати­ровать состоящие в их ведении земли, предприятия и прочее имущество как в бюджетном порядке, так и на началах хозяйственного расчета, в частности в установленном законом порядке могли отчуждать и сдавать в аренду состоящее в их ведении имущество; заключали договоры целе­вого займа, отвечая по ним всеми своими доходами и находящимся в их ведении имуществом. В отличие от местных Советов Верховные Сове­ты СССР, РСФСР и других союзных и автономных республик не при­знавались юридическими лицами.

Признание государства и местных советов юридическими лицами не исключает юридической личности министерств и других централь­ных ведомств, отделов местных советов, социально-культурных учреж­дений и иных состоящих на государственном или местном бюджете организаций, именуемых бюджетными учреждениями2.

Система юридических лиц по ГК РСФСР 1964 г. К моменту принятия Основ гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик 1961 г. и ГК РСФСР 1964 г. в России насчитывалось около десятка различных видов юридических лиц. Статья 24 ГК РСФСР 1964 г. перечисляет их следующим образом:

1) государственные предприятия и иные государственные органи­зации, состоящие на хозяйственном расчете, имеющие закрепленные за ними основные и оборотные средства и самостоятельный баланс;

2) учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете и имеющие самостоятельную смету, руково­дители которых пользуются правами распорядителей кредитов (за изъя­тиями, установленными законом);

' См.: Братусъ С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. С. 158-195.

2 См.: Венедиктов А.В. Государственные юридические лица в СССР // Советское государ­ство и право. 1940. № 10. С. 85-86; Братусь С.Н. Юридические лица в советском граж­данском праве. С. 190-211.

§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому ______________________ законодательству... _______________________

3) государственные организации, финансируемые за счет иных ис­точников и имеющие самостоятельную смету и самостоятельный ба­ланс;

4) колхозы, межколхозные и иные кооперативные организации и их объединения, другие общественные организации, а также в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, предпри­ятия и учреждения этих организаций и их объединений, имеющие обо­собленное имущество и самостоятельный баланс;

5) государственно-колхозные и иные государственно-кооператив­ные организации;

6) другие организации в случаях, предусмотренных законодатель­ством Союза ССР.

Любопытно, что в 1973 г. на базе Управления иностранного стра­хования было организовано Страховое акционерное общество СССР (Ингосстрах СССР). Подобно Интуристу и Внешторгбанку, Ингосстрах являлся акционерным обществом лишь формально, оставаясь по сути государственной организацией.

Реформы 1960-1980 гг. Очередная хозяйственная реформа 60-х гг. была направлена на ослабление централизованного руководства про­мышленностью, укрепление экономического и правового положения предприятия. 4 октября 1965 г. было принято Положение о социалисти­ческом государственном производственном предприятии1. Согласно этому Положению предприятие являлось юридическим лицом и осуще­ствляло права владения, пользования и распоряжения имуществом, на­ходящимся в его оперативном управлении (п. 2).

Реформа 70-х гг. снова предполагала укрупнение производства. Постановлением СМ СССР от 2 марта 1973 г. № 140 было утверждено Положение о всесоюзном и республиканском промышленных объеди­нениях (ВПО)2.

Нужно обратить внимание, что само всесоюзное промышленное объединение (ВПО) не являлось юридическим лицом, будучи фактиче­ски органом управления подчиненными ему предприятиями. Правами юридического лица были наделены входящие в его состав предприятия и само управление.

Постановлением СМ СССР от 27 марта 1974 г. № 212 было утвер­ждено Положение о производственном объединении (ПО)3.

Постановлением СМ СССР от 30 декабря 1975 г. № 1062 утвер­ждено Положение о научно-производственном объединении (НПО)1.

1 СП СССР. 1965. № 19-20. Ст. 155.

2 СП СССР. 1973. № 7. Ст. 32.

3 СП СССР. 1974. № 8. Ст. 38.

95

Глава II. Происхождение юридического лица

Производственные (ПО) и научно-производственные объедине­ния (НПО) являлись юридическими лицами, а входящие в их состав предприятия имели статус производственных единиц без прав юридиче­ского лица. Однако поскольку объединение различных предприятий в ПО и НПО шло не по территориальному, а по производственному при­знаку, то зачастую многие подразделения объединений, сильно удален­ные от своего управления, получали права юридического лица. Для это­го достаточно было решения соответствующего отраслевого министер­ства, которое утверждало устав объединения. Устав входящего в состав объединения предприятия утверждался самим объединением (п. 6 По­ложения о производственном объединении).

Развитие системы юридических лиц в период перестройки экономического механизма в СССР (1980-1990 гг.). Указом Прези­диума Верховного Совета СССР от 26 мая 1983 г. «О порядке осущест­вления деятельности на территории СССР совместных хозяйственных организаций СССР и других стран-членов СЭВ»2 всем государствен­ным организациям было разрешено создавать международные объеди­нения и совместные предприятия с иностранным участием.

13 января 1987 г. Совет Министров СССР принял постановление № 48 «О порядке создания на территории СССР и деятельности совме­стных предприятий, международных объединений и организаций СССР и других стран - членов СЭВ»3 и постановление № 49 «О порядке соз­дания на территории СССР и деятельности совместных предприятий с участием советских организаций и фирм капиталистических и разви­вающихся стран»4.

Совместные предприятия (СП) являлись юридическими лицами (п. 7 постановления № 48; п. 6 постановления № 49), близкими по фор­ме к обществу с ограниченной ответственностью. Учредительными до­кументами совместного предприятия были названы учредительный до­говор и устав (п. 8; п. 7). В частности, в постановлениях указывалось (п. 4; п. 2), что решения о создании совместного предприятия принима­ются государственными предприятиями, объединениями и организа­циями с согласия вышестоящего органа управления. Созданные на тер­ритории СССР совместные предприятия после вступления в силу доку­ментов об их создании регистрируются в Министерстве финансов СССР и приобретают права юридического лица с момента регистрации. Со­общение о создании СП публикуется в печати (п. 9; п. 9).

'СП СССР. 1976. №2. Ст. 13.

2 Ведомости ВС СССР. 1983. № 22. Ст. 330; № 25. Ст. 385.

3 СП СССР. 1987. Отд. 1. № 8. Ст. 38; 1989. Отд. 1. № 23. Ст. 75.

4 СП СССР. 1987. Отд. 1. № 9. Ст. 40; 1989. Отд. 1. № 23. Ст. 75.

96

§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому ____________________ законодательству. .. _______________________

Организационная форма и правовой режим имущества совместного предприятия определялись весьма нечетко. Однако было ясно, что факти­чески совместное предприятие представляет собой общество с ограни­ченной ответственностью. Имущество совместного предприятия было обособлено от имущества его участников и государства, т.е. совместное предприятие становилось собственником своего имущества, в том числе имущества, переданного ему в качестве вклада государственными социа­листическими предприятиями-участниками. В итоге государственное имущество, принадлежавшее государственному предприятию на праве оперативного управления, фактически переходило в частную собствен­ность (собственность совместного предприятия). Таким образом, конст­рукция совместного предприятия как юридического лица стала весьма эффективным правовым средством «разгосударствления», а по сути -приватизации «общенародной социалистической собственности».

26 мая 1988 г. был принят Закон СССР «О кооперации в СССР»2, регламентирующий создание и деятельность производственных и по­требительских кооперативов, каковыми признавались добровольные объединения граждан (не менее трех) на началах членства для совместно­го ведения хозяйственной или иной деятельности на базе принадлежаще­го кооперативу на праве собственности, арендованного или предостав­ленного в бесплатное пользование имущества (п. 1 ст. 5, п. 1 ст. 11). Коо­ператив считался созданным с момента регистрации его устава в испол­нительном комитете Совета народных депутатов по месту нахождения кооператива (ст. 11). Имущество кооператива формировалось за счет денежных и материальных взносов его членов, произведенной им про­дукции, иных доходов, кредитов банка и других источников (ст. 7). Кооператив является юридическим лицом (п. 3 ст. 5), собственником своего имущества (ст. 7), самостоятельно участвующим в обороте и от­вечающим по своим обязательствам всем своим имуществом (п. 4 ст. 8). Члены кооператива не несли ответственности по его долгам, за исклю­чением случаев, предусмотренных законом или уставом кооператива (п. 4 ст. 8, 43).

При этом сами кооперативы получили легальную возможность да­же выпускать ценные бумаги, названные «акциями» (п. 4 ст. 22 Закона о

1 См.: Панкратов П. А. Правовое положение совместных предприятий как юридических лиц в СССР. Дис.... канд. юрид. наук. М., 1991; Козлова Н.В., Панкратов П.А. Юриди­ческое лицо как инструмент перераспределения собственности (К 15-летию начала ре­формы института юридического лица) // Вестник Моск. ун-та. Сер. 11. Право. 2002. № 1. С. 90-93.

'"Ведомости ВС СССР. 1988. №22. Ст. 355; Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 19. Ст. 350; 1990. № 26. Ст. 489; 1991. № 12. Ст. 324.

97

Глава II. Происхождение юридического лица

кооперации), хотя по существу речь шла об облигациях, общая стои­мость которых не могла превышать размера годового валового дохода кооператива1.

Как видим, кооперативы, равно как и совместные предприятия, стали первыми в СССР со времен нэпа юридическими лицами частно­го права, основанными на частной собственности на средства произ­водства.

Вместе с тем ученые-правоведы справедливо критиковали законо­дательство о кооперации, которое допускало создание производствен­ных кооперативов без какого бы то ни было первоначального имущест­венного фонда, стартового капитала, поскольку не требовало от участ­ников кооператива внесения имущественных (паевых) взносов2.

Арбитражная практика того времени изобиловала спорами по ис­кам банков и других кредиторов к разного рода кооперативам, которые брали, но не возвращали кредиты, не расплачивались за поставленные им товары или выполненные для них работы. Как правило, к моменту вынесения решения о взыскании с очередного кооператива-ответчика в пользу некоего истца суммы задолженности выяснялось, что коопера­тив уже прекратил свою деятельность, и найти кого-либо из его членов не представляется возможным, ибо никаких точных данных об учреди­телях (членах) кооператива его устав не содержит (в полном соответст­вии с п. 5 ст. 11 Закона). Но даже если членов кооператива удавалось разыскать, то оказывалось, что привлечь их к субсидиарной ответствен­ности по долгам кооператива практически невозможно, так как ни по­рядок привлечения, ни конкретный размер этой ответственности не оп­ределены в законе, равно как и в уставе самого кооператива.

23 ноября 1989 г. Верховный Совет СССР принял Основы законо­дательства Союза ССР и республик об аренде3, часть положений кото­рых (ст. 16-28) были посвящены правовому регулированию создания и деятельности арендных предприятий.

Согласно нормам ст. 16 Основ законодательства об аренде, трудо­вой коллектив государственного предприятия (объединения) был вправе образовать организацию арендаторов как самостоятельное юридическое лицо для создания на его основе арендного предприятия. Решение об образовании организации арендаторов и ее органов управления прини­малось общим собранием (конференцией) трудового коллектива не ме­нее чем % голосов его членов. Организация арендаторов совместно с профсоюзным комитетом разрабатывала проект договора аренды и на-

§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому законодательству...

правляла его государственному органу, уполномоченному собственни­ком сдавать в аренду государственные предприятия, который обязан был рассмотреть его в течение 30 дней со дня получения. Разногласия, возникающие при заключении договора аренды, рассматривались Госу­дарственным арбитражем. После подписания договора организация арендаторов принимала в установленном порядке имущество предпри­ятия и приобретала статус арендного предприятия1.

Любопытно, что организация арендаторов как юридическое лицо возникала с момента принятия трудовым коллективом решения о ее создании, тогда как арендное предприятие приобретало права юридиче­ского лица со дня его государственной регистрации в исполнительном комитете Совета народных депутатов по месту нахождения арендного предприятия (п. 1,2 ст. 16 Основ).

Модель арендного предприятия как юридического лица также ста­ла весьма эффективным средством «деобобществления» государствен­ного имущества. Если производственные кооперативы способствовали перераспределению преимущественно оборотных средств, то арендные предприятия позволили приступить к поэтапной передаче в частные руки основных средств производства2.

3 августа 1989 г. Верховный Совет СССР внес изменения в Закон о государственном предприятии (объединении), принятый в 1987 г.3 (7 марта 1991 г. утратил силу). Предприятиям, объединениям и органи­зациям независимо от их ведомственной принадлежности было разре­шено самостоятельно, на договорных началах, создавать концерны, консорциумы, межотраслевые государственные объединения, государ­ственные производственные объединения, различные ассоциации и дру­гие крупные организационные структуры - юридические лица, в том числе с участием кооперативов и совместных предприятий, образован­ных с фирмами иностранных государств (п. 7 ст. 5).

В экономике тогдашней России эти юридические лица играли двоякую роль. Во-первых, они явились удачным правовым средством разгосударствления, а позднее - приватизации государственной социа­листической собственности. Во-вторых, в ходе проведения реформы управления производством они служили надежным способом маскиров­ки для сохранения среднего звена управления - министерств и ве-

1 См.: Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. М., 1991. С. 111-112.

2 См.: Суханов Е.А. Правовые основы предпринимательства. М., 1993. С. 31.

3 Ведомости СНД и ВС СССР. 1989. № 25. Ст. 481. В ред. Закона СССР от 7 марта 1991 г.

98

' См.: Герасименко С.А. Аренда как организационно-правовая форма предпринимательст-

^ ва. М., 1992.

' См.: Козлова Н.В., Панкратов П.А. Юридическое лицо как инструмент перераспределе­ния собственности. С. 95.

'Вестник ВС СССР. 1987. №26. Ст. 385; 1989. №9. Ст. 214 // Ведомости СНД и ВС СССР. 1991. № 12. Ст. 325.

99

Глава II. Происхождение юридического лица

домств, которые в соответствии с постановлениями Совета Министров РСФСР были в «добровольном порядке» преобразованы в разного рода ассоциации и концерны1.

Только на протяжении 1991 г. постановлениями Совета Министров РСФСР было создано более 30 такого рода концернов, ассоциаций и других крупных объединений предприятий. Причем все они наделялись властными полномочиями по управлению государственным имущест­вом, учреждению, реорганизации и ликвидации государственных пред­приятий, назначению их руководителей и т.п.

В целях контроля за процессом создания и деятельности таких об­разований Верховный Совет РСФСР принял постановление от 11 октяб­ря 1991 г. «Об упорядочении создания и деятельности ассоциаций, кон­цернов, корпораций и других объединений предприятий на территории РСФСР», которым запретил органам государственной власти и управ­ления РСФСР делегировать любым региональным, межотраслевым и межреспубликанским союзам, ассоциациям, концернам, корпорациям, холдингам и другим объединениям предприятий полномочия по управ­лению государственным имуществом и финансировать их деятельность. Созданным на территории РСФСР объединениям предприятий запре­щалось осуществлять властные функции по отношению к входящим в эти объединения предприятиям, а Правительству РСФСР было указано, что оно может наделять такого рода объединения предприятий только теми правами, которыми само обладает2.

В сельском хозяйстве продолжали действовать артели, колхозы, межколхозные организации и хозяйства (МКХ), потребкооперации.

Кроме того, появились областные и районные агропромышлен­ные объединения (ОАЛО и РАЛО), являющиеся юридическими лица­ми, но имеющие в своем составе колхозы, совхозы, другие предприятия и организации, которые также сохраняли хозяйственную самостоятель­ность и права юридического лица3.

' См. постановление СМ РСФСР от 5 июля 1990 г. № 226 «Об образовании российского государственного концерна речного флота»; постановление СМ СССР от 11 августа 1990 г. № 288 «Об образовании российского государственного концерна по производст­ву строительных материалов и предметов домоустройства» и др.

2 См.: Информационное письмо ВАС РФ от 30 июня 1993 г. № С-13/ОП-210 «Об отдель­ных рекомендациях, принятых на совещаниях по судебно-арбитражной практике» // Вестник ВАС РФ. 1993. № 9. С. 98-99.

3 См.: Типовое положение об областном, краевом, республиканском (АССР) агропромыш­ленном объединении, утвержденное постановлением СМ СССР от 25 ноября 1982 г. № 1016 // СП СССР. 1983. Отд. 1. № 1. Ст. 2; Типовое положение о районном агропро­мышленном объединении, утвержденное постановлением СМ СССР от 25 ноября 1982 г. № 1015 // СП СССР. 1983. Отд. 1. № 1. Ст. 1.

100

§ 5. Правовое положение юридических лиц по российскому законодательству...

Весьма многообразны были формы юридических лиц в некоммер­ческой сфере: общественные организации (КПСС, ВЛКСМ, профес­сиональные союзы и пр.), жилищно-строительные, дачно-строи-тельные кооперативы и т.д.

Кардинальные перемены в политической и экономической жизни СССР и России, начавшиеся после апрельского Пленума ЦК КПСС 1985 г. и получившие название «перестройка», стимулировали пред­принимательскую активность людей буквально всех возрастов и соци­альных слоев. Вследствие ослабления тоталитарного контроля, предос­тавления хозяйственной самостоятельности государственным и общест­венным организациям в гражданском обороте появились такие виды юридических лиц, как межотраслевые научно-технические комплек­сы (МНТК, НТК)1, инженерные центры (ИЦ)2, центры научно-технического творчества молодежи (ЦНТТМ), государственные производственные объединения (ГПО), межотраслевые государст­венные объединения (МГО), народные концерны («Бутэк» и пр.), вре­менные научные коллективы и т.д.

Например, постановлением СМ СССР от 25 января 1990 г. №77 «Об экономическом эксперименте в концерне «Бутэк»» было утвержде­но Положение об экономическом эксперименте в концерне «Бутэк» и устав «народного концерна «Бутэк», согласно которому и сам концерн, и входящие в его состав предприятия сохраняли права юридического лица3.

К сожалению, «полезный опыт» создания и деятельности таких «народных концернов» был успешно позаимствован многими нынеш­ними «естественными монополиями», которые только благодаря почти бесконтрольному доступу к сырьевым ресурсам, установлению неоп­равданных льгот и привилегий имеют возможность получать сверхпри­были за счет эксплуатации природных богатств, принадлежащих Рос­сийскому государству и являющихся национальным достоянием.

Возникают коллективные предприятия, имущество которых бы­ло выкуплено их трудовыми коллективами в соответствии с договором аренды или иным договором. Такие предприятия нередко назывались «народными предприятиями»4.

1 См.: Типовое положение о межотраслевом научно-техническом комплексе, утвержден-■■ ное постановлением СМ СССР от 31 июля 1986 г. № 903.

2 См.: Типовое положение об инженерном центре, утвержденное постановлением СМ СССР от 31 июля 1986 г. № 903.

jCm.: Комплект нормативно-методических документов для предприятий - участников

концерна «Бутэк». М., 1990.

4 См.: Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. С. 106-108.

101


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: