Как отмечается в правовой литературе, современная зарубежная наука уже не уделяет столь пристального внимания теориям юридического лица. Обычно иностранные правоведы подчеркивают, что юридическое лицо надлежит рассматривать как обобщающее юридико-техническое понятие, которое служит для признания лиц или вещей правоспособными организациями. Сущность этого понятия объясняется многочисленными теориями, которые не имеют практического значения и не обладают большой познавательной ценностью. Данный подход характерен как для современного континентального, так и для англо-американского права1.
Между тем известно, что научная юриспруденция существенным образом влияет на правовую жизнь. Поэтому максимально точное определение того или иного правового понятия имеет первостепенное значение для законодательства и правоприменительной практики. Не требует доказательств истина, что изучение и уяснение природы правовых институтов есть единственный источник их разумного конструирования2.
Французский ученый Салейпь видел главную задачу правоведа не в том, чтобы создать свою маленькую теорию, представляющую интерес только для любителей, а в том, чтобы, рассмотрев многие теории, отображающие жизнь, выбрать и обобщить те идеи, которые соответствуют эпохе, требованиям жизни и вскрывают сущность явлений3. Поэтому нам представляется важным подробно проанализировать позиции ученых относительно природы юридического лица, чтобы показать, какое практическое значение они имели, каким образом повлияли на законодательство, в каком направлении возможно дальнейшее развитие института юридического лица. Учитывая специфику экономического и политического развития России, особую значимость исследований русских дореволюционных и советских ученых для становления института юридического лица в современном российском праве, выдвинутые ими концепции будут рассмотрены отдельно.
1 Blacks law dictionary. 1990. P. 113, 340, 893-894; Hem H. Handbook of the law of corporations and other business enterprises. 1983. P. 149-152; Jaueming O. Burgerliches Gesetzbuch mit Gesetz zur Regelung des Rechts der Allgemeinen Geschaftsbedingungen. MUnchen, 1991. S. 4; Medicws D. Allgemeiner Teil des BGB. Ein Lehrbuch. Heidelberg. 1988. S. 405; Munchener Kommentar zum Burgerlichen Gesetzbuch. Bd. 1. Allgemeiner Teil. MUnchen, 1993. S. 285-288; Суханов E.A. Юридические лица как участники гражданских правоотношений. С. 178.
2 См.: Каминка АИ. Акционерные компании. Т. 1. С. 412.
3 Saieilles. De la personnalite juridique. 1922. P. 307 (см.: Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. С. 34).
§ 2. Теория фикции (олицетворения) в зарубежной правовой нау ке
§ 2. Теория фикции (олицетворения) в зарубежной правовой науке
Средневековые глоссаторы. На протяжении XI-XII вв. французские и немецкие исследователи римского права — глоссаторы (Азо, Ак-курсий, Ансталт, Булгар, Гуголинус, Ирнерий, Мартин, Пиллиус, Пла-центин, Хуго, Штифтунг, Якоб и др.) внимательно изучали римские тексты и старались объяснить неясные места с позиций современной им науки.
Серьезный вклад в развитие правовой науки в XIII-XIV столетиях внесли «поздние глоссаторы», которых называли консилиаторы (советники, консультанты; от латинского consilium - совет). С появлением плеяды ученых-консилиаторов {Синус де Пистойя, Бартоло де Сасофе-рато, Балдус де Убалдис и др.) связано возникновение совершенно нового вида деятельности, связанной с составлением юридических экспертиз, заключений и пр. по актуальным политическим, дипломатическим и частноправовым вопросам.
Как отмечают исследователи, признание римского права большинством европейских стран опиралось не на римские первоисточники (Ди-гесты или в целом Свод римского гражданского права - Corpus Juris Civilis) и не на основные принципы ранней школы глоссаторов, а на глубокие научные труды консилиаторов1.
Трактуя римские источники, средневековые юристы применяли латинский термин persona (лицо) исключительно к правоспособному человеку и понимали личность только в качестве разумного и волеспособ-ного субъекта. Понятие юридического лица глоссаторами не разрабатывалось. Римский союз (universitas) или корпорацию они определяли как союз, признанный государством в качестве субъекта права, полагая, что субъектом права выступала не корпорация как лицо, а совокупность наличных членов союза. Именно глоссаторы (консилиаторы) впервые заговорили об установленной законом фикции применительно к силе воли всех членов корпорации в случае представительства ее интересов одним лицом, группой лиц или даже большинством членов, поскольку единогласное постановление всех участников союза - явление крайне редкое2.
Канонисты и церковное право. В ХИ-ХШ столетиях, когда христианская церковь стала крупным феодалом, субъектами прав на церковное имущество стали признаваться отдельные храмы, монастыри и
1 См.: Аннерс Э. История европейского права. С. 162-173.
2 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 16-18; Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 62-64.
Глава III. Сущность юридического лица
благотворительные учреждения. Вся церковь рассматривалась как единственный обладатель церковной власти на земле, а в имущественном отношении - как субъект высшего права управления и надзора за имуществом отдельных церквей. Поэтому вопрос о понятии церкви вообще и юридического лица, в частности, стал одним из главных в церковном праве1.
Канонисты определяли церковь как союз (universitas) или корпорацию (collegium) и считали ее соединением людей, признанным за целое. Они полагали, что корпорация есть самостоятельный субъект права, независимый от перемены его членов. Канонисты впервые провели черту между правовым понятием лицо в смысле субъект права и реальным понятием человек. Различая понятия единство корпорации и совокупность составляющих корпорацию членов, они впервые назвали союз лицом (persona), применив это название сначала лишь к церкви. От названия ученые перешли к рассуждениям о природе этого лица.
Наиболее ярким представителем учения канонистов был римский папа Иннокентий IV, который в своей речи на Лионском соборе (по другим источникам - в булле) в 1245 г., отвечая на вопрос, может ли корпорация быть отлучена от церкви, указал, что всякое отлучение распространяется на душу и совесть и что поэтому не могут быть отлучаемы от церкви корпорации, у которых нет ни души, ни совести, ни воли, ни сознания и которые являются лишь отвлеченными понятиями (nomen intellectuale), правовыми наименованиями (nomina sunt juris), фиктивными лицами (persona ficta)2. Иными словами, юридическое лицо существует лишь в понятии и благодаря фикции, оно не одарено телом, а значит, не обладает волей. Действовать могут только его члены, но не сама корпорация, поэтому корпорация не может ни совершить преступления, ни быть отлученной от церкви3.
Таким образом, Иннокентий IV рассматривал юридическое лицо как один из так называемых вымыслов права - fictiones juris, когда допускается вымышленное существование факта, о котором известно, что он вовсе не существует или существует в другом виде4.
' См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 13-15; Суворов Н.С. Учебник церковного права. М, 1915. С. 416-457.
2 См.: Иоффе О. С. Из истории цивилистической мысли // Иоффе О. С. Избранные труды по гражданскому праву. М., 2000. С. 54.
3 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 18-20; Дювернуа Н.Л. Конспект лекций по гражданскому праву. Вып. 2. СПб., 1886. С. 31-32.
4 Подробнее о юридических фикциях см.: МейерДИ. О юридических вымыслах и предположениях, о скрытных и притворных действиях // Уч. зап. Казанского ун-та. Кн. IV. 1853. С. 2; Дормидонтов Г.Ф. Классификация явлений юридического быта, относимых к случаям применения фикций. Казань, 1895.
'
§ 2. Теория фикции (олицетворения) в зарубежной правовой науке
Папа Иоанн XXII говорил, что коллегия есть лицо воображаемое (persona non vera, imaginaria) или представляемое (sed repraesentata). Эти термины - фиктивное, воображаемое, представляемое лицо -долгое время употреблялись применительно к корпорациям1.
Анализируя учение канонистов, О. Гирке говорил, что Иннокентий IV гениально определил чисто отвлеченную и фиктивную природу юридического лица.
Полемизируя с Гирке, российский цивилист Л. И. Каминка замечал, что понятия отвлеченности и фиктивности не тождественны, ибо самые отвлеченные понятия могут быть вполне реальными, а понятие фикции может вообще не обладать свойствами отвлеченности. По мнению А. И. Каминки, Иннокентий IV подчеркивал абстрактный, метафорический характер, который приобретают термины субъект права и юридическое лицо, применяемые не к физическим лицам, а к союзам лиц.
Взгляды легистов. Начиная с середины XIII в. воззрение христианских теологов на природу корпорации воспринимается цивилистами. Наибольшее распространение получило учение легистов (Бартол, Ци-нус, Олрадус и др.). Легисты называли корпорацией всякое человеческое соединение, в том числе государство. Каждая корпорация, будь то отдельная церковь, благотворительное учреждение, госпиталь или профессиональный союз, рассматривалась в качестве субъекта права, имеющего и публичные, и гражданские права. Таким образом, понятие юридического лица совпадало с понятием корпорации, сущностью которой опять-таки являлась юридическая фикция (persona repraesentata или ficta). С точки зрения легистов, корпорация существовала лишь в понятии, не имела души и тела.
Корпорация отождествлялась с совокупностью всех составляющих ее в данный момент лиц, представительство этого союза было лишь представительством его членов. При этом корпорация воспринималась как некое единство, существующее независимо от перемены членов и обладающее, по мнению Бартола, имуществом, обособленным от имущества отдельных участников. Администраторы корпорации рассматривались как активные представители этого субъекта, а прихожане, бедные, больные, рядовые члены союза и пр. составляли пассивную его часть.
Благодаря тому что противопоставление союза как единого целого и составляющих его членов было основано на фикции, которую можно
'См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 18-21; Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 63-66; Братусь С.Н. Юридические лица в советском гражданском праве. С. 73; Аннерс Э. История европейского права. С. 172-173.
2 См.: Каминка А.И. Акционерные компании. Т. 1. С. 415.
Глава III. Сущность юридического лица
применять неограниченно, легисты продолжали рассуждать о природе корпорации в том же направлении, не замечая логических противоречий в своих теоретических построениях. Получилось, что, с одной стороны, на основании теории фикции действие большинства членов корпорации рассматривалось как действие самой корпорации, и считалось доказанным утверждение Олрадуса, что этот фиктивный субъект может иметь волю, действовать и даже совершать преступления. С другой стороны, по отношению к своим членам корпорация представлялась не как координированный индивидуум, а в качестве некоего высшего единства, которому принадлежит право господства над его членами, как господство целого над его частями1.
Развитие теории фикции в XIX столетии. Соглашаясь с трактовками римских источников, предложенных средневековыми учеными, даже Гирке, который был противником теории фикции, уже в XIX столетии пришел к выводу, что римская юриспруденция знала понятие лица только как лица индивидуального, только в области частного права, а всякие союзные образования включала в публичное право.
По мнению Гирке, чтобы сделать гражданский оборот с его цивильными, предназначенными для частных лиц формами, возможным для союзных образований, юриспруденция неминуемо должна была прибегнуть к фикции, т.е. к тому воззрению, что на самом деле действительного, реального лица как субъекта гражданского права в этих союзных образованиях нет и что лицо это искусственно создается путем фикции, придумывается, мыслится или представляется, следовательно, существует только в мышлении, а не в мире реальностей.
Материал, над которым орудует фикция, безразличен, поэтому нет никаких препятствий олицетворять с одинаковым успехом все что угодно. Получилось, что в римском праве рядом с действительным лицом встает фингированное, которое велением государства создается из ничего и в силу такого же веления может превратиться в ничто, наделяется правоспособностью в области имущественного права и разнообразными привилегиями, но остается неспособным к воле и действованию.
Гирке считал, что субъектами права признавались римское государство - в публичном праве и отдельный человек, римский гражданин, - в праве частном. Понятие союза встречается только в публичном праве, понятие лица - в частном. Римская корпорация, община и хри-
' См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 21-22; Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 64-66; Каминка А.И. Акционерные компании. Т. 1С. 416-417.
2Gierke. Das deutsche Genossenschaftsrecht. Т. II. S. 28-29; Т. III. S. 130-140 (см.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 30-31).






