Теория фикции (олицетворения) в зарубежной правовой науке

стианская церковь являлись частями государства, но не лицами. Однако эти образования, как некое целое, могли приобретать и отчуждать иму­щество, т.е. имели имущественную обособленность и правоспособ­ность. Следовательно, в гражданском праве их надо было приравнять к физическим лицам. Так возникла необходимость прибегнуть к фикции индивидуальной личности, к искусственному субъекту1.

Аналогичные рассуждения о природе римской корпорации мы на­ходим в трудах В.М. Хвостова. По мнению ученого, римские юристы считали, что только существо, способное иметь волю, человеческие ин­тересы, может быть носителем прав. Таким существом является лишь человек, который может быть субъектом права только в единственном числе.

Между тем надо было объяснить существование в римском обще­стве союзов, коллегий и товариществ, которые имели имущество, по­священное целям соединения и не принадлежащее никому в отдельно­сти из членов этих союзов. Если нет определенного человека, который обладает правами на имущество союза, то строго говоря, у этих прав нет субъекта. Поэтому в силу практических соображений субъект здесь создает право. Право допускает фикцию, т.е. заведомо неправильное предположение, что в указанных случаях существует как бы физиче­ское лицо, как бы человек, которому принадлежат эти права, и рас­сматривает эти права, как будто они принадлежат вымышленному человеку. В.М. Хвостов утверждал, что именно такая конструкция ясно выражена римским юристом Флорентином.

Как фиктивные, не существующие в действительности субъекты, юридические лица признавались римскими юристами недееспособны­ми, ибо не существующее реально, воображаемое лицо не может иметь волю и способность действовать, не может совершать деликты. Права и обязанности юридическое лицо может приобрести только через пред­ставителей, которыми могут выступать:

1) собрание наличных членов союза;

2) председатели этих собраний;

3) особые должностные лица, уполномоченные, например, на веде­ние процесса.

Благотворительные учреждения и другие подобные установления управляются лицами, назначенными духовными властями или учреди­телем, но всегда под контролем духовной власти2.

' Gierke. Das deutsche Genossenschaftsrecht. T. III. 1881 (см.: Герваген Л.Л. Развитие учения

о юридическом лице. С. 11-12).

2 См.: Хвостов В. М. Система римского права: Учебник. М, 1996. С. 115-1 П.

Глава III. Сущность юридического лица

Теория «олицетворения» Савиньи. Впервые цельную и последо­вательную теорию о сущности юридического лица выдвинул Фридрих Карл фон Савиньи, который снова обратился к римскому праву. Как отмечает Н.С. Суворов, в юриспруденции учение Савиньи получило на­звание теории олицетворения (Personifikationstheorie). Однако это на­звание не совсем правильное, так как не указывает на сущность теории, которая состоит в том, что допускаемая этой теорией личность есть вы­мышленная, в действительности реально не существующая, фингиро-ванное существо, а не живое явление реального мира.

Савиньи полагает, что первоначальное понятие лица или юридиче­ского субъекта совпадает с понятием человека. Правоспособным является только каждый отдельный человек. Закон может изменить это понятие двояким образом. Во-первых, некоторым людям может быть вполне или отчасти отказано в правоспособности. Во-вторых, правоспособность мо­жет быть перенесена на нечто такое, что не есть отдельный человек.

По мнению Савиньи, право вынужденно прибегает к фикции (представлению или условному перенесению), когда конкретные чело­веческие цели не могут быть достигнуты одним индивидом и возникает необходимость создать корпорацию или союз и наделить его имущест­венными и другими правами. Эти правомочия не имеют реального об­ладателя, но ведь бессубъектных прав быть не может, субъективные права всегда принадлежат кому-то. Следовательно, в интересах практи­ческой жизни закон искусственно создает субъекта права. Юридическое лицо - это искусственный, фиктивный субъект, допускаемый только для юридических целей и только в частном праве. Как простая фикция, юридическое лицо не может иметь сознания и воли, оно недееспособно, и этот недостаток восполняется представительством.

Как писал Н.С. Суворов, несмотря на то, что всякое вообще юри­дическое лицо есть нечто искусственное, Савиньи различал между ними такие, которым нужно приписать естественное или необходимое суще­ствование (общины), и такие, существование которых есть искусствен­ное и произвольное (институты и вольные союзы).

Поддерживая концессионную систему создания юридических лиц, Савиньи утверждал, что юридическое лицо, будучи фиктивным, не имеющим реального бытия, может существовать лишь как искусствен­ное создание положительного права, а потому должно предполагать специальный творческий акт законодателя2.

1 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 69.

2 Savigny. System des heutigen r6mischen Rechts. T. II. 1840 (см.: Суворов Н.С. Об юридиче­ских лицах по римскому праву. С. 67-68, 226); Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 167-168.

120

§ 2. Теория фикции (олицетворения) в зарубежной правовой науке

Взгляды Виндшейда. По мнению германского юриста Бернхарда Виндшейда, права могут принадлежать не только одному или несколь­ким субъектам. В действительности для некоторых имуществ нет субъ­екта, но поскольку глубоко тяготеющее к личности человеческое мыш­ление этому противится, то мы придумываем искусственного субъекта, фиктивное лицо. В основе существующего в человеческом воображении юридического лица есть реально существующий субстрат - совокуп­ность физических лиц, которая является самостоятельным существом, не совпадающим с суммой отдельных лиц'.

Дальнейшее развитие теории олицетворения шло по нескольким направлениям. Германский ученый Эрнст Цительман выделял две вет­ви этой теории2.

Первое направление было разработано германскими юристами Пухтой и Резлером4. По мнению ученых, право в субъективном смысле по определению требует субъекта. Способностью быть субъектом права обладает только человек, поэтому в строгом смысле слова именно он является лицом. Однако кроме целей отдельного человека существуют интересы и цели, реализовать которые люди могут лишь объединив­шись друг с другом и для достижения которых требуется имущество. Объективное право устанавливает для таких целей особые права и обя­занности, которые не присваиваются отдельному человеку, а принадле­жат некоему сообществу в целом.

Получается, что в этих правоотношениях субъекта фактически нет, поэтому право вынуждено создать искусственного субъекта, которому при помощи юридической фикции присваиваются имущественные пра­ва. Таким образом, корпорация, союз, учреждение и тому подобные об­разования не есть физические лица, но право рассматривает их в качест­ве таковых5.

Пухта считал, что юридическое лицо существует, если имеются субъект (корпорация или учреждение) и предписание закона, признаю­щее его в качестве субъекта права. При этом ученый различает корпо-

1 Windscheid. Die ruhende Erbschaft und die vermogensrechtliche PersOnlichkeit // Kritische

Vierteljahresschrift fUr Gesetzgebung und Rechtswissenschaft. T. I. 1853. С 181-207; Die

Actio des Lehrbuch des romishen Zivilrechts vom Standpunkt des heutigen Rechts. 1856;

Pandektenrechts. T. I. 1870 (см.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице.

С. 45-47; Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 71-72). 2Zilelmann. Begriff und Wesen der sogenannten jiiristischen Personen. 1873 (см.: Герваген

Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 28). *Puchta. Vorlesungen. Т. I. 1849; Kleine zivilistische Schriften. № XXVIII. 1851; Corpora-

tionen / Weiske's Rechtslexion. T. III. 4 Roesler. Die rechtliche Natur des Vermo'gen der Handelsgesellschaften nach r6mischem Recht //

Goldschmidt's Zeitschrift fur Handelsrecht. T. IV. 1861. 3 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 27-29.

121

Глава I/I. Сущность юридического лица

рации публичные и частные, полагая, что публичные корпорации полу­чают юридическую личность в силу общего юридического правила, а частные в каждом конкретном случае нуждаются в специальной кон­цессии личности. Участники могут создать корпорацию, но для ее при­знания юридическим лицом требуется позволение государства.

По утверждению Савиньи и Пухты, для прекращения юридическо­го лица также требуется позволение государства, ибо без этого члены корпорации могут злоупотреблять своей бесконтрольной властью. В случае упразднения юридического лица его имущество, как не имеющее хозяина, поступает в казну2.

Сторонники данного направления теории фикции (олицетворения) поддерживали установление концессионной (разрешительной) систе­мы создания юридических лиц. Как известно, французский Торговый кодекс 1807 г. ввел отмененный ранее концессионный порядок создания акционерных компаний, а германский Закон 1863 г. допускал свободное возникновение акционерных компаний с капиталом не свыше 20 млн франков, сохранив необходимость получения правительственного раз­решения для создания акционерных товариществ.

Выразители второго направления - германские ученые Арндтсъ, Пфейфер4, Рот5 и Унгер6 - предлагали иное обоснование теории олице­творения. Они утверждали, что гражданское законодательство не созда­ет, а лишь примиряется ради юридических целей с существованием ис­кусственного субъекта права, предназначенного для реализации неких человеческих потребностей.

Арндтс называл юридическое лицо вице-лицом. Он писал, что смертельные удары, направляемые против юридических лиц, суть уда­ры по воздуху, не могущие оказать никакого влияния на теорию права, так как всегда существовали и будут существовать права собственности, права требования и обязанности, не имеющие человеческого субъекта и предполагающие иной субъект7.

' Puchta. Recension v. Savigny // Kritische Jahrbiicher ftir deutsche Rechtswissenschaft. T. IV. 1840. С 707-708 (см.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 34; Суво­ров Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 226).

2 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 34.

3 Arndts. Lehrbuch der Pandekten. 1879; Kritische Vierteljahresschrift fiir Gesetzgebung und Rechtswissenschaft. T. I. 1859.

4 Pfeifer. Lehre von den jiiristischen Personen nach gemeinem und wiirtembergischen Rechte. 1847.

3 Доги. Deutsches Privatrecht. T. I. 1880.

6 linger. Zur Lehre von den jUristischen Personen // Kritische Ueberschau der deutschen Gesetz­gebung und Rechtswissenschaft. T. VI. 1859.

7 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 28; Суворов Н.С. Об юриди­ческих лицах по римскому праву. С. 74.

§ 2. Теория фикции (олицетворения) в зарубежной правовой науке

Пфейфер считал юридическое лицо существом, которое, не будучи человеком, рассматривается как субъект права1.

Названные правоведы выступали против существующей в Герма­нии концессионной системы создания юридических лиц, которая не без влияния правовой науки в 1870 г. была фактически отменена.

На вопрос, что именно следует олицетворять, каждый из уче­ных отвечал по-разному.

Савиньи, Пухта и Шейрлъ1 олицетворяли цель корпорации или уч­реждения.

Барон, который вначале был противником теории фикции, впо­следствии также писал, что юридическое лицо есть дозволенная посто­янная цель, которой в силу юридической фикции принадлежит имуще­ственная правоспособность3.

Большинство исследователей, начиная с Унгера, думали, что оли­цетворять нужно субстрат юридического лица - соединение лиц в корпорации или союзе, имущество в учреждении.

Некоторые правоведы полагали, что и в корпорации субстратом является имущество. Например, немецкий ученый Ранда4 замечал, что на юридическое лицо надо смотреть так, как будто бы имущество при­надлежит корпорации или учреждению как отвлеченной совокупности всех членов. Фактически положение этого имущества будет такое же, как если бы существовал реальный субъект прав на это имущество5.

Никто из приверженцев теории олицетворения не утверждал, что корпорация или учреждение, а тем более наследственная масса есть ре­альные персоны. Понятие лица, персоны они условно переносили на юридическое лицо, правоспособность которого допускалась ими лишь в гражданском праве, применительно к имущественным правам, исклю­чая все остальные (публичные) права.

Вместе с тем ученые этой школы права признают за юридическим лицом волю и дееспособность. По их мнению, само юридическое лицо действовать не может, однако оно выражает свою волю через физиче­ских лиц - представителей, воля которых посредством фикции рассмат­ривается в гражданском праве как воля юридического лица. Для этого представители должны иметь надлежащие полномочия на совершение

1 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 28.

2 Scheurl. Die Erbschaft vor, in und nach ihrem Uebergang an Erben // Beitrage zur Bearbeitung des romishen Rechts. 1853.

3 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 80.

4 Randa. Das ZweckvermOgen, die jUristischen Personen // Archiv fiir deutsches Handels- und Wechselrecht (Siebenhaar). T. XV. 1866.

3 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 30,42.

Глава III. Сущность юридического лица

действий от имени юридического лица, выраженные в соответствии с его внутренним устройством, и не переступать границы этих полномочий.

Согласно теории олицетворения нельзя говорить о вине и умысле юридического лица, ибо оно не есть мыслящее существо. Юридические лица не могут совершать преступления, так как правонарушения допус­кают представители, действующие от имени корпорации. Однако юри­дическое лицо имеет имущество, а потому его можно привлекать к имущественной ответственности перед гражданским судом.

В то же время юридическое лицо, как обладатель имущества, само может пострадать от действий физического лица. Савиньи полагал, что юридическое лицо можно даже обидеть'.

Итак, сущность теории олицетворения, кратко сформулирован­ная Цительманом, сводится к тому, чтобы примирить два положения:

1) утверждение о том, что нет права без субъекта, и

2) существование в реальной жизни имущества, не имеющего хо­зяина в лице отдельного человека.

Средством примирения данного противоречия является фикция -не существующего в действительности субъекта заменяет фиктивное юридическое лицо2.

Концепция Бирлинга. В конце XIX в. теория фикции, или олице­творения, развивается германским ученым Бирлингом. По его мнению, действительным субъектом права может быть только человек, обла­дающий разумом и признающий закон. Остальные возможные юриди­ческие субъекты уже наполовину или целиком фиктивные. Наполовину фиктивными субъектами являются малолетние дети, душевнобольные, безвестно отсутствующие, не признанные субъектами права иностран­цы и другие лица, которые могут иметь отдельные права (скажем, право собственности) или обязанности (например, приняв наследство, наслед­ник должен расплатиться по долгам наследодателя). Однако сами по себе они не считаются субъектами права и нуждаются в представитель­стве для восполнения недостатка правоспособности. Полностью фик­тивными являются юридические лица, так как здесь фикция личности связывается не с естественным субъектом, а с понятием. В данном слу­чае фикция есть не самоцель, а неизбежное вспомогательное средство мышления, служащее для научной работы и выработки теоретической доктрины.

1 Savigny. System des heutigen romishen Rechts. T. II. 1840. С 282-319 (см.: Герваген Л.Л.

Развитие учения о юридическом лице. С. 31-33). 2Zitelmann. Begriff und Wesen der sogenannten jilristischen Personen. 1873. С 14-15 (см.:

Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 34-35).

§ 2. Теория фикции (олицетворения) в зарубежной правовой науке

Как писал Бирлинг, в определении понятия корпорации фикция применяется несколько раз.

Во-первых, когда на место совокупности индивидуально-опреде­ленных, постоянно меняющихся людей ставится некое абстрактное и неизменное в количественном отношении множество.

Во-вторых, фикция используется, когда это множество принимается за единый субъект, отличающийся от каждого члена этого множества.

В-третьих, фикция наблюдается, когда мы рассматриваем отноше­ния между корпорацией в целом и отдельными ее членами, ибо в дейст­вительности реальных отношений между целым и его частями быть не может, в противном случае целое нельзя признать единством, а следует считать просто совокупностью отдельных членов.

Наконец, к фикции прибегают, когда говорят об органах государ­ства или корпорации, когда решения составляющих эти органы живых людей рассматривают как волю и действия данного союза или государ­ства.

Применительно к определению понятия учреждения (установле­ния) фикция состоит в том, что за неимением всякого базиса в нем нуж­даются и там, где его на самом деле нет, а есть посвященное цели иму­щество1.

Теория фикции в Англии и США. Теория фикции (олицетворе­ния) получила широкое распространение в Англии и США как теория искусственного образования (artificial entity) или правовой фикции (legal fiction).

В начале XIX в. в решении по делу The Trustees of Dartmouth Col­lege v. Woodward председатель Верховного Суда США Дэниел Маршалл определил корпорацию как искусственное образование, невидимое, не­осязаемое и существующее только с точки зрения закона2.

В Англии в то время большинство юристов придерживались кон­трактной теории, согласно которой в качестве субъектов права могли выступать только физические лица3. Позднее, под влиянием американ­ского опыта, судебная практика признала юридическое лицо самостоя­тельным субъектом права и противопоставила его составляющим ком­панию физическим лицам. Широко известен прецедент 1897 г., когда решением палаты лордов парламента Великобритании по делу Salomon v. Salomon and Co. Ltd. было признано, что компания, паи которой ока-

1 Bierling. Zur Kritik der jUristischen Grundbegriffe. T. 1.1877; T. II. 1883; JUristische Prinzipienlehre.

: T. I. 1894 (см.: Суворов КС Об юридических лицах по римскому праву. С. 135-138).

■ См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Ва­сильев. С. 78.

3 См.: Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). М, 1996. С. 22.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: