стианская церковь являлись частями государства, но не лицами. Однако эти образования, как некое целое, могли приобретать и отчуждать имущество, т.е. имели имущественную обособленность и правоспособность. Следовательно, в гражданском праве их надо было приравнять к физическим лицам. Так возникла необходимость прибегнуть к фикции индивидуальной личности, к искусственному субъекту1.
Аналогичные рассуждения о природе римской корпорации мы находим в трудах В.М. Хвостова. По мнению ученого, римские юристы считали, что только существо, способное иметь волю, человеческие интересы, может быть носителем прав. Таким существом является лишь человек, который может быть субъектом права только в единственном числе.
Между тем надо было объяснить существование в римском обществе союзов, коллегий и товариществ, которые имели имущество, посвященное целям соединения и не принадлежащее никому в отдельности из членов этих союзов. Если нет определенного человека, который обладает правами на имущество союза, то строго говоря, у этих прав нет субъекта. Поэтому в силу практических соображений субъект здесь создает право. Право допускает фикцию, т.е. заведомо неправильное предположение, что в указанных случаях существует как бы физическое лицо, как бы человек, которому принадлежат эти права, и рассматривает эти права, как будто они принадлежат вымышленному человеку. В.М. Хвостов утверждал, что именно такая конструкция ясно выражена римским юристом Флорентином.
|
|
Как фиктивные, не существующие в действительности субъекты, юридические лица признавались римскими юристами недееспособными, ибо не существующее реально, воображаемое лицо не может иметь волю и способность действовать, не может совершать деликты. Права и обязанности юридическое лицо может приобрести только через представителей, которыми могут выступать:
1) собрание наличных членов союза;
2) председатели этих собраний;
3) особые должностные лица, уполномоченные, например, на ведение процесса.
Благотворительные учреждения и другие подобные установления управляются лицами, назначенными духовными властями или учредителем, но всегда под контролем духовной власти2.
' Gierke. Das deutsche Genossenschaftsrecht. T. III. 1881 (см.: Герваген Л.Л. Развитие учения
о юридическом лице. С. 11-12).
2 См.: Хвостов В. М. Система римского права: Учебник. М, 1996. С. 115-1 П.
Глава III. Сущность юридического лица
Теория «олицетворения» Савиньи. Впервые цельную и последовательную теорию о сущности юридического лица выдвинул Фридрих Карл фон Савиньи, который снова обратился к римскому праву. Как отмечает Н.С. Суворов, в юриспруденции учение Савиньи получило название теории олицетворения (Personifikationstheorie). Однако это название не совсем правильное, так как не указывает на сущность теории, которая состоит в том, что допускаемая этой теорией личность есть вымышленная, в действительности реально не существующая, фингиро-ванное существо, а не живое явление реального мира.
|
|
Савиньи полагает, что первоначальное понятие лица или юридического субъекта совпадает с понятием человека. Правоспособным является только каждый отдельный человек. Закон может изменить это понятие двояким образом. Во-первых, некоторым людям может быть вполне или отчасти отказано в правоспособности. Во-вторых, правоспособность может быть перенесена на нечто такое, что не есть отдельный человек.
По мнению Савиньи, право вынужденно прибегает к фикции (представлению или условному перенесению), когда конкретные человеческие цели не могут быть достигнуты одним индивидом и возникает необходимость создать корпорацию или союз и наделить его имущественными и другими правами. Эти правомочия не имеют реального обладателя, но ведь бессубъектных прав быть не может, субъективные права всегда принадлежат кому-то. Следовательно, в интересах практической жизни закон искусственно создает субъекта права. Юридическое лицо - это искусственный, фиктивный субъект, допускаемый только для юридических целей и только в частном праве. Как простая фикция, юридическое лицо не может иметь сознания и воли, оно недееспособно, и этот недостаток восполняется представительством.
Как писал Н.С. Суворов, несмотря на то, что всякое вообще юридическое лицо есть нечто искусственное, Савиньи различал между ними такие, которым нужно приписать естественное или необходимое существование (общины), и такие, существование которых есть искусственное и произвольное (институты и вольные союзы).
Поддерживая концессионную систему создания юридических лиц, Савиньи утверждал, что юридическое лицо, будучи фиктивным, не имеющим реального бытия, может существовать лишь как искусственное создание положительного права, а потому должно предполагать специальный творческий акт законодателя2.
1 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 69.
2 Savigny. System des heutigen r6mischen Rechts. T. II. 1840 (см.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 67-68, 226); Трубецкой Е.Н. Энциклопедия права. СПб., 1998. С. 167-168.
120
§ 2. Теория фикции (олицетворения) в зарубежной правовой науке
Взгляды Виндшейда. По мнению германского юриста Бернхарда Виндшейда, права могут принадлежать не только одному или нескольким субъектам. В действительности для некоторых имуществ нет субъекта, но поскольку глубоко тяготеющее к личности человеческое мышление этому противится, то мы придумываем искусственного субъекта, фиктивное лицо. В основе существующего в человеческом воображении юридического лица есть реально существующий субстрат - совокупность физических лиц, которая является самостоятельным существом, не совпадающим с суммой отдельных лиц'.
Дальнейшее развитие теории олицетворения шло по нескольким направлениям. Германский ученый Эрнст Цительман выделял две ветви этой теории2.
Первое направление было разработано германскими юристами Пухтой и Резлером4. По мнению ученых, право в субъективном смысле по определению требует субъекта. Способностью быть субъектом права обладает только человек, поэтому в строгом смысле слова именно он является лицом. Однако кроме целей отдельного человека существуют интересы и цели, реализовать которые люди могут лишь объединившись друг с другом и для достижения которых требуется имущество. Объективное право устанавливает для таких целей особые права и обязанности, которые не присваиваются отдельному человеку, а принадлежат некоему сообществу в целом.
|
|
Получается, что в этих правоотношениях субъекта фактически нет, поэтому право вынуждено создать искусственного субъекта, которому при помощи юридической фикции присваиваются имущественные права. Таким образом, корпорация, союз, учреждение и тому подобные образования не есть физические лица, но право рассматривает их в качестве таковых5.
Пухта считал, что юридическое лицо существует, если имеются субъект (корпорация или учреждение) и предписание закона, признающее его в качестве субъекта права. При этом ученый различает корпо-
1 Windscheid. Die ruhende Erbschaft und die vermogensrechtliche PersOnlichkeit // Kritische
Vierteljahresschrift fUr Gesetzgebung und Rechtswissenschaft. T. I. 1853. С 181-207; Die
Actio des Lehrbuch des romishen Zivilrechts vom Standpunkt des heutigen Rechts. 1856;
Pandektenrechts. T. I. 1870 (см.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице.
С. 45-47; Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 71-72). 2Zilelmann. Begriff und Wesen der sogenannten jiiristischen Personen. 1873 (см.: Герваген
Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 28). *Puchta. Vorlesungen. Т. I. 1849; Kleine zivilistische Schriften. № XXVIII. 1851; Corpora-
tionen / Weiske's Rechtslexion. T. III. 4 Roesler. Die rechtliche Natur des Vermo'gen der Handelsgesellschaften nach r6mischem Recht //
Goldschmidt's Zeitschrift fur Handelsrecht. T. IV. 1861. 3 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 27-29.
121
Глава I/I. Сущность юридического лица
рации публичные и частные, полагая, что публичные корпорации получают юридическую личность в силу общего юридического правила, а частные в каждом конкретном случае нуждаются в специальной концессии личности. Участники могут создать корпорацию, но для ее признания юридическим лицом требуется позволение государства.
По утверждению Савиньи и Пухты, для прекращения юридического лица также требуется позволение государства, ибо без этого члены корпорации могут злоупотреблять своей бесконтрольной властью. В случае упразднения юридического лица его имущество, как не имеющее хозяина, поступает в казну2.
Сторонники данного направления теории фикции (олицетворения) поддерживали установление концессионной (разрешительной) системы создания юридических лиц. Как известно, французский Торговый кодекс 1807 г. ввел отмененный ранее концессионный порядок создания акционерных компаний, а германский Закон 1863 г. допускал свободное возникновение акционерных компаний с капиталом не свыше 20 млн франков, сохранив необходимость получения правительственного разрешения для создания акционерных товариществ.
|
|
Выразители второго направления - германские ученые Арндтсъ, Пфейфер4, Рот5 и Унгер6 - предлагали иное обоснование теории олицетворения. Они утверждали, что гражданское законодательство не создает, а лишь примиряется ради юридических целей с существованием искусственного субъекта права, предназначенного для реализации неких человеческих потребностей.
Арндтс называл юридическое лицо вице-лицом. Он писал, что смертельные удары, направляемые против юридических лиц, суть удары по воздуху, не могущие оказать никакого влияния на теорию права, так как всегда существовали и будут существовать права собственности, права требования и обязанности, не имеющие человеческого субъекта и предполагающие иной субъект7.
' Puchta. Recension v. Savigny // Kritische Jahrbiicher ftir deutsche Rechtswissenschaft. T. IV. 1840. С 707-708 (см.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 34; Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 226).
2 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 34.
3 Arndts. Lehrbuch der Pandekten. 1879; Kritische Vierteljahresschrift fiir Gesetzgebung und Rechtswissenschaft. T. I. 1859.
4 Pfeifer. Lehre von den jiiristischen Personen nach gemeinem und wiirtembergischen Rechte. 1847.
3 Доги. Deutsches Privatrecht. T. I. 1880.
6 linger. Zur Lehre von den jUristischen Personen // Kritische Ueberschau der deutschen Gesetzgebung und Rechtswissenschaft. T. VI. 1859.
7 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 28; Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 74.
§ 2. Теория фикции (олицетворения) в зарубежной правовой науке
Пфейфер считал юридическое лицо существом, которое, не будучи человеком, рассматривается как субъект права1.
Названные правоведы выступали против существующей в Германии концессионной системы создания юридических лиц, которая не без влияния правовой науки в 1870 г. была фактически отменена.
На вопрос, что именно следует олицетворять, каждый из ученых отвечал по-разному.
Савиньи, Пухта и Шейрлъ1 олицетворяли цель корпорации или учреждения.
Барон, который вначале был противником теории фикции, впоследствии также писал, что юридическое лицо есть дозволенная постоянная цель, которой в силу юридической фикции принадлежит имущественная правоспособность3.
Большинство исследователей, начиная с Унгера, думали, что олицетворять нужно субстрат юридического лица - соединение лиц в корпорации или союзе, имущество в учреждении.
Некоторые правоведы полагали, что и в корпорации субстратом является имущество. Например, немецкий ученый Ранда4 замечал, что на юридическое лицо надо смотреть так, как будто бы имущество принадлежит корпорации или учреждению как отвлеченной совокупности всех членов. Фактически положение этого имущества будет такое же, как если бы существовал реальный субъект прав на это имущество5.
Никто из приверженцев теории олицетворения не утверждал, что корпорация или учреждение, а тем более наследственная масса есть реальные персоны. Понятие лица, персоны они условно переносили на юридическое лицо, правоспособность которого допускалась ими лишь в гражданском праве, применительно к имущественным правам, исключая все остальные (публичные) права.
Вместе с тем ученые этой школы права признают за юридическим лицом волю и дееспособность. По их мнению, само юридическое лицо действовать не может, однако оно выражает свою волю через физических лиц - представителей, воля которых посредством фикции рассматривается в гражданском праве как воля юридического лица. Для этого представители должны иметь надлежащие полномочия на совершение
1 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 28.
2 Scheurl. Die Erbschaft vor, in und nach ihrem Uebergang an Erben // Beitrage zur Bearbeitung des romishen Rechts. 1853.
3 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 80.
4 Randa. Das ZweckvermOgen, die jUristischen Personen // Archiv fiir deutsches Handels- und Wechselrecht (Siebenhaar). T. XV. 1866.
3 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 30,42.
Глава III. Сущность юридического лица
действий от имени юридического лица, выраженные в соответствии с его внутренним устройством, и не переступать границы этих полномочий.
Согласно теории олицетворения нельзя говорить о вине и умысле юридического лица, ибо оно не есть мыслящее существо. Юридические лица не могут совершать преступления, так как правонарушения допускают представители, действующие от имени корпорации. Однако юридическое лицо имеет имущество, а потому его можно привлекать к имущественной ответственности перед гражданским судом.
В то же время юридическое лицо, как обладатель имущества, само может пострадать от действий физического лица. Савиньи полагал, что юридическое лицо можно даже обидеть'.
Итак, сущность теории олицетворения, кратко сформулированная Цительманом, сводится к тому, чтобы примирить два положения:
1) утверждение о том, что нет права без субъекта, и
2) существование в реальной жизни имущества, не имеющего хозяина в лице отдельного человека.
Средством примирения данного противоречия является фикция -не существующего в действительности субъекта заменяет фиктивное юридическое лицо2.
Концепция Бирлинга. В конце XIX в. теория фикции, или олицетворения, развивается германским ученым Бирлингом. По его мнению, действительным субъектом права может быть только человек, обладающий разумом и признающий закон. Остальные возможные юридические субъекты уже наполовину или целиком фиктивные. Наполовину фиктивными субъектами являются малолетние дети, душевнобольные, безвестно отсутствующие, не признанные субъектами права иностранцы и другие лица, которые могут иметь отдельные права (скажем, право собственности) или обязанности (например, приняв наследство, наследник должен расплатиться по долгам наследодателя). Однако сами по себе они не считаются субъектами права и нуждаются в представительстве для восполнения недостатка правоспособности. Полностью фиктивными являются юридические лица, так как здесь фикция личности связывается не с естественным субъектом, а с понятием. В данном случае фикция есть не самоцель, а неизбежное вспомогательное средство мышления, служащее для научной работы и выработки теоретической доктрины.
1 Savigny. System des heutigen romishen Rechts. T. II. 1840. С 282-319 (см.: Герваген Л.Л.
Развитие учения о юридическом лице. С. 31-33). 2Zitelmann. Begriff und Wesen der sogenannten jilristischen Personen. 1873. С 14-15 (см.:
Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 34-35).
§ 2. Теория фикции (олицетворения) в зарубежной правовой науке
Как писал Бирлинг, в определении понятия корпорации фикция применяется несколько раз.
Во-первых, когда на место совокупности индивидуально-определенных, постоянно меняющихся людей ставится некое абстрактное и неизменное в количественном отношении множество.
Во-вторых, фикция используется, когда это множество принимается за единый субъект, отличающийся от каждого члена этого множества.
В-третьих, фикция наблюдается, когда мы рассматриваем отношения между корпорацией в целом и отдельными ее членами, ибо в действительности реальных отношений между целым и его частями быть не может, в противном случае целое нельзя признать единством, а следует считать просто совокупностью отдельных членов.
Наконец, к фикции прибегают, когда говорят об органах государства или корпорации, когда решения составляющих эти органы живых людей рассматривают как волю и действия данного союза или государства.
Применительно к определению понятия учреждения (установления) фикция состоит в том, что за неимением всякого базиса в нем нуждаются и там, где его на самом деле нет, а есть посвященное цели имущество1.
Теория фикции в Англии и США. Теория фикции (олицетворения) получила широкое распространение в Англии и США как теория искусственного образования (artificial entity) или правовой фикции (legal fiction).
В начале XIX в. в решении по делу The Trustees of Dartmouth College v. Woodward председатель Верховного Суда США Дэниел Маршалл определил корпорацию как искусственное образование, невидимое, неосязаемое и существующее только с точки зрения закона2.
В Англии в то время большинство юристов придерживались контрактной теории, согласно которой в качестве субъектов права могли выступать только физические лица3. Позднее, под влиянием американского опыта, судебная практика признала юридическое лицо самостоятельным субъектом права и противопоставила его составляющим компанию физическим лицам. Широко известен прецедент 1897 г., когда решением палаты лордов парламента Великобритании по делу Salomon v. Salomon and Co. Ltd. было признано, что компания, паи которой ока-
1 Bierling. Zur Kritik der jUristischen Grundbegriffe. T. 1.1877; T. II. 1883; JUristische Prinzipienlehre.
: T. I. 1894 (см.: Суворов КС Об юридических лицах по римскому праву. С. 135-138).
■ См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. С. 78.
3 См.: Сыродоева О.Н. Акционерное право США и России (сравнительный анализ). М, 1996. С. 22.