зались сосредоточены в руках одного пайщика, и единственный пайщик такой компании являются двумя различными субъектами права, а потому могут вступать в правоотношения и заключать между собой договоры1.
Таким образом, сторонники теории фикции отождествляют юридическое лицо с корпорацией или союзом лиц. Применяя фикцию в качестве приема научного исследования, корпорацию рассматриваеют как нечто самостоятельное, независимое от ее членов. Ее называют лицом представляемым (persona repraesentata), мистическим (persona mystica), моральным (persona moralis) или фиктивным (persona ficta).
Вместе с тем, придавая корпорации значение личности в гражданском праве, ей нередко приписывают не только имущественную правоспособность, но также волю и дееспособность, возможность совершать деликты. Как замечает Гирке, результат применения теории фикции оказался совершенно противоположным ее первоначальным предпосылкам2.
Оценка теории фикции (олицетворения). Теория фикции (олицетворения) вызвала серьезные возражения многих ученых, среди которых были Безелер, Блунчли, Болъце, Л.Л. Герваген, Гирке, Демелиус, Р. Иерииг, А.И. Каминка, Л. Мишу, Р. Салейль, Планиоль, Э. Цительман, Н.С. Суворов, И.А. Покровский, ДМ. Генкин, Б.Б. Черепахин и др.
|
|
Ряд правоведов считают, что римское учение о юридических лицах можно и нужно конструировать без помощи фикции. В частности, Н.С. Суворов убедительно доказывал, что римское государство, города, союзы, церковные общины имели права и обладали имуществом прежде, чем юриспруденция поставила их в положение частных лиц для сферы имущественных отношений. При этом никакой фикции, никакого воображаемого, существующего лишь в представлении, лица не требовалось, чтобы найти субъект для этих отношений союзов. Он соглашался с Демелиусом, что фикция есть лишь прием юридической науки, сила которого состоит не в том, чтобы давать бытие тому, чего на самом деле нет, а в том, чтобы допускать последствия, как будто бы небывшее случилось или случившееся не произошло. Для обозначения юридических лиц в римском праве использовались термины universitas, corpus, corpus habere, обычно употребляемые не только применительно к союзам лиц, но и к собирательным вещам (войско, народ, табун, корабль и т.д.). Тем самым различные соединения самостоятельных существ подводи-
' См.: Гражданское и торговое право капиталистических государств. С. 78.
2 Gierke. Das deutsche Genossenschaftsrecht. T. III. 1881. S. 354-382 (см.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 21-22); Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 64-66.
§ 2. Теория фикции (олицетворения) в зарубежной правовой науке
лись под категорию собирательных вещей и рассматривались не как представления, а как действительные тела1.
|
|
А.И. Каминка соглашался с Н.С. Суворовым, что фигура юридического лица была ясно разработана в римском праве как законченная и стройная в своей простоте конструкция. Он считал, что до нас не дошло много подробностей этого учения, а фактически само явление коллективной правоспособности было развито в Риме значительно более, чем об этом свидетельствуют дошедшие источники. В эпоху рецепции римского права уровень юридического понимания был сравнительно низок, поэтому конструкция юридического лица, как и многие другие, оказалась недоступной. Юристы не могли освоить ее так, чтобы с успехом воспользоваться ею для дальнейшего развития. Средневековые глоссаторы не могли вполне понять и последовательно провести принцип римской корпорации, что союз (universitas) как единый субъект права есть лицо, совершенно самостоятельное по отношению к совокупности составляющих его членов. Действительный порок теории глоссаторов состоял в том, что она смешивала два разных по сути понятия: совокупность как единство и совокупность как собранное вместе множество разных лиц при отсутствии единства2.
Противники теории олицетворения полагали, что применению фикции в ней придается слишком большое значение. Закон не может установить субъекта права там, где его нет в действительности. Если государство признает соединение людей корпорацией или союзом, то оно ничего не создает, а лишь констатирует нечто фактическое.
Прибегнув к одной фикции для установления искусственного субъекта, имеющего права на имущество, которое не принадлежит ни одному отдельно взятому человеку, сторонникам теории олицетворения пришлось использовать вторую фикцию, состоящую в том, что воля и действия представителей юридического лица есть воля и действия самого юридического лица. На самом деле воля представителя осталась именно его волей, которой исследователи по своему разумению придали значение воли представляемого. Таким образом, пределов для использования фикции нет, кроме как по субъективному мнению того или иного ученого о целесообразности ее применения3.
Решительно против фикции выступал Больце, отмечая, что одни юристы считают государство в качестве юридического лица существом искусственным, неспособным к воле и действованию; другие, напротив, существо юридического лица представляют именно в самостоятельной
1 См.: Суворов Н.С. Об юридических лицах по римскому праву. С. 30-32, 46-47,70-71. ' См.: Каминка А.И. Акционерные компании. Т. 1. С. 398,413-414. 3 См.: Герваген Л.Л. Развитие учения о юридическом лице. С. 34-40.