экономике
в качестве юридических лиц публичного права мы можем рассматривать такие юридические лица, которые, будучи сами государственными органами, выступают в гражданских правоотношениях от имени публичных образований.
Анализ действующего законодательства показывает, что в российском гражданском праве существуют юридические лица, аналогичные публичным организациям, которые известны развитым правопорядкам. Хотя гражданское законодательство России не обособляет публичные и частные юридические лица, принципиальные различия между ними все же имеются.
Во-первых, наличие у юридических лиц публичного права властных полномочий строго обусловливает их специальную правоспособность, исключающую осуществление каких-либо других видов деятельности, кроме прямо предусмотренных законом.
Перечень целей, задач, функций и полномочий каждого юридического лица публичного права должен быть дан в правовом акте, регламентирующем деятельность юридических лиц определенного вида, а также в учредительных документах.
|
|
Во-вторых, обладая определенной компетенцией, эти юридические лица, как правило, действуют от имени публичных образований.
В соответствии с Конституцией РФ, федеральными законами государство делегирует юридическим лицам публичного права часть своих полномочий. Речь идет не о законном представительстве, а именно о компетенции, установленной публичным законодательством исходя из принципа разделения властей. Следовательно, юридические лица публичного права могут сами устанавливать «правила игры», которым должны подчиняться все участники гражданских правоотношений.
Для разграничения этих сфер следует руководствоваться правилом, что действия юридических лиц рассматриваются как действия самого публично-правового образования, если иное прямо не предусмотрено законом или не вытекает из существа возникшего правоотношения.
В-третьих, осуществление государственным учреждением своих функций от имени государства требует материального обеспечения, забота о котором должна быть полностью возложена на государство и иные публичные образования.
Поэтому возможность осуществления публичным юридическим лицом предпринимательской или иной доходной деятельности (п. 2 ст. 296), в том числе создание коммерческих юридических лиц (п. 4 ст. 66 ГК РФ), должна быть полностью исключена, кроме случаев, когда это прямо не входит в их компетенцию.
Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...
В-четвертых, установление самостоятельной имущественной ответственности денежными средствами государственных учреждений, являющихся юридическими лицами публичного права, за действия, совершенные от имени соответствующего публично-правового образования, представляется не вполне обоснованным даже при наличии субсидиарной ответственности собственника имущества учреждения.
|
|
С рассматриваемых позиций квазипубличными можно признать юридические лица, не являющиеся субъектами публичного права, но служащие общим нуждам населения и обладающие в определенной сфере рядом публичных правомочий.
Классическим примером квазипубличной государственной корпорации мог бы стать МГУ им. М.В. Ломоносова. Возможность принятия федерального закона, определяющего правовой статус этого университета в качестве особой разновидности государственной корпорации, учрежденной Российской Федерацией, прямо предусмотрена в соответствии с нормами п. 1 ст. 6 Закона о введении в действие части первой ГК РФ и ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях.
1 В частности, согласно п. 3 Закона о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях» особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации.
Форма государственной корпорации позволит МГУ фактически сохранить свой прежний статус как финансируемого из средств федерального бюджета государственного учреждения, имущество которого находится в федеральной собственности и принадлежит, ему на праве оперативного управления.
Будучи юридическим лицом - государственной корпорацией, МГУ может сохранить в своем составе структурные подразделения с правами юридического лица (факультеты, институты), осуществляя по отношению к ним функции надзора и контроля за их образовательной и иной деятельностью.
Соблюдение разумного баланса, сочетающего интересы как целого университета, так и входящих в его состав отдельных подразделений с правами юридического лица, может быть обеспечено путем установления в федеральном законе о статусе МГУ жестких фаниц правоспособности данных юридических лиц. Представляется, что университет в целом следует наделить достаточно широкой, хотя и специальной правоспособностью, прежде всего в части осуществления образовательной (лицензируемой) и иной (хозяйственной и др.) деятельности.
Напротив, объем специальной правоспособности юридических лиц, входящих в состав университета, должен быть максимально узок,
§ 6. Перспективы развития системы юридических лиц в рыночной ___________________________ экономике ___________________________
но при этом давать им возможность самостоятельно участвовать в имущественном обороте, чтобы обеспечить их нормальное существование в условиях рыночной экономики.
Теоретически не исключена ситуация, когда входящие в состав университета юридические лица (факультеты и др.) лишаются права от собственного имени оказывать образовательные услуги, но при этом могут самостоятельно заключать хозяйственные договоры и совершать иные гражданско-правовые сделки, направленные на обеспечение своей жизнедеятельности.
Следует особо подчеркнуть, что МГУ им. М.В. Ломоносова нуждается в статусе именно квазипубличной государственной корпорации, который позволяет юридическому лицу в пределах своей компетенции, установленной законом, принимать нормативные акты, обязательные для третьих лиц (например, студентов, аспирантов, соискателей и пр.). Дело в том, что, осуществляя предоставленное им полномочие, исполнительные органы квазипубличного юридического лица действуют в качестве должностных лиц публичного права, реализуя правомочия не только гражданского, но и административного характера.
По сути МГУ останется юридическим лицом частного права, но в сфере своей образовательной деятельности он может быть наделен отдельными публичными полномочиями - правом принимать административно-правовые акты и совершать необходимые действия (например, при выполнении функций профессионального надзора и контроля за качеством образовательных вузовских профамм, проведения экспертиз и пр.).
|
|
Передача МГУ некоторых правомочий, осуществляемых Министерством образования РФ, будет способствовать замене фомоздкого и неповоротливого бюрократического механизма эффективным хозяйственным управлением и сокращению непроизводительных расходов на содержание излишнего чиновничьего аппарата. Эффективность деятельности квазипубличных юридических лиц подтверждена опытом ФРГ, США и многих других стран.
Заметим, что государственная корпорация может иметь весьма действенные административные рычаги управления входящими в ее состав подразделениями, даже с правами юридического лица, а также дисциплинарные средства воздействия на их руководителей вплоть до освобождения с занимаемой должности.
Принципиальная возможность определения правового статуса МГУ им. М.В. Ломоносова в качестве такого рода квазипубличной государственной корпорации существует на основании нормы ст. 4 Закона о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих орга-
Глава У. Система юридических лиц в современном российском праве...
низациях», согласно которой положения данного Закона применяются к государственным корпорациям, если иное не предусмотрено законом, в соответствии с которым создана государственная корпорация (п. 4 Закона). Добавим также, что согласно нормам Закона «О науке и государственной научно-технической политике» сходный правовой статус - корпорации в форме учреждения - имеют РАН и иные отраслевые академии наук.
Как видим, действующее российское законодательство о юридических лицах нуждается в совершенствовании.