Следует отметить, что для некоторых категорий юридических лиц простая перемена состава участников неизбежно влечет за собой новацию данной корпоративной сделки.
Так, в случае приема или выхода участника из состава общества с ограниченной ответственностью или приема нового участника в устав общества вносятся необходимые изменения, например касающиеся размера и номинальной стоимости доли каждого участника (п. 2 ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
Напротив, перемены в составе акционеров не приводят к изменению устава акционерного общества. Получается, что, приобретая акции акционерного общества, новый акционер фактически присоединяется к уже существующей корпоративной сделке - уставу акционерного общества (ст. 428 ГК).
Функцию регламентации корпоративных отношений, возникающих между юридическим лицом, его управляющими и учредителями, выполняет устав даже тех организаций, которые по своей природе являются не корпорациями, а учреждениями.
|
|
Сходные функции выполняют уставы юридических лиц, которые можно рассматривать как смешанные формы между корпорациями и учреждениями.
Анализ норм ст. 6, 7, 10, 15 Федерального закона от 7 июля 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»1 (далее - Закон о благотворительной деятельности) и ст. 8, 10 Федерального закона от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»2 (далее - Закон о свободе совести) показывает, что благотворительная общественная организация и религиозная организация есть фактически учреждения с корпоративным устройством, так как по форме они являются корпорациями, а по сути представляют собой учреждения.
Дело в том, что даже если благотворительная общественная или религиозная организация основана на членстве, далеко не каждый из ее членов может участвовать в управлении организацией и ее имуществом. Согласно п. 1 ст. 10 Закона о благотворительной деятельности высшим органом управления благотворительной организацией является ее кол-
' В ред. федеральных законов от 6 марта 2002 г.; от 27 июня 2002 г. // СЗ РФ. 1995. № 33.
Ст. 3334; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029. 2 В ред. федеральных законов от 23 февраля 2000 г.; от 6 марта 2002 г.; от 27 июня 2002 г. //
СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430; 2002. К» 12. Ст. 1093; 2002. № 30.
Ст. 3029.
Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...
6) производственный кооператив или артель (п. 1 ст. 107 ГК РФ; ст. 1 Федерального закона от 10 апреля 1996 г. «О производственных кооперативах»1 (далее - Закон о производственных кооперативах)), в том числе
а) сельскохозяйственный производственный кооператив (п. 1 ст. 3 Федерального закона от 15 ноября 1995 г. «О сельскохозяйственной кооперации»2 (далее - Закон о сельскохозяйственной кооперации));
|
|
б) сельскохозяйственная или рыболовецкая артель/колхоз (п. 3 ст. 3 Закона о сельскохозяйственной кооперации);
в) потребительское общество (ст. 1 Закона РФ от 19 июня 1992 г. «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»3 (далее - Закон о потребительской кооперации));
г) районный (областной, краевой, республиканский, центральный) союз потребительских обществ (ст. 1 Закона о потребительской кооперации);
7) народное предприятие (Федеральный закон от 24 июня 1998 г. «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников народных предприятий»4 (далее - Закон о народных предприятиях));
8) государственное унитарное предприятие (ст. 113, 114 ГК РФ; п. 2 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных предприятиях), в том числе
а) федеральное государственное унитарное предприятие (п. 2 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных предприятиях);
б) государственное унитарное предприятие субъекта федерации (п. 2 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных предприятиях);
в) муниципальное унитарное предприятие (ст. 113, 114 ГК РФ; п. 2 ст. 2 Закона о государственных и муниципальных предприятиях);
9) федеральное казенное предприятие (ст. 115 ГК РФ; п. 2 ст. 2 Закона о государственных предприятиях).
Согласно нормам п. 2 ст. 50 ГК РФ и п. 1 ст. 6 Закона о введении в действие части первой ГК РФ приведенный перечень организационно-
1 В ред. федеральных законов от 12 апреля 2001 г.; от 6 марта 2002 г. // СЗ РФ. 1996. № 20. ^ Ст. 2321; 2001. № 21. Ст. 2062; 2002. № 12. Ст. 1093.
2 В ред. федеральных законов от 12 февраля 1997 г.; от 15 января 1999 г.; от 6 марта 2002 г. // СЗ РФ. 1995. № 50. Ст. 4870; 1997. № 10. Ст. 1120; 1999. № 8. Ст. 973; 2002. № 12. Ст. 1093.
3 В ред. федеральных законов от 13 июня 1997 г.; от 29 марта 2000 г.; от 6 марта 2002 г. // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 30. Ст. 1788; СЗ РФ. 1997. № 28. Ст. 3306; 2000. № 18. Ст. 1910; 2002. № 12. Ст. 1093.
4 В ред. Федерального закона от 6 марта 2002 г. // СЗ РФ. 1998. № 30. Ст. 3611; 2002. № 12. Ст. 1093.
_______ § 5. Организационно-правовые формы юридических лиц _______
правовых форм коммерческих юридических лиц является закрытым (numerus clausus). Учредители вправе избрать любую форму коммерческой организации только в рамках этого перечня и могут отступить от требований закона лишь в пределах диспозитивных норм (ст. 421
ГК.РФ).
Правовые формы некоммерческих юридических лиц отличаются гораздо большим разнообразием. В рамках одной формы могут существовать несколько разновидностей некоммерческих организаций, правовое положение которых регламентируется специальными федеральными законами РФ.
Примерный перечень видов некоммерческих юридических лиц выглядит следующим образом:
1) потребительский кооператив (п. 1 ст. 116 ГК РФ; п. 1 ст. 5 Закона СССР от 26 мая 1988 г. «О кооперации в СССР»1). Разновидностями потребительских кооперативов, в частности, являются:
а) садоводческий (огороднический, дачный) потребительский кооператив (п. 1 ст. 4 Федерального закона от 11 марта 1998 г. «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан»2 (далее - Закон о садоводческих объединениях));
б) кредитный потребительский кооператив (Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О кредитных потребительских кооперативах граждан»3 (далее - Закон о кредитных кооперативах));
2) община малочисленных народов (Федеральный закон от 6 июля 2000 г. «Об общих принципах организации общин коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока Российской
1 Не применяется на территории России в части, касающейся потребительской кооперации (постановление ВС РФ от 19 июня 1992 г. № 3086-1 «О введении в действие Закона Российской Федерации «О потребительской кооперации (потребительских обществах, их союзах) в Российской Федерации»»); в части сельскохозяйственной кооперации (Федеральный закон от 15 ноября 1995 г. № 193-ФЗ «О сельскохозяйственной кооперации»); в части, регулирующей деятельность кооперативов в сферах производства и услуг (Федеральный закон от 10 апреля 1996 г. «О производственных кооперативах» №41-ФЗ); в части, регулирующей деятельность садоводческих товариществ и дачных кооперативов (Федеральный закон от 11 марта 1998 г. № 66-ФЗ «О садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях граждан») // СПС «КонсультантПлюс». Версия-Проф. Очевидно, что он также не применяется в части, регулирующей деятельность кредитных потребительских кооперативов граждан (Федеральный закон от 11 июля 2001 г. «О кредитных потребительских кооперативах граждан»).
|
|
2 В ред. федеральных законов от 25 октября 2000 г.; от 6 марта 2002 г. // СЗ РФ. 1998. № 16. Ст. 1801; 2000. № 48. Ст. 4632; 2002. № 12. Ст. 1093.
3 СЗ РФ. 2001. № 33. Ч. 1. Ст. 3420.
Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...
Федерации»1) объявлена особым юридическим лицом, а фактически является потребительским кооперативом2.
Приведенный перечень возможных видов потребительских кооперативов не является исчерпывающим. Достаточно сказать, что правовое положение гаражных, жилищно-строительных и некоторых других видов потребительских кооперативов также весьма своеобразно;
3) общественная организация или общественное объединение (ст. 117 ГК РФ; ст. 6 Закона о некоммерческих организациях; Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «Об общественных объединениях» (далее - Закон об общественных объединениях) и др.).
Закон об общественных объединениях предусматривает несколько видов общественных объединений:
а) общественная организация (ст. 8 Закона об общественных объединениях), разновидностями которой, в частности, являются:
- религиозная организация (Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях»4 (далее -Закон о свободе совести)).
|
|
- профессиональный союз (Федеральный закон от 8 декабря 1995 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности»5 (далее - Закон о профессиональных союзах));
4) общественное движение (ст. 9 Закона об общественных объединениях);
5) орган общественной самодеятельности (ст. 12 Закона об общественных объединениях);
6) политическая партия (ст. 12.2 Закона об общественных объединениях; Федеральный закон от 21 июня 2001 г. «О политических партиях»6 (далее - Закон о политических партиях));
1 СЗ РФ. 2000. № 30. Ст. 3122; 2002. № 12. Ст. 1093.
2 См.: Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях. С. 53.
ЭВ ред. федеральных законов от 18 апреля 1997 г.; от 2 июля 1998 г.; от 15 февраля 2002 г.; от 6 марта 2002 г.; от 27 июня 2002 г.//СЗ РФ. 1995.№21.Ст. 1930; 1995. №47; 1997. №20. Ст. 2231; 1998. №30. Ст. 3608; 2002. № 11. Ст. 1018; № 12. Ст. 1093; №30. Ст. 3029.
4 В ред. федеральных законов от 23 февраля 2000 г.; от 6 марта 2002 г.; от 27 июня 2002 г. // СЗ РФ. 1997. № 39. Ст. 4465; 2000. № 14. Ст. 1430; 2002. № 12. Ст. 1093; 2002. № 30. Ст. 3029.
5 В ред. федеральных законов от б марта 2002 г., от 27 июня 2002 г.; с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 24 января 2001 г. № 3-П // СЗ РФ. 1996. № 3. Ст. 148; 2002. № 12. Ст. 1093; 2002. № 30. Ст. 3029; № 30. Ст. 3033; 2002. № 7. Ст. 745.
' В ред. федеральных законов от 6 марта 2002 г.; от 27 июня 2002 г. // СЗ РФ. 2001. № 29. Ст. 2950; 2002. № 12. Ст. 1093; № 30. Ст. 3029.
262
_______ § 5. Организационно-правовые формы юридических лиц _______
7) фонд (ст. 118, 119 ГК РФ; ст. 7 Закона о некоммерческих организациях).
Следует отметить, что правовое положение юридических лиц, именуемых в законодательстве фондами, отличается большим своеобразием. В качестве примера можно назвать следующие фонды:
а) благотворительный фонд (Федеральный закон от 7 июля 1995 г. «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»1), статус которого имеет некоторую специфику по сравнению со статусом обычного фонда;
б) общественный фонд (ст. 10 Закона об общественных объединениях);
в) негосударственный пенсионный фонд, который в соответствии с нормой п. 1 ст. 2 Федерального закона от 8 апреля 1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах»2 считается особой организационно-правовой формой некоммерческой организации социального обеспечения;
8) государственная корпорация (ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях);
9) учреждение (ст. 120 ГК РФ; ст. 9 Закона о некоммерческих организациях; ст. 12 Закона РФ «Об образовании»3; ст. 8, 9 Федерального закона от 19 июля 1996 г. «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»4; Федеральный закон от 14 апреля 1995 г. «О сохранении статуса государственных и муниципальных образовательных учреждений и моратории на их приватизацию»5; п. 2 ст. 24 Федерального закона от 26 апреля 2002 г. «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации»6 (далее - Закон об адвокатуре); ст. 11 Федерального закона от 15 февраля 1995 г. «Об особо охраняемых природных территориях»7)8.
Среди разновидностей учреждений в зависимости от состава учредителей можно выделить:
а) государственное (муниципальное) учреждение (ст. 120 ГК РФ
и др.);
1 СЗ РФ. 1995. № 33. Ст. 3340; 2002. № 30. Ст. 3029; 2002. № 12. Ст. 1093.
1 СЗ РФ. 1998. № 19. Ст. 2071; 2001. № 7. Ст. 623; 2002. № 12. Ст. 1093; 2003. № 2. Ст. 166.
3 См. официальный текст по состоянию на 1 марта 2003 г. (СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф).
4 СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.
5 См. там же.
6 СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2102.
7 СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.
8 См.: Суханов Е.А. О правовом статусе образовательных учреждений. С. 62-73.
263
Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...
б) общественное (частное) учреждение (ст. 120 ГК РФ; ст. 11 Закона об общественных объединениях);
10) объединение юридических лиц - ассоциация или союз
(ст. 121 ГК РФ; ст. 11, 12 Закона о некоммерческих организациях; Федеральный закон от 17 ноября 1999 г. «Об общих принципах организации и деятельности ассоциаций экономического взаимодействия субъектов Российской Федерации»' и пр.);
11) товарищество собственников жилья (ст. 291 ГК РФ; Федеральный закон от 24 мая 1996 г. «О товариществах собственников жилья» (далее - Закон о товариществах собственников жилья))3;
12) некоммерческие (садоводческие, огороднические, дачные) товарищества (п. 1,2 ст. 4 Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях);
13) некоммерческое партнерство (ст. 8 Закона о некоммерческих организациях; п. 1, 4 ст. 4 Закона о садоводческих, огороднических и дачных объединениях; ст. 22 Закона об адвокатуре);
14) автономная некоммерческая организация (ст. 10 Закона о некоммерческих организациях; ст. 23 Закона об адвокатуре);
15) товарная биржа (ст. 2 Федерального закона от 20 февраля
1992 г. «О товарных биржах и биржевой торговле»4 (далее - Закон о товарных биржах));
16) торгово-промышленная палата (ст. 1 Закона РФ от 7 июля
1993 г. «О торгово-промышленных палатах в Российской Федерации»5 (далее - Закон о торгово-промышленных палатах));
17) объединение работодателей (Федеральный закон от 30 октября 2002 г. «Об объединениях работодателей»6 (далее - Закон об объединениях работодателей)), в том числе
а) общероссийское объединение работодателей (п. 2 ст. 4 Закона об объединениях работодателей);
1СЗ РФ. 1999. № 51. Ст. 6286; 2002. № 12. Ст. 1093.
2 В ред. федеральных законов от20 декабря 2001 г.; от 6 марта 2002 г.; с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 3 апреля 1998 г. № 10-П // СЗ РФ. 1996. № 25. Ст. 2963; 1998. № 15. Ст. 1794; 2002. № 1. Ч. 1. Ст. 2; 2002. № 12. Ст. 1093.
3 См.: Скрипко В. Р. Товарищества собственников жилья в Российской Федерации // Государство и право. 2001. № 9. С. 24-28.
4 В редакции законов РФ от 24 июня 1992 г. №3119-1; от 30 апреля 1993 г. №4919-1; федеральных законов РФ от 19 июня 1995 г. № 89-ФЗ; от 21 марта 2002 г. № 31-ФЗ // Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1992. № 18. Ст. 961; № 34. Ст. 1966; 1993. № 22. Ст. 790; СЗ РФ. 1995. № 26. Ст. 2397; 2002. № 12. Ст. 1093.
3 Ведомости СНД РФ и ВС РФ. 1993. № 33. Ст. 1309; СЗ РФ. 1995. № 21. Ст. 1930; 2002.
№12. Ст. 1093. 6 СЗ РФ. 2002. № 48. Ст. 4741.
§ 6. Перспективы развития системы юридических лиц в рыночной ____________ экономике ___________________________
б) общероссийское отраслевое (межотраслевое) объединение работодателей (п. 3 ст. 4 Закона об объединениях работодателей);
в) межрегиональное (отраслевое, межотраслевое) объединение работодателей (п. 4 ст. 4 Закона об объединениях работодателей);
г) региональное объединение работодателей (п. 5 ст. 4 Закона об объединениях работодателей);
д) региональное отраслевое объединение работодателей (п. 6 ст. 4 Закона об объединениях работодателей);
е) территориальное объединение работодателей (п. 7 ст. 4 Закона об объединениях работодателей);
ж) территориальное отраслевое объединение работодателей (п. 8 ст. 4 Закона об объединениях работодателей).
Следует помнить, что в соответствии с нормами п. 3 ст. 50 ГК РФ и п. 1 ст. 6 Закона о введении в действие части первой ГК РФ данный перечень форм некоммерческих юридических лиц не является исчерпывающим и может быть расширен федеральными законами.
§ 6. ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ В РЫНОЧНОЙ ЭКОНОМИКЕ
Кардинальные экономические преобразования неизбежно влекут за собой изменения в правой сфере. Вместе с тем никакие реформы в области экономики немыслимы без серьезного обновления законодательства о юридических лицах.
Как отмечает Б. И. Пугинский, регулятивные возможности юридического лица всегда должны учитываться и использоваться органами хозяйственного управления при решении вопросов концентрации общественного производства, совершенствования деятельности отдельных звеньев экономики1.
Существующая система юридических лиц сложилась в 90-е гг. XX в., когда Россия находилась еще в самом начале формирования нового экономического механизма и строительства правового государства. Очевидно, что с изменением условий общественно-экономической жизни эта система нуждается в совершенствовании.
Попробуем определить возможные перспективы дальнейшего развития системы юридических лиц в современном российском гражданском праве.
'См.: Пугинский Б.И. Гражданско-правовые средства С. 164.
в хозяйственных отношениях.
Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...
Сокращение числа организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц. Представляется, что с позиций цивилистиче-ской науки существующее многообразие организационно-правовых форм коммерческих юридических лиц не вполне оправданно.
Как справедливо указывает Е.А. Суханов, закрытый перечень видов коммерческих юридических лиц, который достаточно сложно нарушить даже законодателю, имеет важное гражданско-правовое значение, ибо дает исчерпывающее представление обо всех разновидностях, препятствую появлению среди участников оборота сомнительных образований1.
Между тем в последнее время наметилась негативная тенденция размывания правовых форм коммерческих организаций, установленных действующим ГК РФ. Для примера достаточно назвать закон «Об особенностях правового положения акционерных обществ работников (народных предприятий)», которым фактически создана новая организационно-правовая форма коммерческого юридического лица - народное предприятие, соединяющее в себе черты акционерного общества и производственного кооператива, что прямо противоречит нормам ГК РФ (п. 1 ст. 2, п. 2 ст. 50)2.
Возможно, следует вообще сократить число организационных форм коммерческих юридических лиц. Дело в том, что на практике полные товарищества и общества с дополнительной ответственностью фактически не создаются.
Коммандитные товарищества изредка используются коммерсантами, причем, как правило, не для систематического осуществления предпринимательской деятельности, а с целью сокрытия других фактов, когда в этом возникает необходимость. Учредительный договор о создании коммандитного товарищества может прикрыть кредитный договор, в котором кредитором является якобы полный товарищ, а должником - вкладчик.
Нередко коммандитное товарищество создается исключительно с целью минимизировать или вовсе избежать уплаты таможенных пошлин на импортные товары, которые ввозятся на территорию РФ «в качестве вклада в уставный капитал коммандитного товарищества».
Кроме того, коммандитное товарищество дает учредителям легальную возможность уменьшения налогооблагаемой базы, ибо соглас-
1 См.: Суханов ЕЛ. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях.
| С. 53,57-59.
! См.: Ломакин Д.В. Что такое народное предприятие; Зернин Я, Микрюкова Г. Акционерные общества работников (народные предприятия) // Хозяйство и право. 1999. № 10. С. 32-36.
266
§ 6. Перспективы развития системы юридических лиц в рыночной, ______________________ экономике _______________________
но подп. 4 п. 3 ст. 39 Налогового кодекса РФ1 вклады в уставный капи-тал хозяйственных обществ и товариществ не являются объектом налогообложения2.
В качестве формы ведения постоянного бизнеса коммерсанты предпочитают создавать общества с ограниченной ответственностью и акционерные общества, которые позволяют максимально ограничить предпринимательские риски.
Так, по данным Государственного комитета РФ по статистике, на 1 января 2002 г. в Российской Федерации насчитывалось 3 594 000 коммерческих юридических лиц, из которых 79 000 составляли унитарные предприятия, 2273 000 - хозяйственные товарищества и общества, в том числе 438 000 - акционерные общества3.
Ученые-правоведы неоднократно указывали, что важнейшей задачей российского законодателя должна стать защита интересов потенциальных контрагентов и кредиторов юридического лица4.
С этой точки зрения наилучшими организационными формами, использование которых недобросовестными лицами весьма затруднительно, являются полные и коммандитные товарищества. Поэтому законодателю надлежит всемерно поддерживать товарищества, создавать для них благоприятный режим налогообложения и кредитования, предоставить иные льготы, подобные тем, которые установлены Федеральным законом от 12 мая 1995 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации»5. Необходимо изменить норму п. 4 ст. 66 ГК РФ, разрешив участвовать в товариществах гражданам, не имеющим статуса предпринимателя.
Кроме того, весьма интересной и перспективной формой юридического лица является известное европейскому континентальному праву акционерное коммандитное товарищество, которое может выпускать акции на полную стоимость вкладов коммандитистов (вкладчиков).
1 См.: Налоговый кодекс Российской Федерации (части первая и вторая). Официальный текст по состоянию на 15 сентября 2002 г. с изм. и доп. М., 2002.
2 Подробнее см.: Козлова Н.В. Организационные формы предпринимательства: достоинства и недостатки. С. 28-29.
3 Справка Госкомстата РФ от 13 февраля 2003 г. № 172.
4 См.: Суханов Е.А. Система юридических лиц. С. 44-45; Витрянскип В.В., Суханов Е.А. Новый гражданский кодекс Российской Федерации об акционерных обществах и иных юридических лицах: Практикум акционирования. Вып. 7. С. 6-7; Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях. С. 52-54 и др.
5 СЗ РФ. 1995. № 25. Ст. 2343; 2002. № 12. Ст. 1093.
6 См. § 278-290 Акционерного закона ФРГ от 6 сентября 1965 г. // Германское право. Ч. II. М, 1996. С. 270-274; Суханов Е.А. Лекции о праве собственности. С. 95.
267
Глава У. Система юридических лиц в современном российском прав е...
Одновременное существование общества с ограниченной ответственностью и закрытого акционерного общества также не вполне целесообразно.
Как отмечает Е.А. Суханов, навязанная нашему законодательству конструкция закрытых акционерных обществ, воспроизводящая категорию англо-американской closed corporation и выполняющая те же функции, что и общество с ограниченной ответственностью, представляется крайне неудачной1. Действительно, в развитых европейских странах закон предусматривает только одну из этих форм — либо общество (товарищество) с ограниченной ответственностью (Франция, ФРГ и др.), либо закрытое акционерное общество (Нидерланды, Финляндия и пр.).
Сходство этих конструкций очевидно, особенно с учетом факта, что в закрытых акционерных обществах акции, существующие обычно в бездокументарной форме, распределяются только среди учредителей общества или иного, заранее определенного круга лиц, и акционеры имеют преимущественное право на приобретение акций, продаваемых другими акционерами (п. 3 ст. 7 Закона об акционерных обществах).
Единственное принципиальное различие между названными формами состоит в том, что при выходе из акционерного общества, который происходит путем отчуждения акций, акционер получает только их рыночную стоимость. В случае выхода участника из общества с ограниченной ответственностью ему выплачивается действительная стоимость его доли, определяемая на основании данных бухгалтерской отчетности общества за год, в течение которого было подано заявление о выходе из общества, либо с его согласия участнику выдается в натуре имущество такой же стоимости, а в случае неполной оплаты вклада в уставный капитал общества - действительная стоимость части его доли, пропорциональной оплаченной части вклада (п. 1 ст. 26 Закона об обществах с ограниченной ответственностью).
При выборе одной из этих форм следует учитывать их специфику. Как полагают многие исследователи, компания с ограниченной ответственностью по своей правовой природе гораздо ближе к товариществам, нежели к обществам, и является скорее объединением лиц, нежели капиталов2. В дореволюционной России, а затем и в ГК РСФСР 1922 г.
' См.: Суханов Е.А. О российском акционерном законодательстве // Законодательство
^ 1998. №12. С. 29.
2 См.: Гессен Я. М. Устав торговый. СПб., 1914; Максимов В.Я. Законы о товариществах; Шершеневич Г.Ф. Курс торгового права. Т. 1; Данилова Е.Н., Перетерский И. С, Рае-вич СИ. Советское хозяйственное право; Зайцева В.В. Общества с ограниченной ответственностью // Гражданское и торговое право капиталистических государств / Отв. ред. Е.А. Васильев. С. 164-171; Гайдаенко Н.И. Товарищества с ограниченной ответственностью и объединения с общей экономической целью по праву Франции и др.
268
§ 6. Перспективы развития системы юридических лиц в рыночной
________________________ экономике _________________________
данная конструкция называлась товариществом и до сих пор именуется так в большинстве зарубежных правопорядков.
Убедительным доказательством товарищеской природы общества с ограниченной ответственностью по российскому праву является наличие между его учредителями (участниками) учредительного договора, который заключается при создании общества и действует до момента его ликвидации, устанавливая обязательственные и корпоративные правоотношения как между обществом и его участниками, так и между самими участниками в процессе деятельности общества (п. 1 ст. 89 ГК РФ; п. 1 ст. 11, п. 1 ст. 12 Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Причем в силу фидуциарной природы учредительного договора отношения между участниками общества с ограниченной ответственностью носят доверительный характер1, что не исключает возможности сговора и злоупотреблений со стороны недобросовестных партнеров, например нецелевого использования имущества, приобретенного от имени и на средства общества, и пр.
В правовой литературе отмечается, что для нормального функционирования компании с ограниченной ответственностью не требуются фондовые биржи и иные институты первичного и вторичного рынка ценных бумаг2. Думается, что обществам с ограниченной ответственностью следует запретить выпуск не только акций, но и облигаций, поскольку возможность привлечения заемного капитала третьих лиц должна быть обусловлена предоставлением надежных гарантий обеспечения их законных интересов, прежде всего путем установления достаточно жестких, императивных законодательных норм, которые регламентируют порядок уменьшения уставного капитала, совершения крупных сделок и другие операции, затрагивающие имущественную сферу юридического лица (ст. 20, 29, 45, 46, 49 и др. Закона об обществах с ограниченной ответственностью). Однако реальное соблюдение этих правил возможно только в рамках открытого (анонимного) акционерного общества, участники которого не связаны между собой доверительными отношениями, а зачастую вообще не знают о существовании друг друга.
Следует обратить внимание, что, по данным Министерства РФ по налогам и сборам, к 1 января 2003 г. из 3 500 000 юридических лиц,
' См.: Козлова Н.В. Учредительный договор о создании коммерческих обществ и товариществ. М., 1993; Ем В. С, Козлова Н.В. Учредительный договор: понятие, содержание, сущность и правовая природа (Комментарий действующего законодательства).
2 См.: Гайдаенко Н.И., Медведева Г. С. Закон РСФСР «О торговых товариществах и объединениях с общей экономической целью». Инициативный авторский проект. М., 1991. С. 5.
269
Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...
зарегистрированных на территории Российской Федерации, только 1900 000 организаций заявили о своем существовании. Около 1 600000 фирм не прошли перерегистрацию1. Как считают в налоговом ведомстве, 80 % из них «мертвы», поскольку в течение 2002 г. вообще не сдавали в налоговые органы никакой отчетности, а остальные сдавали пустые бланки, в которых указывали, что никакой деятельности не осуществляют. Практика регистрирующих органов свидетельствует, что большинство таких фирм составляют акционерные общества и общества с ограниченной ответственностью, причем нередко созданные по подложным документам.
Безусловно, немедленное исключение общества с ограниченной ответственностью или закрытого акционерного общества из перечня разрешенных форм коммерческих организаций было бы преждевременным. Вместе с тем представляется, что даже полный отказ от этих двух организационных форм станет безболезненным для добросовестных предпринимателей. Наряду с действенной государственной поддержкой полных и коммандитных товариществ, ужесточением контроля за процессом создания коммерческих юридических лиц подобное решение будет способствовать не только сокращению числа фирм-однодневок, но и улучшению общего климата в сфере бизнеса.
По такому пути идет законодательство многих европейских стран. Например, в Дании учредителям предоставлена большая свобода выбора организационно-правовой формы коммерческого юридического лица. Они могут создать не только публичную или частную компанию с ограниченной ответственностью, но и организацию, сочетающую элементы самых разных, не запрещенных законом форм юридических лиц, в том числе полного или коммандитного товарищества, кооператива (andelsselskab). Вместе с тем налоговое законодательство значительно ограничивает эту свободу, что постепенно сокращает число экономически выгодных структур. Поэтому компании с ограниченной ответственностью обычно создаются в форме общества с ограниченной ответственностью (private limited company; anpartselskab) или открытого акционерного общества (public limited company; aktieselskab)2.
Российский законодатель предпринял только первые шаги в этом направлении. Можно приветствовать упразднение фигуры дочернего предприятия - весьма странной для цивилизованного правопорядка формы коммерческой организации (п. 7 ст. 114 ГК РФ). До недавнего времени дочерние предприятия как юридические лица создавались государственными (муниципальными) унитарными предприятиями ис-
1 Комсомольская правда. 2003. 25 января. С. 3.
2 Business Laws in the Nordic Countries. Stockholm, 1998. P. 78-89.
270
§ 6. Перспективы развития системы юридических лиц в рыночной
________________________ экономике ________________________
ключительно с целью растаскивания государственного имущества, в том числе путем передачи его дочерними предприятиями в качестве вклада в уставный капитал хозяйственных обществ, поскольку для со-вер'шения такого рода сделок согласия собственника-государства уже не требовалось; Закон о государственных и муниципальных унитарных предприятиях (п. 1 ст. 2, абз. 8 ст. 38) прямо запретил унитарным предприятиям создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие путем передачи ему части- своего имущества (дочернее предприятие).
В условиях рыночной экономики также представляется весьма сомнительным сохранение формы государственного (муниципального) унитарного предприятия, основанного на праве хозяйственного ведения. Думается, что эти предприятия являются всего лишь данью далеко не лучшим традициям российского права советского периода, уродливым наследием нашего социалистического прошлого.
Как считает Е.А. Суханов, конструкция предприятия как юридического лица - несобственника, находящегося под полным контролем учредителя, не несущего при этом ответственности по его долгам, никак не может быть признана отвечающей потребностям рыночного имущественного оборота. Наиболее удачным употреблением данного термина является его использование в смысле имущественный комплекс, принадлежащий предпринимателю (ст. 132 ГК РФ)1.
Конечно, мы не призываем к немедленной ликвидации этих предприятий, поскольку необходимость осуществления более или менее жесткого государственного контроля за определенными сферами промышленного производства, за оборотом отдельных видов товаров очевидна. Однако в подобных случаях вместо государственного (муниципального) предприятия может быть создано акционерное общество, все акции которого принадлежат государству или иному публично-правовому образованию.
Вместе с тем интересы государства (иного публичного образования), желающего оставить за собой право собственности на определенное имущество (землю, здания или сооружения, иные средства производства, производимую продукцию и пр.), можно обеспечить путем сохранения конструкции федерального (муниципального) казенного предприятия, которому только в оперативное управление собственник передает имущество и за долги которого он несет субсидиарную ответственность.
1 См.: Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях. С 50-52.
Глава У. Система юридических лиц в современном российском праве...
Упорядочение существующей системы некоммерческих юридических лиц также представляется весьма необходимым. Как подчеркивает Е.А. Суханов, формы некоммерческих организаций предполагались достаточно многообразными, поэтому не стали указывать их закрытый перечень непосредственно в ГК РФ. Однако это многообразие начало переходить все разумные границы. Например, трудно было предвидеть появление государственной корпорации как не имеющей членства некоммерческой организации, учрежденной Российской Федерацией для осуществления неких функций исключительно на основе федерального закона, без учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ1.
Действительно, Федеральным законом от 25 июня 1999 г. «О реструктуризации кредитных организаций»2 (далее - Закон о реструктуризации кредитных организаций) открытое акционерное общество, небанковская кредитная организация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» было преобразовано в государственную корпорацию «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (АРКО).
Статус ГК «АРКО» определяется данным Законом, анализ которого позволяет сделать вывод, что корпорация представляет собой некоммерческую организацию (п. 2 ст. 28 Закона), обладающую специальной правоспособностью (ст. 32 Закона), созданную с целью реструктуризации (ст. 29 Закона), т.е. осуществления комплекса мер, направленных на преодоление финансовой неустойчивости и восстановление платежеспособности либо на осуществление процедур ликвидации кредитных организаций. Корпорация является собственником своего имущества, самостоятельно отвечает по своим обязательством этим имуществом; государство не отвечает по долгам корпорации, корпорация не отвечает по долгам государства (ст. 31 Закона). Генеральный директор корпорации назначается Советом директоров, в состав которого входят представители Правительства РФ и Банка России (ст. 34, 38 Закона)3.
Более того, чтобы выделить особый статус ГК «АРКО», Федеральным законом от 25 июня 1999 г. № 140-ФЗ «О внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях»»4 (далее - Закон о внесении дополнения в Федеральный закон «О некоммерческих организациях») Закон о некоммерческих организациях специально был до-
' См.: Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях. ^ С. 53.
2 В ред. Федерального закона от 6 марта 2002 г., с изм., внесенными постановлением Конституционного Суда РФ от 3 июля 2001 г. № 10-П // СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3477; 2001. № 29. Ст. 3058; 2002. № 12. Ст. 1093.
3 См.; Ершова И.В. Проблемы правового статуса государственных корпораций. С. 37-41.
4 СЗ РФ. 1999. № 28. Ст. 3473.
272
§ 6. Перспективы развития системы юридических лиц в рыночной
экономике
полнен нормами, которые закрепили правовое положение государственной корпорации как не имеющей членства некоммерческой организации, учрежденной Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданной для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций на основании федерального закона.
Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации. Корпорация не отвечает по обязательствам Российской Федерации, а Российская Федерация не отвечает по обязательствам государственной корпорации, если законом, предусматривающим создание государственной корпорации, не предусмотрено иное (п. 1 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).
Особенности правового положения государственной корпорации устанавливаются законом, предусматривающим создание государственной корпорации. Для создания государственной корпорации не требуется учредительных документов, предусмотренных ст. 52 ГК РФ (п. 3 ст. 7.1 Закона о некоммерческих организациях).
Как отмечается в правовой литературе, действующий ГК РФ не только содержит открытый перечень некоммерческих организаций, допуская установление законодательными актами самых разных правовых форм некоммерческих юридических лиц, но и закрепляет принципиальную возможность осуществления ими предпринимательской деятельности. В результате получилось, что перечень некоммерческих организаций постоянно пополняется, а на практике большинство из них активно используется в целях ухода от налогообложения1.
Например, в соответствии с нормой п. 2 ст. 11 Федерального закона от 20 марта 1996 г. «О рынке ценных бумаг»2 (далее - Закон о рынке ценных бумаг) деятельность фондовой биржи может осуществляться юридическим лицом в форме некоммерческого партнерства или акционерного общества. Не удивительно, что фондовые биржи, например Московская центральная фондовая биржа (МЦФБ), обычно создавались в форме некоммерческого партнерства, поскольку налогообложение некоммерческой организации благоприятнее по сравнению с коммерческой.
Удобный способ оптимизации налогообложения адвокатов предусмотрен Законом об адвокатуре, закрепляющим в качестве разновидно-
1 См.: Павлючук В.В. Правовые проблемы государственного регулирования малого предпринимательства// Научные труды РАЮН. 2001. № 1. С. 349.
2СЗ РФ. 1996. №17. Ст. 1918; 1998. №48. Ст. 5857; 1999. №28. Ст. 3472; 2001. №33. Ст. 3424; Российская газета. 2003.4 января.
273
Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...
стей некоммерческих организаций коллегию адвокатов и адвокатское бюро, которые выступают как налоговые агенты адвокатов, являющихся их членами, по доходам, полученным ими в связи с осуществлением адвокатской деятельности, а также в качестве их представителей по расчетам с доверителями и третьими лицами и другим вопросам, предусмотренным учредительными документами коллегии или бюро адвокатов1 (ст. 22, 23 Закона об адвокатуре; ст. 226, 244 Налогового кодекса РФ).
Оправдывая устремления отечественных коммерсантов, некоторые ученые, напротив, утверждают, что перечень организационно-правовых форм, содержащийся в Законе о некоммерческих организациях, не отражает в полной мере потребностей предпринимателей. Например, Российский союз промышленников и предпринимателей создан в форме общественной организации, его членами являются физические и юридические лица. Между тем согласно ст. 6 Закона о некоммерческих организациях предусматривается, что общественные организации создаются только гражданами (физическими лицами)1.
Действительно, Закон о некоммерческих организациях содержит необоснованный запрет одновременного участия граждан и юридических лиц в деятельности некоторых видов некоммерческих объединений.
В интересах всех участников имущественного оборота данную проблему можно безболезненно разрешить путем отмены указанного ограничения, а также уравнивания, где возможно, правового статуса физических и юридических лиц. Например, индивидуальные предприниматели, к деятельности которых применяются правила, регулирующие деятельность коммерческих юридических лиц, если иное не вытекает из закона, иных правовых актов или существа правоотношения (п. 3 ст. 23 ГК РФ), могут участвовать в создании ассоциаций (союзов) наряду с другими юридическими лицами.
Аналогичным образом граждане и юридические лица могут быть членами одного потребительского кооператива (п. 1 ст. 116 ГК РФ).
Определение правового статуса всех видов юридических лиц. Необходимо четко определить правовой статус целого ряда юридических лиц, организационная форма которых вызывает сомнения.
Согласно п. 1 ст. 4 Федерального закона от 26 октября 1994 г. «О закупках и поставках сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия для государственных нужд»2 (далее - Закон о поставках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд) государ-
1 См.: Губим Е.П. Правовые формы взаимодействия предпринимательства с государством // Научные труды РАЮН. 2001. № 1. С. 343.
2 СЗ РФ. 1994. № 32. Ст. 3303.
274
§ 6. Перспективы развития системы юридических лиц в рыночной
экономике
ственными заказчиками в том числе могут выступать некие продовольственные корпорации, создаваемые на основе взаимных соглашений между субъектами РФ.
В правовой литературе справедливо отмечается, что закон не только не содержит нормы об организационно-правовой форме этого субъекта, но даже не указывает, является ли эта организация коммерческой или некоммерческой. Это означает, что при создании учредители вправе выбрать любую форму юридического лица1.
Закон о торгово-промышленных палатах предусматривает, что торгово-промышленная палата является негосударственной некоммерческой организацией, объединяющей российские предприятия и российских предпринимателей. При этом ни сам закон, ни устав ТПП РФ не определяют ее организационно-правовую форму.
Ряд ученых, в частности К.П. Беляев1, Е.А. Суханов3, полагают, что ТПП является разновидностью ассоциации.
Федеральным законом от 20 марта 1996 г. «О рынке ценных бумаг»4 допускается создание саморегулируемых организаций профессиональных участников рынка ценных бумаг, объединяющих профессиональных участников рынка ценных бумаг и действующих на принципах некоммерческой организации (ст. 48-50 Закона).
Согласно п. 1.3 Положения «О саморегулируемых организациях профессиональных участников рынка ценных бумаг», утвержденного постановлением Федеральной комиссии по рынку ценных бумаг от 1 июля 1997 г. №245, саморегулируемой организацией профессиональных участников рынка ценных бумаг является основанная на членстве некоммерческая организация, созданная профессиональными участниками рынка ценных бумаг и осуществляющая свою деятельность в качестве саморегулируемой организации на основании лицензии, выданной Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг. Правовая форма этой организации прямо не определена, хотя анализ содержания назван-
1 См.: Леонова Г.Б. Правовое положение государственного заказчика при поставке товаров для государственных нужд // Законодательство. 2000. № 10. С. 27.
2 См.: Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве // Актуальные проблемы гражданского права / Под ред. С.С. Алексеева М„ 2000. С. 40.
3 См.: Суханов Е.А. Юридические лица как участники гражданских правоотношений. С. 272.
4СЗРФ. 1996. №17. Ст. 1918.
3 Вестник ФКЦБ России. 1997. № 4. Официальный текст по состоянию на 1 марта 2003 г. см. СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.
275
Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...
ных правовых актов позволил исследователям утверждать, что данное юридическое лицо является ассоциацией1.
Создание похожих саморегулируемых организаций арбитражных управляющих предусмотрено ст. 21, 22 Федерального закона от 27 сентября 2002 г. «О несостоятельности (банкротстве)».
Более чем странными формами некоммерческих организаций являются объединения работодателей, создание которых предусмотрено Законом об объединениях работодателей.
Согласно ст. 3 данного Закона объединение работодателей есть форма некоммерческой организации, основанная на членстве работодателей (юридических и/или физических лиц). Правовое положение объединений работодателей определяется Конституцией РФ, международными договорами РФ, Законом об объединениях работодателей и иными федеральными законами. Любопытно, что при выходе из объединения работодателей его члены не сохраняют прав на имущество, переданное ими в собственность объединения, в том числе на членские и иные взносы, если иное не предусмотрено уставом объединения (п. 2 ст. 16 Закона). Анализ норм этого Закона позволяет сделать вывод, что объединение работодателей по форме представляет собой организацию, близкую к объединениям юридических лиц - ассоциациям и союзам (ст. 121 ГКРФ).
Как видим, организационно-правовые формы некоммерческих юридических лиц создаются весьма хаотично, а уровень подготовки соответствующих законодательных актов находится ниже всякой критики. Не секрет, что многие законы принимаются без всякой системы, на потребу сегодняшнего дня и в угоду сиюминутным интересам предпринимательского лобби, знающего, что их принятие не требует внесения изменений в ГК РФ.
По мнению Е.А. Суханова, учитывая эти обстоятельства, законодатель должен сформулировать в действующем ГК РФ жесткий запрет на изменение его норм отдельными федеральными законами и установить закрытый перечень всех видов коммерческих и некоммерческих юридических лиц2.
Упорядочение терминологии действующего законодательства о юридических лицах является абсолютно необходимым. Например, в ряде случаев законодатель совершенно необоснованно заменяет усто-
' См.: Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве. С. 40.
2 См.: Беляев К.П. О делении юридических лиц на коммерческие и некоммерческие в гражданском законодательстве. С. 41; Суханов Е.А. Проблемы развития законодательства о коммерческих организациях. С. 57-58.
276
§ 6. Перспективы развития системы юридических лиц в рыночной
___________________________ экономике ___________________________
явшийся термин юридическое лицо термином организация, смысл которого далеко не однозначен. Чтобы убедиться в этом, достаточно сравнить отдельные формулировки ГК РФ: «Юридическим лицом признается организация...» (п. 1 ст. 48); «К юридическим лицам... относятся общественные и религиозные организации (объединения)...» (п. 3 ст. 48); «Юридические лица, являющиеся коммерческими организациями...» (п. 2 ст. 50) и др.
Кроме того, нужно исключить из действующего законодательства одноименные названия, присвоенные абсолютно разным формам (видам) юридических лиц.
Вызывает недоумение неясность терминологии действующего российского законодательства о кооперации, которая не позволяет четко разграничить понятия производственный кооператив, потребительский кооператив, потребительское общество, сельскохозяйственный кооператив.
Закон о потребительской кооперации определяет правовые, экономические и социальные основы создания и деятельности потребительских обществ и их союзов, составляющих потребительскую кооперацию РФ. Согласно норме ст. 5 данного Закона потребительское общество может быть создано в форме потребительского кооператива. Вместе с тем норма ст. 2 этого Закона устанавливает ограничения на использование в наименовании юридического лица слов потребительское общество, союз потребительских обществ, поскольку Закон не распространяется на потребительские кооперативы, осуществляющие свою деятельность на основании Закона о сельскохозяйственной кооперации, а также на иные специализированные потребительские кооперативы (гаражные, жилищно-строительные, кредитные и др.). В названиях указанных потребительских кооперативов использование слов потребительское общество, союз потребительских обществ не допускается.
Согласно нормам ст. 1 Закона о потребительской кооперации потребительским обществом признается добровольное объединение граждан и юридических лиц, созданное на основе членства путем объединения имущественных паевых взносов для торговой, заготовительной, производственной или иной деятельности в целях удовлетворения материальных и иных потребностей его членов. Основными задачами потребительского общества являются: закупка у граждан и юридических лиц продукции сельского хозяйства и промыслов, дикорастущих плодов, ягод и грибов, лекарственного сырья с последующей их переработкой и реализацией; производство пищевых продуктов и непродовольственных товаров с последующей их реализацией через организа-
277
Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...
ции розничной торговли; оказание членам потребительских обществ производственных и бытовых услуг и т.д.
Как видим, несмотря на название потребительское общество представляет собой специфическую форму не потребительского, а производственного кооператива, особенности статуса которого связаны с предметом и целями его деятельности.
В соответствии с нормой п. 1 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г. № 2122-I1, Пенсионный фонд РФ является самостоятельным финансово-кредитным учреждением.
В то же время акционерный инвестиционный фонд, деятельность которого регламентируется Федеральным законом от 11 октября 2001 г. «Об инвестиционных фондах»2, фондом не является, а представляет собой открытое акционерное общество, исключительный предмет деятельности которого составляет инвестирование имущества в ценные бумаги и иные объекты (ст. 2).
Необходимость введения категории публичного юридического лица.
Представляется целесообразным ввести в российское законодательство категорию юридического лица публичного права, существующую во многих развитых правопорядках.
Как замечает профессор Е.А. Суханов, у нас никто не знает, что такое юридические лица публичного права, на каких началах они могут и должны участвовать в обороте, какое у них право на имущество, если они не являются собственниками?3
Позиция отечественного законодателя и правовой науки4 в отношении публичных и частных юридических лиц коренным образом отличается от зарубежной доктрины. Действующее законодательство (гл. 5 ГК РФ) выделяет государство, государственные и муниципальные (публично-правовые) образования в качестве самостоятельных, особых субъектов права (sui generis), существующих наряду с юридическими и физическими лицами.
1 См. СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф. О правовом положении ПФР см.: Мадатов А.А.
Пенсионный фонд Российской Федерации как субъект пенсионных отношений. Дне.... канд.
юрид. наук. М., 2002. 1 Ci РФ. 2001. № 49. Ст. 4562.
3 См.: Суханов Е.А. Участие государства в гражданско-правовых отношениях // Пути к новому праву: Материалы международных конференций в Санкт-Петербурге и Бремене / Под общ. ред. М. М. Богуславского и Р. Книпера. Берлин, 1998. С. 197-199.
4 См.: Брагинский М.И. Участие Советского государства в гражданских правоотношениях. С. 70-73.
278
§ 6. Перспективы развития системы юридических лиц в рыночной
экономике
Прежние Гражданские кодексы РСФСР (1922, 1964 гг.) не знали подобного деления, хотя в ст. 24 ГК РСФСР 1964 г. было прямо указано на то, что учреждения и иные государственные организации, состоящие на государственном бюджете, в случаях, предусмотренных законодательством Союза ССР и РСФСР, действуют от имени соответственно Союза ССР или РСФСР1.
Конституция СССР 1936 г. и принятые в ее развитие законодательные акты признавали юридическими лицами Советы депутатов трудящихся, что не исключало возможности признания юридической личности за административно-территориальным образованием в целом (областью, краем, районом, городом, селом)2.
Однако в целом государство рассматривалось как единый субъект гражданских правоотношений, а государственная собственность - как общенародное достояние, обусловливающее «единство фонда» государственного имущества.
В настоящее время государство (Российская Федерация), субъекты Российской Федерации (республики, края, области, города федерального значения - Москва, Санкт-Петербург, автономная область, автономные округа), а также муниципальные образования (городские, сельские поселения и др.) признаются участниками гражданских правоотношений в качестве публично-правовых образований наряду с физическими и юридическими лицами (п. 1 ст. 124 ГК РФ).
Как писал П. В. Звеков, государство нередко именуют особым субъектом права, отмечая, что оно само может формировать правила гражданского оборота, содержание и пределы своей правоспособности. Однако особые качества правосубъектности государства, проистекающие от объединения в одной структуре и политической организации, облеченной властными прерогативами, и субъекта хозяйствования, не должны изменять природу регулируемых гражданским правом отношений, в которых участвует государство, превращать их в «смешанные» отношения с элементами власти и подчинения. В противном случае «исчезает» рынок и разрушается его гражданско-правовая основа3.
В соответствии с нормами п. 2 ст. 124 ГК РФ к публично-правовым образованиям — субъектам гражданского права - применяются нормы,
1 В ред. Указа Президиума ВС РСФСР от 24 февраля 1987 г. // Ведомости ВС РСФСР. 1987. №9. Ст. 250.
2 См.: Венедиктов А.В. Государственные юридические лица в СССР. С. 85-86; Бра-тусь СМ. Юридические лица в советском гражданском праве. С. 190-191.
1 См.: Звеков В.П. Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования - субъекты гражданского права // Комментарий части первой Гражданского кодекса Российской Федерации для предпринимателей. М., 1995. С. 154.
279
Глава V. Система юридических лиц в современном российском праве...
определяющие участие юридических лиц в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, если иное не вытекает из закона или особенностей данных субъектов. Например, очевидна невозможность применения к ним правил о порядке создания и прекращения юридических лиц, тогда как гражданско-правовые сделки с участием публично-правовых образований подчиняются общим правилам о сделках, совершаемых юридическими лицами, если только нет специальных изъятий1.
Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование отвечают по своим обязательствам принадлежащим им на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в государственной или муниципальной собственности. Обращение взыскания на землю и другие природные ресурсы, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, допускается в случаях, предусмотренных законом (п. 1 ст. 126ГКРФ).
Государство немыслимо вне деятельности государственного аппарата, представляющего собой систему органов, через которые осуществляется государственное властвование.
От имени Российской Федерации и ее субъектов могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 1 ст. 125 ГК РФ).
Как правило, в гражданских правоотношениях от имени публично-правовых образований выступают финансовые органы, например федеральное либо республиканское министерство финансов, которые распоряжаются бюджетными средствами казны (ст. 1071 ГК РФ)2, а также Министерство имущественных отношений РФ и его территориальные органы3.
1 См.: Суханов Е.А. Публично-правовые образования как участники гражданских правоотношений // Гражданское право. Т. I. С. 282-283.
2 См.: Бюджетный кодекс РФ; Положение о федеральном казначействе РФ, утвержденное постановлением Правительства РФ от 27 августа 1993 г. № 864 // САПП РФ. 1993. № 35. Ст. 3320; СЗ РФ. 1995. №8. Ст. 681; п. 12 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 1 июля 1996 г. «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Вестник ВАС РФ. 1996. № 9.
3 См.: Положение о Министерстве имущественных отношений РФ, утв. постановлением Правительства РФ от 3 июня 2002 г. № 377 // СЗ РФ. 2002. № 23. Ст. 2178; Положение о Российском фонде федерального имущества, утв. постановлением ВС РСФСР от 3 июля 1991 г. № 1533-1 // Ведомости ВС РФ. 1991. № 27. Ст. 929; Указ Президента РФ от 14 октября 1992 г. № 1231 «Об утверждении Типового положения о комитете по управ-
280
§ 6. Перспективы развития системы юридических лиц в рыночной ________________________ экономике ________________________
От имени муниципальных образований права и обязанности своими действиями могут приобретать и осуществлять органы местного самоуправления в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов (п. 2 ст. 125 ГК РФ)1 (далее - Закон об общих принципах организации местного самоуправления)2.
Категория компетенции связана с установлением публично-правового статуса соответствующего органа государственной (публичной) власти, а потому не является гражданско-правовой и устанавливается нормами конституционного или административного права3.
Статус и компетенция высших законодательных, исполнительных и судебных органов государственной власти Российской Федерации (Федеральное Собрание, Президент РФ, Правительство РФ, Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ) устанавливаются Конституцией РФ, иными федеральными конституционными и федеральными законами (ст. 80-90, 94, 99, 102-105, ПО, 114, 115 Конституции РФ).
К нижестоящим федеральным органам исполнительной власти относятся министерства РФ, государственные комитеты РФ, федеральные комиссии России, российские агентства, федеральные службы, федеральные надзоры, Управление делами Президента РФ и др.4
В случаях и порядке, предусмотренных федеральными законами, указами Президента РФ и постановлениями Правительства РФ, нормативными актами субъектов РФ и муниципальных образований, по их специальному поручению от их имени могут выступать государственные органы, органы местного самоуправления, а также юридические лица и граждане (п. 3 ст. 125 ГК РФ).
Например, в роли государственного заказчика могут выступать коммерческие юридические лица, потребительские кооперативы, продовольственные корпорации, создаваемые на основе взаимных согла-
лению имуществом края, области, автономной области, автономного округа, городов Москвы и Санкт-Петербурга, обладающем правами и полномочиями территориального агентства Государственного комитета Российской Федерации по управлению государственным имуществом» // Ведомости СНД и ВС РСФСР. 1992. № 43.
' См.: Федеральный закон от 12 августа 1995 г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс». ВерсияПроф.
2 См.: Артемов В. Органы местного самоуправления как субъекты гражданского права // Хозяйство и право. 2003. № 3. С. 112-114.
'См.: Суханов Е.А. Об ответственности государства по гражданско-правовым обязательствам. С. 116-117.
4 См.: Указ Президента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 «О структуре федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 2000. № 21. Ст. 2168.
281
Глава У. Система юридических лиц в современном российском праве...
шений между субъектами РФ (п. 1 ст. 4 Закона о поставках сельскохозяйственной продукции для государственных нужд).
Следует отметить