Процедуры банкротства

При рассмотрении дела о банкротстве должника - юридического лица применяются следующие процедуры банкротства: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. При рассмотрении дела о банкротстве должника-гражданина применяются такие процедуры банкротства, как: конкурсное производство, мировое соглашение, иные предусмотренные Законом процедуры банкротства (ст. 27 Закона).

Целесообразность проведения той или иной процедуры банкротства определяет арбитражный суд.

Наблюдение - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов (ст. 2 Закона). Наблюдение осуществляет временный управляющий.

С момента введения наблюдения запрещается выдел доли (пая) учредителя (участника) должника или выплата действительной стоимости этой доли (этого пая); запрещается выплата дивидендов и т.д. (ст. 63, п. 2 ст. 64 Закона). Органы управления должника не вправе принимать решения (п.3 ст. 64 Закона): о реорганизации (слиянии, присоединении, разделении, выделении, преобразовании) и ликвидации должника; о создании юридических лиц или об участии должника в иных юридических лицах; о создании филиалов и представительств; о выплате дивидендов или распределении прибыли должника между его учредителями (участниками) и т.д.

Арбитражный суд на основании решения первого собрания кредиторов выносит определение о введении следующей процедуры банкротства, либо утверждает мировое соглашение и прекращает производство по делу о банкротстве (ст. 75 Закона).

Финансовое оздоровление – это следующая процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности (ст. 2 Закона). Данную процедуру проводит административный управляющий. Он обязан следить за исполнением плана финансового оздоровления и соблюдением графика погашения задолженностей.

Финансовое оздоровление вводится арбитражным судом на основании решения собрания кредиторов на срок не более чем два года (ст. 80 Закона). План финансового оздоровления утверждается собранием кредиторов и должен предусматривать способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов в соответствии с графиком погашения задолженности, в ходе финансового оздоровления (ст. 84 закона). К должнику применяется ряд ограничений аналогичных тем, которые существовали при наблюдении.

На основании отчета административного управляющего суд может принять решение о прекращении банкротства (в случае восстановления платежеспособности должника), о введении внешнего управления (если оно целесообразно и об этом имеется ходатайство кредиторов) либо о проведении конкурсного производства.

Внешнее управление - процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности. После введения внешнего управления прекращаются полномочия руководителя должника и органов управления должника, управление делами полностью переходит к внешнему управляющему; вводится мораторий на удовлетворение требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей (ст. 94 Закона). Мораторий – это приостановление исполнения должником денежных обязательств и уплаты обязательных платежей, сроки, исполнения которых наступили до введения внешнего управления. Мораторий можно охарактеризовать как отсрочку исполнения обязательств. Мораторий на удовлетворение требований кредиторов не распространяется на требования о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, о возмещении морального вреда (п. 5 ст. 95 Закона).

При осуществлении руководства должником внешний управляющий должен следовать плану внешнего управления и, в ряде случаев, согласовывать свои действия с кредиторами. Например, только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) заключаются крупные сделки, а также сделки, в совершении которых имеется заинтересованность (например, заключение сделки с дочерним предприятием (ст. 19 Закона)) (п. 1 ст. 101 Закона).

Планом внешнего управления могут быть предусмотрены следующие меры по восстановлению платежеспособности должника (ст. 109 Закона):

· перепрофилирование производства;

· закрытие нерентабельных производств;

· взыскание дебиторской задолженности;

· продажа части имущества должника (продажа имущества должника не должна приводить к невозможности осуществления должником своей хозяйственной деятельности) (ст. 111 Закона);

· уступка прав требования должника (только с согласия кредиторов (ст. 112 Закона));

· исполнение обязательств должника собственником имущества должника - унитарного предприятия, учредителями (участниками) должника либо третьим лицом или третьими лицами;

· увеличение уставного капитала должника за счет взносов участников и третьих лиц;

· размещение дополнительных обыкновенных акций должника;

· продажа предприятия должника (под предприятием должника понимается имущественный комплекс, предназначенный для осуществления предпринимательской деятельности. Объектом продажи могут также служить филиалы и иные структурные подразделения должника - юридического лица (п. 1ст. 110 Закона));

· замещение активов должника. Замещение активов должника проводится путем создания на базе имущества должника одного открытого акционерного общества или нескольких открытых акционерных обществ. В случае создания одного открытого акционерного общества в его уставный капитал вносится все имущество, в том числе имущественные права, входящие в состав предприятия и предназначенные для осуществления предпринимательской деятельности (ст. 115 Закона);

· иные меры по восстановлению платежеспособности должника (имеются в виду меры, предусмотренные непосредственно планом внешнего управления).

Внешнее управление вводится на срок не более чем восемнадцать месяцев, который может быть продлен не более чем на шесть месяцев (ст. 93 Закона). Но совокупный срок финансового оздоровления и внешнего управления не может превышать два года (ст. 92 Закона).

По окончании срока внешнего управления либо досрочно на основании отчета внешнего управления суд прекращает банкротство при восстановлении платежеспособности должника либо вводит следующую процедуру банкротства.

Конкурсное производство - процедура банкротства, применяемая к должнику, признанному банкротом, в целях соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Иначе говоря, конкурсное производство – это прекращение деятельности должника и расчет с кредиторами. Конкурсное производство вводится сроком на год. Срок конкурсного производства может продлеваться по ходатайству лица, участвующего в деле, не более чем на шесть месяцев (ст. 124 Закона). Конкурсное управление осуществляет конкурсный управляющий.

С момента открытия конкурсного производства считается наступившим срок исполнения всех обязательств, возникших до открытия конкурсного производства; сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну; все работники подлежат увольнению; имущество подлежит оценке (ст. 130 Закона) и продаже; уточняется реестр требований кредиторов.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: