Классификация (типология, таксономия) как научный метод. Теоретические и эмпирические типологии. Правила составления теоретических типологий. Психологические типы, выделенные К.-Г.Юнгом. Ведущие и подчиненные функции сознания, экстраверсия и интроверсия. Современные типологии. Клинико-экзистенциальная типология характера П.В. Волкова. Понятие психологической защиты. Психоаналитическая типология Нэнси Мак-Вильямс. Циркадианная типология личности. Достоинства и ограничения психологических типологий.
Количество часов аудиторной работы - 8 часов.
Общий объем самостоятельной работы - 9 часов.
Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:
- для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы – 4 часа.
- для выполнения индивидуальной домашней работы – 5 часов.
Основная литература
1. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., Планета детей, 1997. С. 35-58.
2. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. Москва, Смысл, 1999. Гл. 17.
|
|
3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., Флинта, 2015. Гл. 5. С. 5-20.
4. Fabbri Marco et al. Circadian typology and style of thinking differences // Learning and Individual Differences 17 (2007) 175–180.
Дополнительная литература
1. Волков П. Разнообразие человеческих миров. М., Аграф, 2000. 512 с.
2. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.
3. Мак-Вильямс Н. Психоаналитическая диагностика. М., Класс, 2001. 472 с.
4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
5. Нартова-Бочавер С.К. (сост.). Дифференциальная психология. Хрестоматия. М., АЛВИАН, 2007. Гл. 8.
6. Юнг К. Психологические типы. Спб, Ювента, М., Прогресс, 1995. 711 с.
Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:
- Групповая дискуссия
- Анализ кейсов;
- Опрос.
Тема 9. Черты личности: свойства, теории, приложения
Черты как психологическая категория (надситуативные инварианты и чувствительность к ситуациям). Способы выделения черт. Первые попытки выделить факторную структуру личности. Теория черт, разработанная Г. Айзенком. Теория черт личности в теории Р.Б.Кеттелла. Модель Большой Пятерки (П.Коста, Р.МакКре); альтернативная Большая Пятерка (М.Цукерман). Достоинства и недостатки подхода с позиции черт. Прогностическая сила черт; уравнение спецификации Р.Б.Кеттелла. Синергетическое и компенсаторное взаимодействие черт личности и ситуаций (У.Мишел).
Количество часов аудиторной работы - 4 часов.
Общий объем самостоятельной работы - 9 часов.
Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:
- для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы – 4 часа.
- для выполнения индивидуальной домашней работы – 5 часов.
Основная литература
|
|
1. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., Планета детей, 1997. С. 59-76.
2. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. Москва, Смысл, 1999. Гл. 8.
3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., Флинта, 2015. Гл. 8. С. 5-20.
4. Tsaousis I. Circadian Preferences and Personality Traits: A Meta-Analysis // European Journal of Personality. 24: 356–373 (2010).
Дополнительная литература
1. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.
2. Нартова-Бочавер С.К. (сост.). Дифференциальная психология. Хрестоматия. М., АЛВИАН, 2007. Гл. 9.
3. Нартова-Бочавер С.К. Психология личности и межличностных отношений. М., ЭКСМО. 2001. Гл. 7.
4. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности. М., 1985.
5. Aluja A. A. et al. Reanalysis of Eysenck’s, Gray’s, and Zuckerman’s structural trait models based on a new measure: The Zuckerman–Kuhlman–Aluja Personality Questionnaire (ZKA-PQ) // Personality and Individual Differences 54 (2013) 192–196.
6. McAdams Dan P. The Person. 4th Edition. NY, Wiley. 2006. Chapters 4, 5. 6.
Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:
- Групповая дискуссия;
- Анализ кейсов;
- Опрос.