Тема 7. Психология способностей

Способности в структуре индивидуальности. Теории способностей. Структура (задатки и операции) и характеристики (качество, уровень) способностей. Сензитивные периоды. Исследования интеллектуальных способностей. Источники вариативности интеллектуальных способностей. Факторные теории интеллекта (Ч.Спирмен, Дж.Гилфорд, Т.Келли). Теории множественности интеллектов (Р.Стернберг, Д.Хорн). Теория мудрости П.Бальтеса. Понятия одаренности, таланта, гениальности. Теории гениальности. Когнитивные стили. Средовые факторы и генетические предпосылки гениальности в работах В.П.Эфроимсона.

Количество часов аудиторной работы - 2 часов.

Общий объем самостоятельной работы - 6 часов.

Распределение самостоятельной работы для разных видов подготовки студента:

  • для чтения и анализа заданной к семинарскому занятию литературы - 3 часа.
  • для выполнения индивидуальной домашней работы – 3 часа

Основная литература

1. Егорова М.С. Психология индивидуальных различий. М., Планета детей, 1997. С. 76-91, 139-142, 186-188.

2. Либин А.В. Дифференциальная психология: на пересечении европейских, российских и американских традиций. Москва, Смысл, 1999. Гл. 6.

3. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология. М., Флинта, 2015. Гл. 6. С. 5-20.

4. Sternberg Robert J. The development of adaptive competence: Why cultural psychology is necessary and not just nice // Developmental Review 34 (2014) 208–224.

Дополнительная литература

1. Дружинин В.Н. Психологическая диагностика способностей: теоретические основы. Части 1 и 2. Саратов, 1990.

2. Купер К. Индивидуальные различия. М., 2000.

3. Лейтес Н.С. Одаренные дети // Психология индивидуальных различий. Тексты. М., 1982. С. 140-147.

4. Лейтес Н.С. Теплов и психология индивидуальных различий // Вопр. психол. 1982. Т. 4. С. 37-50.

5. Нартова-Бочавер С.К. (сост.). Дифференциальная психология. Хрестоматия. М., АЛВИАН, 2007. Гл. 7.

6. Холодная М.А. Когнитивные стили: О природе индивидуального ума. 2-ое изд., перераб. и доп., СПб.: Питер, 2004. 384 с.

7. Эфроимсон В.П. Генетика гениальности. Биосоциальные механизмы и факторы наивысшей интеллектуальной активности. М., Тайдекс Ко, 2002. 375 с.

Формы и методы проведения занятий, применяемые учебные технологии:

  • Анализ кейсов;
  • Групповая дискуссия;
  • Опрос.

Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: