Роли, связанные с принятием решений

Эти роли выходят на авансцену в тех случаях, когда менеджер встает перед выбором или необходимостью действий, и чаще всего требуют от него и навыков работы с персоналом, и концептуальных навыков. Роль предпринимателя заключается в инициировании перемен. Менеджеры постоянно думают о том, как превратить будущее в настоящее. Стремление к устранению текущих проблем побуждает их к инициации действий, позволяющих исправить недостатки. Пример – Опра Уинфри, глава Harpo Inc. Она мастерски исполняет роль предпринимателя. Хотя телевизионное ток-шоу «Опра» и является основным продуктом Harpo, Уинфри всегда ищет новые проекты. Она занималась производством фильмов, кабельным телевидением, Интернетом и даже запустила новый модный журнал.

Менеджер как «пожарный» занимается разрешением конфликтных ситуаций между подчиненными или между своим отделом и другими подразделениями организации. Роль распределителя ресурсов связана с решениями о наиболее целесообразном использовании людей, времени, оборудования, бюджетных средств и прочих ресурсов для достижения планируемых результатов. Менеджер должен решить, на какие проекты выделить деньги, какие из жалоб покупателей рассмотреть в первую очередь и даже как распорядиться собственным временем. И наконец, роль участника переговоров заключается в осуществлении коммуникаций и заключении сделок, способствующих достижению необходимых результатов вверенной менеджеру организационной единице. Например, он может встречаться и вести формальные переговоры с поставщиками – о более ритмичной доставке грузов, с проверяющими – о необходимости выделения дополнительных средств из бюджета или с профсоюзом – о жалобах работников.

То, в какой мере менеджер исполняет каждую из этих 10 ролей, зависит от ряда факторов, таких как место менеджера в организационной иерархии, его природные способности и навыки, тип организации, поставленные цели. На рис. 1.5. показано, какое значение придают ролям лидера и связующего звена менеджеры высшего, среднего и низшего звеньев. Обратите внимание, что по мере повышения статуса менеджера в организации значение роли лидера постепенно убывает, а значение роли связующего звена, наоборот, растет.

Рис.1.5. Значимость ролей лидера и

связующего звена на разных уровнях иерархии

Значение той или иной роли в произвольный момент времени может определяться и другими факторами – к примеру, изменением внешней ситуации. Топ-менеджер может чаще всего выступать в роли оратора, главы и участника переговоров. Однако появление новых конкурентов потребует повышенного внимания к роли наблюдателя, а снижение морального духа работников и потеря курса – исполнения роли лидера. Менеджер по маркетингу обычно исполняет межличностные роли, так как его деятельность предполагает постоянные контакты с людьми, а финансовый менеджер будет скорее исполнять роли, связанные с принятием решений, например роли распределителя ресурсов и участника переговоров. Но, несмотря на эти отличия, всем менеджерам время от времени приходится исполнять и информационные, и межличностные роли, и роли по принятию решений, ибо того требуют интересы организации. Чтобы знать, какая роль требуется в тот или иной момент времени, менеджеры постоянно держат руку на пульсе событий внутри организации и за ее пределами.

Глава 3: НЕСТАБИЛЬНЫЕ ВРЕМЕНА – НОВЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: