Художественного мира.
≪Дорогой бессмертия≫ именно поэтому стал значительным
Спектаклем в творческой биографии режиссера и чрезвычайно
Существенным шагом в развитии творческих идей всего советского
Театра, что он обозначал важные приметы и особенности
В эстетическом поиске: близилось время возрождения прав театральности,
Время споров об условности и правде.
Очевидное еще в работе над ≪Кремлевскими курантами≫ сочетание
Обобщенной, активной режиссерской формы (образа
Спектакля) с естественным и психологически точным актерским
Решением стало одним из важных принципов режиссуры Товстоногова.
Обогащенный, развитый до изощренности, этот принцип
Встретится во многих последующих работах режиссера
в различных жанровых вариациях: в ≪Гибели эскадры≫ и в ≪Оптимистической
трагедии≫, в ≪Четвертом≫, в спектаклях ≪Когда
цветет акация≫ и ≪Правду! Ничего, кроме правды!..≫.
|
|
Следует отметить, что в наиболее чистом своем виде он будет
Применяться постановщиком в советских пьесах. Согласный с заветом
≪умирать в актере≫, Товстоногов не хотел умирать в спектаклях.
В общем контексте движения нашей режиссерской мысли
Этот принцип имел немаловажное значение, ибо способствовал
Активизации режиссерской позиции. В разработке и практическом
Утверждении его —большая заслуга Товстоногова.
Период работы в Театре им. Ленинского комсомола отнюдь
не был временем, когда шагают ≪от успеха к успеху≫. Во многих
Отношениях это был период накопления, собирания сил, период
Проб.
Между спектаклями ≪Из искры...≫ и ≪Дорогой бессмертия≫
(за второй из них режиссер Г. Товстоногов, художник В. Иванов,
Артисты Д. Волосов (Фучик) и М. Розанов (Бем) получили
Государственную премию) были вполне проходные работы — ≪Испанский священник≫ Д. Флетчера, ≪Студенты≫ В. Лифшица,
≪Закон Ликурга≫ по Т. Драйзеру. Кроме, пожалуй, ≪Студентов≫,
Которые были переделаны в пьесу из сценария по инициативе
Театра, остальные пьесы типичны для репертуара театров того
Времени. Спектакли получали высокие оценки прессы, но не
1 ≪Советская культура≫, 1954, 25 августа.
Были они, тем не менее, явлениями, в которых резко отразилось
Бы индивидуальное свойство режиссера, сопряженное
С глубинными тенденциями движения театра.
Не случайно, что ни ≪Закон Ликурга≫, ни ≪Испанский священник
≫ почти никогда не вспоминались режиссером, так же
|
|
как не случайно, что ≪своя≫ пьеса ≪Студенты≫ давала материал
Для раздумий, для сопоставлений, работа над спектаклем послужила