Постановщик спектакля Г. Товстоногов, режиссер Р. Агамирзян,
Художник А. Босулаев, композитор Кара Караев, артисты
Ю. Толубеев, О. Лебзак, А. Соколов и И. Горбачев подробно,
По горячему следу рассказали о ходе работы над спектаклем
в книгах: ≪Оптимистическая трагедия≫ (пьеса Вс. Вишневского
На сцене Ленинградского государственного академического
театра им. А. С. П у ш к и н а), Л. —М., 1956; ≪Полк обращается
к потомству≫, Л. —М., 1960.
Постановщику представлялось, что спектакль должен отражать
≪духовный опыт, мировоззрение, мысли и представления
зрителей 1956 года, сегодняшних советских людей≫. Стремясь
К этой цели, этой сверхзадаче спектакля, режиссёр полагал, что
Достичь ее можно лишь тогда, когда услышишь в общем хоре
Героев индивидуальные и неповторимые человеческие голоса.
≪Мы з н а л и,—писал Товстоногов,—что если не сделаем этого,
Го наша задача окажется ограниченной созданием своего рода
Музыкально-сценической оратории, реквиема, быть может, очень
|
|
Торжественного и волнующего, но слишком отвлеченного и лишенного
Того, что составляет сущность театральной поэзии — реального человека с его судьбой, его делом, с его отношением
с другими людьми≫.1
В этом была закономерность, вытекавшая из художественной
Природы спектакля, который отметил новый рубеж в развитии
Реалистического метода нашего театра.
Новое качество режиссуры, заключавшееся в непривычном
Соотношении условного режиссерского образа и безусловности
Актерской игры, обрело действенное художественное качество
В контакте с высокой общественной задачей, поставленной перед
Искусством историческим развитием.
≪Социальный заказ≫ времени обращал взгляд художника
К проблемам личности и народа, их роли и ответственности,
К ведущим силам исторического развития. В этом смысле выбор
≪Оптимистической трагедии≫ был безошибочным, ибо пьеса
Вс. Вишневского аккумулировала в себе актуальные проблемы
Времени в форме народной трагедии, равно как безошибочным
Был творческий замысел режиссера, в котором актерскому цеху
Отводилась центральная роль.
В ≪Оптимистической трагедии≫ многозначительно сошлись
И синтезировались две, казалось бы, противоположные линии
нашего театра: режиссерская —≪строительская≫, волевая и акт
е р с к а я —традиционная в академическом варианте. Союз оказался
Плодотворным, еще раз подтвердив собирательную сущность
|
|
Стиля спектакля, вобравшего многое из предшествовавшего
Театрального опыта. Недаром спектакль дал обильный
Материал для размышлений о диалектике традиций и новаторства.