≪Оптимистической трагедии≫, произведения рубежного
В истории нашего театрального искусства.
≪Оптимистическая трагедия≫ в постановке Товстоногова (режиссер
Спектакля Р. Агамирзян, художник А. Босулаев, композитор
Кара Караев) была показана на сцене Ленинградского
Театра им. А. С. Пушкина в 1955 году и имела такой полный,
Единодушный и, может быть, даже неожиданный успех, какой
В истории нашего театра получали считанные спектакли.
≪Оптимистическая трагедия≫ утверждала непобедимость идеи
Социалистической революции, историческую правоту дела Коммунистической
Партии, преемственность революционных традиций.
Это партийное качество спектакля следует особенно подчеркнуть,
Ибо оно внутренне определяет и само художественное
новаторство ≪Оптимистической трагедии≫ в постановке Товстоногова.
Образ дороги, пути, безостановочного движения многозначительно
Выражал исторический оптимизм этого спектакля, еще
Более расширял смысл названия пьесы.
≪Оптимистическая трагедия≫ на сцене Театра им. А. С. Пушкина
Раскрыла все основные сюжетные мотивы пьесы, придав
Им остросовременное звучание. Однако сюжет пьесы не обрел
Бы такой глубины и объемности, если бы не был сомкнут в спектакле
С темой личности, ее подлинной и мнимой свободы.
В столкновениях Комиссара и Вожака, Алексея и Вайнонена,
Во всех взаимосвязях героев спектакля утверждалась мысль
О сознательной дисциплине, революционной организованности
Как действительном условии раскрепощения личности. Речь
В спектакле шла о формировании нового типа человека, ощущающего
Себя не одиночкой, анархистски противостоящей миру,
Не песчинкой в людском море, а личностью, чьи интересы переплетены
И соотнесены с главным в движении человечества.
Спектакль, который, казалось бы, мог быть решен только за
Счет массовых сцен, игравших в нем такую в а ж н у ю роль, спектакль
Монументальных, обобщенных пластических форм оказался
В то же время насыщенным актерскими удачами, среди
Которых удача Ю. Толубеева в роли Вожака стоит на первом
Месте, но не заслоняет других. И. Горбачев —Алексей, О. Лебзак
—Комиссар, А. Соколов —Сиплый, А. Ян —Вайнонен,
В. Эренберг —командир корабля играли с настоящим проникновением
В стилистику спектакля, в существо характеров своих
Героев. Запоминались многие эпизодические роли: Н. В а л ь я н о — главарь пополнения анархистов, Е. Александровская —старая
Женщина, М. Екатерининский —первый офицер и другие.
Спектакль ясно выраженного, ≪железного≫ режиссерского рисунка