В непростой период своей творческой жизни. Четыре года, про-
1 ≪Оптимистическая трагедия≫. Л.—М., 1956, с. 54—5.
шедшие со дня премьеры ≪Гибели эскадры≫, были наполнены
Энергичной работой, в которой значительные удачи соседствовали
с огорчительными промахами. ≪Новые люди≫ и ≪Помпадуры
и помпадурши≫ вновь давали ощутить всесильную
Власть постановщика, способную проникнуть в мир автора и
воспроизвести его на сцене. ≪Первая весна≫ по роману Г. Николаевой,
непосредственно предшествовавшая работе над ≪Оптимистической
трагедией≫, дала радость встречи с материалом,
В котором зазвенела искренняя и чистая нота, обнаружились
Самостоятельный характер, неожиданная острота общественной
Проблематики. Но были в эти четыре года не давшие радости
≪Донбасс≫ и ≪Степная быль≫, архаичные с момента рождения.
В большом мире советского театра обозначились важные
Перемены: прошли первые пьесы В. Розова, бурной полемикой
|
|
прошумели арбузовские ≪Годы странствий≫, резко обозначились
Несхожие режиссерские почерки. Товстоногов на какой-то миг
оказался в тени, пожалуй, только ≪Помпадуры и помпадурши≫,
Поставленные в Театре комедии, могли войти в ряд памятных
спектаклей того времени (≪Достигаев и другие≫ в Театре
им. М. Н. Ермоловой, ≪Васса Железнова≫ в Малом театре,
≪Тени≫ в Театре им. Ленсовета и московском Театре
им. А. С. Пушкина, ≪Гроза≫ в Театре им. Вл. Маяковского,
в с е —1952 года, ≪Баня≫ в Театре с а т и р ы —1953 год, ≪Гамлет≫
в Театре им. Вл. Маяковского, ≪Годы странствий≫ в Театре
им. Ленинского комсомола, ≪Дело≫ в Театре им. Ленсовета,
≪В добрый час≫ в ЦДТ, в с е —1954 года).
≪Оптимистическая трагедия≫ показала, что творческая пауза
Не была бесплодной.
≪Оптимистическая трагедия≫ вышла на первое место среди
Спектаклей тех лет по силе обобщения, глубине проникновения
В сложные взаимосвязи истории и современности, по знаменательности
И актуальности идейного содержания.
Художественный язык спектакля не только оказался на уровне
Времени, но и чуть опережал его, ибо, скажем, споры о сочетании
Театральности, условности и правды, органики в реалистическом
искусстве развернутся чуть позже премьеры ≪Оптимистической
≫.
Эпический размах режиссерской мысли был подкреплен и
Соединен в спектакле с точными приметами времени, места,
Быта. Общая декорационная установка дополнена деталями,
Обозначавшими географическую особенность места и создававшими
|
|
Острую и точную атмосферу,—скифская баба, петербургский
Скульптурный лев, корявое степное деревцо, плетень около
Хаты, тачанка.
Ремарки Вс. Вишневского, дающие, как известно, эмоциональную