влиянию пресловутой ≪теории≫, получил заслуженный упрек за
спектакль ≪Донбасс≫, как спектакль бесконфликтный.
Процесс осмысления жизни, искусства, соотношения постановочных
Приемов и внимательного, неторопливого исследования
Реальных характеров шел скачками, медленно, но неуклонно.
В 1955 году, подводя предварительные итоги, Товстоногов говорил
о странном противоречии:
≪Когда мы имеем дело с современной пьесой, которая построена
По законам драматургии, но проблематика в ней оказывается
Мелкая, жизнь отражена не по-настоящему, тут мы терпим
Поражение.
А в других случаях, где как будто отсутствовала возможность
Постановки пьесы, настолько она казалась рыхлой, разваливающейся
Композиционно, без видимого сюжета, но была
Настоящая жизненная правда, такое произведение чаще выигрывало
≫.1 В ____________качестве примера Товстоногов назвал ≪Где-то в Сибири
≫ и ≪Студенты≫, которые удались, и ≪Совесть≫, в работе
|
|
Над которой он потерпел поражение.
Найти соединение реальности, правды и широкого охвата
Жизни, истории пока не удавалось. Но важно, что в этом направлении
Уже шел поиск, и рано или поздно должна была
Прийти победа.
Она пришла в работе над ≪Гибелью эскадры≫ А. Корнейчука,
Недаром Товстоногов через восемь лет повторил этот спектакль,
Внеся, конечно, серьезные изменения в постановочный
план, в Большом драматическом театре.
≪Гибель эскадры≫ не только дала материал для синтеза двух
Линий художественного поиска Товстоногова, соединив крепк
Ую постановочную форму с глубоким вниманием к внутреннему
Миру человека, не только обозначила важнейший рубеж,
Предвосхищая многие спектакли конца 1950-х —начала 1960-х
годов, но и надолго определила важнейшую —героическую — линию в творчестве Товстоногова. В русле ≪Гибели эскадры≫ — ≪Оптимистическая трагедия≫, ≪Океан≫, ≪Поднятая целина≫, ≪Не
склонившие головы≫, ≪Правду! Ничего, кроме правды!..≫. Кроме
Спектаклей, которые стилистически примыкают к героическому
тону ≪Гибели эскадры≫, нужно отметить, что и в камерно-психологических
Постановках Товстоногова растворена проблема
Взаимоотношения личности с историей, характерная для спектаклей
героического плана.
Здесь начинается видимый, реально ощутимый исток того
Качества режиссуры Товстоногова, которое подразумевает ха1
Заседание правления ЛО ВТО. 19 декабря 1955 г. Стенограмма. Библиотека
|
|
ЛО ВТО, № 1250-с, с. 9.
Рактер как сложную сумму общественных отношений, как отражение
Исторических процессов в одном человеке, в строе его
Души.
≪Гибель эскадры≫ снимала противоречие, мучившее многих