Язык сцены во многих случаях по-своему, так, как требовал замысел
Режиссера. Впервые, кажется, Товстоногов вводит в оп40
Ределение жанровой природы спектакля впоследствии столь
любимое им литературное обозначение —≪эпическая повесть≫.
Цельность, последовательность, хочется сказать, плавность сценического
Хода спектакля шли от этого восприятия пьесы как
Цельного повествовательного произведения.
Психологический строй характеров брался подробно, в резких
Столкновениях, в непрерывной внутренней изменчивости.
Идейная убежденность и непреклонная воля Комиссара реализовывались
Не статическим, иллюстративным способом, а возникали
Из чрезвычайно насыщенной динамичной структуры
Роли, равно как и мрачная давящая сила Вожака возникала из
Его непрерывной заботы о сохранении своего влияния. Монументальный
Вожак был суетливым человеком, хотя не сделал
Ни одного поспешного движения. В процессе работы над спектаклем
|
|
Были с таких исходных позиций проработаны все большие
И малые роли пьесы.
В этом принципиальном пункте было, кстати сказать, то
Решающее качество, которое отличало спектакль Товстоногова
от первой сценической интерпретации ≪Оптимистической трагедии
≫ в Камерном театре.
Режиссерский строй ≪Оптимистической трагедии≫ Пушкинского
Театра, система актерских образов, сочетание эпического
Размаха, революционной страстности, широты исторического обобщения
И тех достижений в разработке психологического театра,
Которыми владел Товстоногов, сделали спектакль знаменем
Советского театрального искусства.
≪Оптимистическую трагедию≫ Товстоногов поставил также
В 1957 году в Национальном театре Чехословакии и в Будапештском
Театре.
Хотя Товстоногов и говорил, что некоторые моменты замысла
Не удалось полностью реализовать (он отмечал, например, что
Ведущим не нашлось органичного места в действенной структуре
спектакля), ≪Оптимистическая трагедия≫ явилась общепризнанным
Образцом художественно цельного, монолитного
Театрального произведения, законченно выразившего эпическую
линию советской режиссуры. В этом смысле ≪Оптимистическая
трагедия≫ продолжила ту линию развития нашего театра, в которой
Поиски охвата событий, стремление воплотить обобщенные
Образы героев, не потеряв психологической конкретности характеров,
Дали ряд великолепных произведений, с наибольшей художественной
|
|
Силой доказавших торжество метода социалистического