Искусству возможность вторгнуться в еще одну важную
Сферу жизни.
Точность режиссерского мышления, входящая в понятие таланта,
Оттачивается и углубляется прежде всего на современной
Драматургии, и именно на такой, которая предлагает новые пути,
Новый способ драматургического решения. Сценически такая
1 ≪Театр≫, 1959, № 12, с. 78.
Г. Т о в с т о н о г о в. О профессии режиссера, с. 37.
Драматургия утверждается только в том случае, если режиссер-
Первопостановщик находит к ней точный художественный
ключ. ≪Недавно у меня была репетиция одной современной пьес
Ы, —писал Товстоногов, —где автором уловлена эта черта современного
человека —≪закрытость≫ чувств... Там речь идет
О любви. Два человека встречаются. Не виделись семнадцать
Лет. Когда-то любили друг друга. Но вместо того, чтобы показать,
Как происходит это, чтобы постепенно перед нами вырастала
Картина прошлого, чтобы мы только догадывались о том,
|
|
Что творится в сердцах этих людей, нам уже на первой минуте
Продемонстрировали открытое чувство любви, и было ясно: она
Без него не может жить.
Это не случайная ошибка. И происходит она потому, что
Мы все еще находимся в плену привычного, в плену старых театральных
Представлений и мало думаем о современности в глубоком
и всеобъемлющем значении этого понятия≫.1
Легко понять, что речь тут идет о репетиции ≪Пяти вечеров≫,
Где главные роли репетировали и играли в спектакле Зинаида
Ш а р к о и Ефим Копелян, успех которых многое определил в утверждении
Современного стиля актерского искусства.
Разумеется, вполне можно понять позицию тех, кто опасался,
что идейно-стилистическая тенденция ≪Пяти вечеров≫, да еще
в ее приниженно-бытовом сценическом варианте, станет главенствующей
В нашем театре.
Сам Товстоногов отнюдь не считал, что так должно быть,
Ибо неизменно высказывался в пользу реального художественного
Многообразия в искусстве. Достоинство пьесы Володина
Он видел не в точном воспроизведении быта, узнаваемости интонаций
И житейских взаимоотношений. Это было качество
Пьесы, весьма им ценимое. Но достоинство он нашел в том, что
Пьеса открывала для него возможность осветить быт поэзией,
Лирикой и таким образом сценически открыть значительность
Нравственных проблем, затронутых драматургом.
Новое качество режиссуры, выявившееся в ≪Пяти вечерах≫,
Было не только в степени достоверности, в атмосфере редкой
|
|
Естественности и органике актерской игры, но в том, что бытовую
Пьесу, сюжет которой в пересказе будет выглядеть почти
Банально, он воспроизвел с необычайной лирической одухотворенностью.