Опустился после того, как не нашел в себе мужества
Выступить в суде и отстоять справедливость. И драма одиночества
Мечеткина, пусть мелкого и не совсем приятного, но человека
Же. И драма А н н ы и Афанасия, который, любя жену, никак
Не может простить ей, или хотя бы не напоминать, что
Пашка не его сын. Спектакль утверждал, что всякое насилие
Бесплодно и бесчеловечно —в том числе и насилие любовью
Зины над Шамановым, П а ш к и над Валентиной. И даже насилие
над самим собой —отчетливо понимаешь, что Шаманов, ≪сломавшись
≫, исключив из своей жизни меру общественной оценки
поступка, уйдя ≪в себя≫, стал нравственным предателем. До финала,
Когда он решит ехать в суд и тем самым вернет себе самого
Себя, он проходит непрерывную цепь предательства —по
Отношению к Валентине, к Зине и даже к самому себе: вкладывая
Свой служебный пистолет в руки Павла, он предает себя,
Он готов тут на самоубийство руками другого.
|
|
Эта сложная сценическая жизнь есть у каждого героя,
И сила спектакля в том, что он не пропустил ни одного изгиба
И поворота духовной биографии каждого героя.
Маленькие истории жителей Чулимска, случившиеся прошлым
Летом, вывели к глубоким и сложным нравственным проблемам
Времени.
Критик М. Седых писала по поводу спектакля ≪Прошлым
летом в Чулимске≫: ≪Товстоногов относится к драме Валентины
Как к трагедии. Она обретает размах, но теряет реальность.
Становится символом, но разрушается плоть. Она может потрясти,
но не позволяет сострадать≫.1
Товстоногов может, видимо, согласиться с этой мыслью. Режиссер
И задумывал именно трагедию. Это жанровое решение
1 ≪Театр≫, 1974, № 9, с. 58.
отметили все критики. ≪Сыгранный как бытовая драма, —писал
Критик И. Золотусский,—спектакль вместе с тем возвысился до
внутренней трагедийности≫.1 Оно вытекало из обостренного отношения
К самой сердцевине пьесы А. Вампилова, из ее нравственного
Максимализма, который проверяется образом Валентины
И воплощается в этом характере. Трагический, идеальный
Характер призван был контрастировать с тем глухим бытом,
Заскорузлостью отношений и мировосприятия, которые царят
Вокруг Валентины.
Режиссер готов понять причины слабости Шаманова, эгоизма
Зины, одичания Пашки, мелочности Мечеткина, душевной
Жестокости Афанасия, скопидомства отца Валентины и каждому
В отдельности даже простить. Однако все вместе они могут создать
|
|
Нравственный климат, несовместимый с нашими моральными
Идеалами. Самый сильный сигнал тревоги дает в искусстве