Сюжетных и психологических загадок, материал может исчерпать
Себя на первых минутах представления.
Товстоногов по-своему ≪обходит≫ эту сложность —верный
Себе, он ставит психологический гротеск, ищет внутренних
Обоснований каждому поступку. Его интересуют не сами махинации
С дефицитной резиной, не уголовщина, а фантасмагория,
Циничная бездуховность, предел падения персонажей шукшинской
Истории. Он полностью разделяет авторский гнев —до ненависти,
До побеления пальцев, но хочет еще растолковать нам
Психологию героев, раскрыть ее в действии.
В спектакле все идет естественно, по нормальной логике,
Но первая посылка в логической связи —ложная: они не за тех
Себя принимают. Непрерывный хохот зала сопровождает драму
Утраченных иллюзий. Таким богатым, таким уверенным в своей
Житейской хваткости, в своем практическом уме, в своей даже
Философии —все им дается с большим трудом. Трудно спеть
|
|
песню. ≪Не вышла песня, не сладилась≫,—комментирует знакомый
Голос Василия Макаровича Ш у к ш и н а. Трудно понять друг
Друга —общение никак не налаживается. Трудно даже пиджак
Надеть: Аристарх впопыхах, с сильного похмелья надел вместо
Пиджака брюки. Трудно снять эти злосчастные брюки: Е. Лебедев
Показывает своего рода эстрадный шедевр. Трудно выпить
Рюмку водки —руки дрожат. Тут Е. Лебедев снова разворачивает
Целую пантомиму: он долго борется со стаканом, с собственными
Руками, прижимает край стакана, чтобы не стучал,
Наконец, при помощи полотенца удалось притянуть стакан
И руку к губам. Все т р у д н о...
Жену уговорить тоже не смогли, даже угроза убийства не
Подействовала. Кое-как обманули, да и то подозреваю, что героиня
Э. Поповой просто сама устала от непривычного напряжения
И позволила себя обмануть.
По квартире развешаны ленты серпантина —праздник жизни
Тут празднуют, но, как оказывается, трудно даются на этом торжестве
Самые простые и естественные вещи.
Гротеск здесь выражен через действие, он в самом способе
актерского существования. ≪Победители≫ жизни оказываются
Амебно элементарными человечками. Последовательно и жестоко
Отнимает режиссер у них какие-либо иллюзии. Финальный
Выход милиции тут, собственно, уже не нужен: следствие
И суд провел сам режиссер. Присутствовавшие с одобрением
Встретили приговор.
Нетрудно установить связи природы режиссерского замысла
|
|
≪Энергичных людей≫, его гражданского пафоса со спектаклем
≪Балалайкин и К0≫, но важно отметить, что в своем существе,
В защите духовности, в протесте против морального опустошения