Разговор, который кажется ему важным сегодня. Его сатира
Одухотворена высокими гражданскими принципами.
≪Литературная газета≫ опубликовала 28 июня 1972 года
≪Диалог о театре≫, который провели драматург В. Розов
и Г. Товстоногов. ≪Я представляю себе вас перед премьерой,— говорит В. Розов,—ш у т к а ли, вокруг идет шум: ≪Товстоногов
выпускает спектакль...≫ Ну, поставил пьесу Сидоров. Мы идем,
говорим: ≪Ай да Сидоров!≫ Но выпускает Товстоногов —и начинается:
≪А-а... Да вы знаете... Нет, ≪Мещане≫ все-таки у него
Были лучше... Э-э, знаете, есть какие-то элементы, но чисто нового
Не так уж много... Большой, конечно, режиссер, но уже
сработался...≫ Говорят так, верно?≫ ≪Да≫,—ответил Товстоногов,
Понимая, что от театральных разговоров никуда не уйти.
Нет театров без трудностей, нет людей без ошибок, никто,
Никогда и нигде не шел дорогой сплошных успехов. Нет, видимо,
И абсолютных мерок в искусстве —потому-то так опасны
|
|
сравнения и так легки ≪разговоры≫. Однако есть реальность сегодняшнего
Дня искусства, а в ней далеко не всякий может предложить
за три года такой разнообразный список спектаклей:
≪Ханума≫, ≪Прошлым летом в Чулимске≫, ≪Энергичные люди≫,
≪Три мешка сорной пшеницы≫, ≪Протокол одного заседания≫,
≪История лошади≫.
Товстоногов вновь показывает пример обдуманной и профессионально
Точной работы —без спешки и суеты.
Сила таланта, особое мужество художника сказываются еще
И в способности противостоять моде, не поддаваться давлению
Профессиональной среды.
Для Товстоногова это чрезвычайно важный момент. Он скорее
Пойдет на некоторый художественный аскетизм, нежели
Изменит существу своих идейно-творческих взглядов. Он ищет
Полного совпадения режиссерского содержания и внешних способов
Его выражения. Этот принцип важен в его педагогике,
Важен он и для его собственного творчества. Он много говорил
И писал о нем в последнее время,—желая, видимо, не только
Других предостеречь, но и самому себе объяснить, для себя осознать
Опасность подчинения моде, бросков в стороны.
≪Если говорить о выразительных средствах,—замечал Товстоногов,— то они действительно сдвигаются, обновляются, но
Когда они не сопрягаются с сущностью произведения, а привносятся
Извне, придумываются из головы, тогда мы получаем ряд
≪модных произведений≫, какие, к сожалению, еще появляются
На нашей сцене чаще, чем хотелось бы... новое возникает
|
|
Только в сопряжении с сутью... Новое —на путях сопряжения
Сегодняшнего содержания с выразительными средствами, которые