Обостренную отзывчивость зрительного зала. Они знают,
Что их зрители привыкли мыслить общественно, думать об общем
Как о своем личном, видеть перспективу страны —так они
воспитаны. В феномене ≪производственной≫ пьесы, занявшей такое
Значительное место в нашем театре, наиболее удивителен,
Пожалуй, именно зритель. Без особого преувеличения можно
Сказать, что в системе спектакль —зал ведущим героем является
зритель, советский человек, который ≪строил будущее, не
Жалея сил и идя на любые жертвы. Человек, который, пройдя
Все испытания, сам неузнаваемо изменился, соединил в себе
Идейную убежденность и огромную жизненную энергию, культуру,
знания и умение их применять≫.1
Товстоногову всегда важно ≪поймать≫ главную общественную
Тенденцию, и в данном случае он с наибольшей очевидностью
выражает своим искусством ≪то основное, существенное,
Чем живет страна, что стало частью личных судеб советских
|
|
людей≫.2
Неослабевающее желание понять и выразить судьбу человека
и историю народа вдохновляло репетиции ≪Оптимистической
трагедии≫ и ≪Гибели эскадры≫, ≪Поднятой целины≫ и
≪Пяти вечеров≫, ≪Традиционного сбора≫ и ≪Энергичных людей≫,
≪Трех мешков сорной пшеницы≫ и ≪Протокола одного заседания
≫. Это отвечало общественной психологии и потребностям
Тех, кто с заводов и фабрик, институтов и учреждений Ленинграда
Приходил на набережную Фонтанки в Большой драматический,
К Товстоногову.
Уже двадцать лет приходят сюда люди, чтобы услышать вопрос
Театра, обращенный к тебе, чтобы получить глубокий, недвусмысленный
Ответ на вопросы, которые ты задаешь жизни,
Искусству.
Л. И. Б р е ж н е в. Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные
Задачи партии в области внутренней и внешней политики. М., 1976, с. 105—06.
Там же, с. 95.
Глава третья
СОВРЕМЕННОСТЬ
КЛАССИКИ
В биографии каждого крупного режиссера работа над классической
Драматургией может быть выделена в самостоятельную
Тему, имеющую свои границы, особенности и логику развития.
Товстоногов в этом смысле не исключение.
Классика почти всегда была почетной гостьей на наших
Сценах, ее включение в репертуар в иные времена диктовалось
Внутренней потребностью, в другие —правилами театрального
≪хорошего тона≫.
В годы, совпавшие с профессиональной юностью Товстоногова,
Классика, возвращая себе высокий литературный почет,
|
|
Приобретала в театре новую славу. 1930-е годы по праву могут