Наконец, историческая перспектива поддерживается и обозначается
И в образе Чалкина, которого играет Б. Рыжухин, человеке,
Нашедшем в себе силы противостоять Божеумову, встать
На разумную точку зрения, увидеть за общим отдельное, за
Пунктом правил —судьбу человека.
Сюжетные линии дополнены в режиссуре Товстоногова еще
Одним, чрезвычайно для него и для спектакля существенным,
Мотивом, не новым, но коренным для его творчества. Историю
Деятелей районного масштаба режиссер рассматривает в жанре
Народной драмы. Все дела и поступки сверяются с судьбой ж и телей
Села. Потому-то оказываются важны в спектакле и сцена
Обмолота хлеба, и бабка с причитаниями, и бывший кулак, и
Смиренность Адриана Фомича, уверенного, что истина сама по
Себе возобладает. Оформление художника М. Ивницкого поддерживает
Эту эпичность замысла режиссера. Тяжко висит
Небо, тяжко, как на торжественных памятниках, лежат складки
|
|
≪играющего≫ занавеса. В этом же ключе звучит талантливая
Музыка В. Гаврилина.
Для режиссера важно также соединить прошлое и настоящее.
Наглядно обозначить перспективу, вывести наше сегодняшнее
Из нашего прошлого, показать их нерасторжимую связь и
Преемственность. Отсюда публицистическая интонация К. Лаврова
В роли взрослого Евгения Тулупова, оценивающего свою
Молодость, отсюда и наивная искренность молодого Женьки
В исполнении Ю. Демича. Ему трудно рядом с Верой, которую
Опыт жизни научил практической трезвости. Н. Тенякова вписывает
Этот характер в тот эмоциональный слой спектакля, который
Создает О. Борисов в роли Кистерева. Она сестра ему по
Духу, по ясности взгляда, по непримиримости ко лжи.
Автор довольно обстоятельной статьи в журнале ≪Театр≫
В. Семеновский назвал свою рецензию ≪Правду! И еще кроме
Правды.. Если мы верно уловили требовательную интонацию
Этого заголовка, то критику одной правды мало, нужно что-то
Еще. А не много ли будет? Не достаточно ли, как это сделали
1 ≪Театр≫, 1975, № 3.
Режиссер и автор, добиться именно правды —жизни, истории,
Искусства?
Далее в статье есть ряд положений, которые кажутся спорными.
Выяснить их нужно не для того, чтобы поправлять критика,
Его право судить так или иначе, а только ради уяснения
Смысла спектакля. По поводу образа Женьки у В. Тендрякова
(а Товстоногов с ним полностью солидарен, так что замечания
критика равно относятся и к спектаклю) В. Семеновский пишет:
|
|
≪Он хочет быть порядочным человеком... Однако внутри понятия
≪порядочность≫ —своя вселенная, не мешало бы в ней