По сути. В нем ход времени, незаметный, но неумолимый. Прием
Изобразителен по существу, ибо всякий раз выдвигает в круг
нашего внимания, берет крупным планом тех, кто в данный момент
Высказывает свою заветную мысль, мысль поворотную во
Внутреннем сюжете пьесы. Товстоногов намеренно беспафосен
В этом спектакле. Он задает вопросы, не форсируя своих ответов.
Он знает, как трудны эти ответы. Спектакль, проиграв
В изобразительности, в динамике, приобрел редкое свойство — он втягивает героев и зрителей в неторопливые размышления.
Вернее сказать, герои, размышляя, втягивают зрителей в этот
Процесс.
Конечно, режиссера интересует не собственно производственный
Сюжет, а та нравственная проблематика, которая на
Этом сюжете возникает, если, конечно, понимать нравственность
Как активность жизненной позиции, сознательное отношение
К общественному долгу. А. Гельман написал именно о повышении
Нравственного уровня делового человека, а стало быть и
|
|
Всей производственной жизни. Постановщик отлично знает и
Убедительно показывает нам, что герои этой истории обыкновенные
Люди, вы их видите каждый день. И каждый день, спросив
их о деле, вы получите ответ, разъясняющий их личную позицию:
Пожимая плечами, разводя руками или извинительно
Поднимая брови, они говорят вам о том, что дело идет не совсем
Так, как хотелось бы, но лично они тут ни при чем. Товстоногов
Раскрывает в спектакле процесс прихода к истине самой обыкновенной,
Которая так легко затуманивается, оправдывается,
Затушевывается в жизни, в обиходе. Тут конфликт не только
В самом сюжете, не только в столкновении государственной
Точки зрения рабочего Потапова с теми, кто готов на приписки
И всяческие ухищрения, лишь бы сохранить благополучие. Тут
Конфликт расширен, дополнен напряжением неожиданной прямоты,
Когда от человека требуют прямого ответа на вопрос, который
Задавать как бы не принято. И ответ требуется самый
Простой.
Этот спектакль более всего обращен к залу, он царапает и
Будоражит, задавая свой такой простенький, казалось бы, вопрос.
Однако ≪простой≫ вопрос общественно значим, а потому
Спектакль, бередя каждого, касается всех. Его эмоциональное
Воздействие раскрывает в каждом готовность проголосовать за
Предложение Потапова, продумав и прочувствовав всю реальную
Житейскую сложность такой готовности. Производственная
|
|
История рассказана, прожита в системе психологического театра,
Рассчитана на психологическое воздействие, хотя и особого, новаторского
Рода.