Свойств, как некое психологическое единство... Принцип
Целостности характера... всегда отрицался Мейерхольдом
≫.1
Здесь, собственно говоря, именно в этом центральном пункте
Театральных исканий и споров, идущих в советском театре
На протяжении всей его истории, и заключено самое существенное
различие двух подходов к ≪Ревизору≫.
Товстоногов исходил из своего ощущения времени Гоголя,
≪Ревизора≫, из миросозерцания советского художника. Социальный,
Конкретно-исторический подход к классическому произведению
Для него заключается в раскрытии психологии
Персонажей, в точной жизненной мотивировке их действий, помыслов,
Поступков. Отсюда, прежде всего, проистекает перестановка
Действующих лиц, их перегруппировка. Городничий
у Мейерхольда был отодвинут на второй план, городничий
у Товстоногова выдвинут на первый план. Это принципиальный
Момент, ибо Товстоногов считает, что, не нарушая внутренней
|
|
Логики пьесы, иначе и поступить невозможно, все равно
городничий ≪возьмет свое≫.
Может показаться парадоксальной мысль о том, что ≪Ревизор
≫ как трагедия раскрывается только через образ городничего,
Но для Товстоногова это именно так. Трагический герой
Спектакля —историческое время, но именно в городничем
Время отразилось с наибольшей полнотой. Разумеется, речь
Идет не о том, чтобы выставить Антона Антоновича трагическим
Героем и вызвать наше сочувствие к нему. Речь о том,
Что городничий —это нравственно искалеченный человек.
Можно смеяться над взяточничеством, глупостью, самодурством,
Беззаконием, но можно и ужаснуться жизни, в которой
Все это возможно. Сам Гоголь полагал, как это видно из некоторых
Его высказываний о роли городничего, что Антон Антонович
чувствует укоризны совести, ≪чувствует, что грешен, но
Ходит в церковь... даже помышляет когда-нибудь потом
К. Р у д н и ц к и й. Режиссер Мейерхольд, с. 356.
покаяться≫.1 В этом заключена великая диалектика художника-
Реалиста.
Трагический отсвет ≪Ревизора≫ отмечен давно, хотя более
Явственно в литературоведческих трудах, нежели в сценических
трактовках. Читая ≪Ревизора≫, ≪в какой-то момент мы словно
Замечаем вокруг комедии характеров мерцающий, беспокойный
Отсвет. Трагедийное звучание гоголевского смеха усиливается.
На нас смотрит страшное, каменеющее лицо ≪меркантильного
века≫.2
Кажущуюся несовместимость трагедии и комедии отрицал
|
|
еще Белинский, замечавший, что ≪как основа трагедии —на
Т р а г и ч е с к о й борьбе, возбуждающей, смотря по ее характеру,
Ужас, сострадание или заставляющей гордиться достоинством