Традиционные приемы анализа

САНКТ-ПЕТЕРБУРГ

В методических указаниях изложены способы анализа хозяйственной деятельности предприятия, а также задачи и методика их решения.

Предназначены для студентов специальностей "Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)", "Бухгалтерский учет и аудит", "Менеджмент организации", "Маркетинг" и "Прикладная математика".


Все явления и процессы хозяйственной деятельности железной дороги и ее предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и обусловленности.

Поэтому важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.

В процессе проведения анализа деятельности предприятия используются как традиционные, так и факторные методы анализа.

Традиционные приемы анализа

К традиционным приемам проведения анализа относятся:

детализация – расчленение сводных показателей на составные, комплексных факторов на первичные по разным признакам: по времени, по месту и т.д.;

сравнение – установление сходства и различий показателей или экономических явлений при условии взаимосопоставимости сравниваемых величин: однородности и одинаковой методологии их определения, сопоставимости объектов;

средние величины – расчет средних величин при анализе хозяйственной деятельности предприятия за отчетные периоды – месяц, квартал, год и для анализа обобщающих показателей массовых явлений, имеющих место в деятельности предприятия – производительность труда, средняя заработная плата и др.;

группировки – распределение изучаемых явлений на группы и подгруппы. Обычно группировками дополняется анализ средних величин;

индексный прием – метод факторного анализа, когда число факторов равно двум, один из которых количественный, а другой – качественный. В основе приема лежит теория индексов из статистики [4].

Алгоритм применения индексного метода:

Y 0 = a 0 b 0 ,

Y 1 = a 1 b 1 ,

где Y 0, Y 1 – значение обобщающего показателя, соответственно базовое и фактическое;

а – количественный фактор;

b – качественный фактор.

Индекс роста обобщающего показателя:

.

При определении влияния количественного фактора " а " качественный фактор берется на базовом уровне:

.

При определении влияния качественного фактора " b " количественный фактор фиксируется на фактическом уровне:

.

Проверка: .

Вычитая из числителя знаменатель, определяют изменение обобщающего показателя Δ Y и влияние факторов на его изменение Δ Y ( a ) и Δ Y ( b ) в денежном выражении:

Δ Y = a 1 b 1а 0 b 0;

Δ Y ( a ) = а 1 b 0а 0 b 0;

Δ Y ( b ) = а 1 b 1а 1 b 0.

Проверка: Δ Y ( a ) + Δ Y ( b ) = Δ Y.

Например, по данным табл. 1.1 требуется определить влияние отдельных факторов в денежном выражении на изменение объема продаж.

Т а б л и ц а 1.1


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: