САНКТ-ПЕТЕРБУРГ
В методических указаниях изложены способы анализа хозяйственной деятельности предприятия, а также задачи и методика их решения.
Предназначены для студентов специальностей "Экономика и управление на предприятии (железнодорожный транспорт)", "Бухгалтерский учет и аудит", "Менеджмент организации", "Маркетинг" и "Прикладная математика".
Все явления и процессы хозяйственной деятельности железной дороги и ее предприятий находятся во взаимосвязи, взаимозависимости и обусловленности.
Поэтому важным методологическим вопросом в анализе хозяйственной деятельности является изучение и измерение влияния факторов на величину исследуемых экономических показателей.
В процессе проведения анализа деятельности предприятия используются как традиционные, так и факторные методы анализа.
Традиционные приемы анализа
К традиционным приемам проведения анализа относятся:
детализация – расчленение сводных показателей на составные, комплексных факторов на первичные по разным признакам: по времени, по месту и т.д.;
|
|
сравнение – установление сходства и различий показателей или экономических явлений при условии взаимосопоставимости сравниваемых величин: однородности и одинаковой методологии их определения, сопоставимости объектов;
средние величины – расчет средних величин при анализе хозяйственной деятельности предприятия за отчетные периоды – месяц, квартал, год и для анализа обобщающих показателей массовых явлений, имеющих место в деятельности предприятия – производительность труда, средняя заработная плата и др.;
группировки – распределение изучаемых явлений на группы и подгруппы. Обычно группировками дополняется анализ средних величин;
индексный прием – метод факторного анализа, когда число факторов равно двум, один из которых количественный, а другой – качественный. В основе приема лежит теория индексов из статистики [4].
Алгоритм применения индексного метода:
Y 0 = a 0 b 0 ,
Y 1 = a 1 b 1 ,
где Y 0, Y 1 – значение обобщающего показателя, соответственно базовое и фактическое;
а – количественный фактор;
b – качественный фактор.
Индекс роста обобщающего показателя:
.
При определении влияния количественного фактора " а " качественный фактор берется на базовом уровне:
.
При определении влияния качественного фактора " b " количественный фактор фиксируется на фактическом уровне:
.
Проверка: .
Вычитая из числителя знаменатель, определяют изменение обобщающего показателя Δ Y и влияние факторов на его изменение Δ Y ( a ) и Δ Y ( b ) в денежном выражении:
|
|
Δ Y = a 1 b 1 – а 0 b 0;
Δ Y ( a ) = а 1 b 0 – а 0 b 0;
Δ Y ( b ) = а 1 b 1 – а 1 b 0.
Проверка: Δ Y ( a ) + Δ Y ( b ) = Δ Y.
Например, по данным табл. 1.1 требуется определить влияние отдельных факторов в денежном выражении на изменение объема продаж.
Т а б л и ц а 1.1