Правовой статус депутата Парламента Республики Беларусь

Правовой статус депутата определяется Конституцией, Законами, Регламентом Палат. Под правовым статусом депутата Парламента понимают обусловленные социально-политической сущностью общества его права и обязанности, закрепленные нормами права и обеспечиваемые соответствующими гарантиями.

Элементами правового статуса депутата любого уровняявляются:

1) императивность депутатского мандата;

2) права и обязанности депутатов;

3) гарантии депутатской деятельности.

Народ делегирует депутатам власть, которые, принимая законы, действуют в соответствии с общей волей народа. Отсюда вытекает принцип правового статуса депутатов, принцип императивного мандата, предполагающий право избирателей давать депутатам обязательные для них наказы и досрочно отзывать своих избранников, если они эти наказы не выполняют или выполняют плохо. Кроме вышеназванного принципа, выделяют еще и принцип свободного мандата, предполагающий, что каждый член Парламента представляет нацию и осуществляет свои функции без возложения обязательств на его мандат.

Права и обязанности депутатов можно разделить на 2 группы:

1) права и обязанности в Парламенте и его органах;

2) права и обязанности в избирательном округе.

Права депутата, члена Совета Республики на сессии Парламента:

· пользуется правом решающего голоса;

· обращается с запросами;

· участвует в прениях, задает вопросы, вносит проекты решений и поправок к ним;

· имеет право избирать и быть избранным в органы Парламента;

· вносит предложения по повестке дня сессии;

· депутаты Парламента имеют право отменять решения местных Советов депутатов (ст. 122 Конституции Республики Беларусь);

· заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства, может выразить вотум недоверия;

· депутат Палаты представителей обладает правом законодательной инициативы.

Однако вышеперечисленным права депутатов не исчерпываются.

Гарантии депутатской деятельности:

· государственные и общественные органы обязаны оказывать содействие в осуществлении полномочий (можно сказать, что это организационные гарантии, например, предоставление необходимой техники);

· никто не вправе ограничить их конституционные полномочия;

· обеспечение условий для приема населения;

· освобождение от производственных или служебных обязанностей для выполнения полномочий;

· обеспечение Парламента служебной литературой, другими официальными изданиями, оказание юридической помощи;

· возмещение расходов, связанных с выполнением полномочий;

· гарантии трудовых прав депутатов;

· политические гарантии (определяют воздействие политической системы на эффективность депутатской деятельности);

· не ответственность депутата за голосование и выступления по роду деятельности. Депутаты Парламента пользуются неприкосновенностью при выражении своих полномочий. Однако эти гарантии не относятся к обвинению их в оскорблении и клевете;

· гарантии неприкосновенности.

В течение всего срока полномочий депутат Палаты представителей, член Совета Республики не может быть арестован или иным образом лишен личной свободы без предварительного согласия соответствующей Палаты, за исключением следующих случаев:

1) совершение государственной измены или иного тяжкого преступления;

2) задержание на месте совершения преступления.

Депутат Палаты представителей, член Совета Республики не может быть подвергнут обыску, личному досмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Уголовное дело в отношении их может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь и может рассматриваться Верховным Судом Республики Беларусь. Неприкосновенность распространяется и на их жилище, служебное помещение, личное и служебное транспортное средство, переписку и др. В Республики Беларусь в отличие от других стран присяга депутатов не предусматривается.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: