Правовой статус депутата определяется Конституцией, Законами, Регламентом Палат. Под правовым статусом депутата Парламента понимают обусловленные социально-политической сущностью общества его права и обязанности, закрепленные нормами права и обеспечиваемые соответствующими гарантиями.
Элементами правового статуса депутата любого уровняявляются:
1) императивность депутатского мандата;
2) права и обязанности депутатов;
3) гарантии депутатской деятельности.
Народ делегирует депутатам власть, которые, принимая законы, действуют в соответствии с общей волей народа. Отсюда вытекает принцип правового статуса депутатов, принцип императивного мандата, предполагающий право избирателей давать депутатам обязательные для них наказы и досрочно отзывать своих избранников, если они эти наказы не выполняют или выполняют плохо. Кроме вышеназванного принципа, выделяют еще и принцип свободного мандата, предполагающий, что каждый член Парламента представляет нацию и осуществляет свои функции без возложения обязательств на его мандат.
|
|
Права и обязанности депутатов можно разделить на 2 группы:
1) права и обязанности в Парламенте и его органах;
2) права и обязанности в избирательном округе.
Права депутата, члена Совета Республики на сессии Парламента:
· пользуется правом решающего голоса;
· обращается с запросами;
· участвует в прениях, задает вопросы, вносит проекты решений и поправок к ним;
· имеет право избирать и быть избранным в органы Парламента;
· вносит предложения по повестке дня сессии;
· депутаты Парламента имеют право отменять решения местных Советов депутатов (ст. 122 Конституции Республики Беларусь);
· заслушивает доклад Премьер-министра о программе деятельности Правительства, может выразить вотум недоверия;
· депутат Палаты представителей обладает правом законодательной инициативы.
Однако вышеперечисленным права депутатов не исчерпываются.
Гарантии депутатской деятельности:
· государственные и общественные органы обязаны оказывать содействие в осуществлении полномочий (можно сказать, что это организационные гарантии, например, предоставление необходимой техники);
· никто не вправе ограничить их конституционные полномочия;
· обеспечение условий для приема населения;
· освобождение от производственных или служебных обязанностей для выполнения полномочий;
· обеспечение Парламента служебной литературой, другими официальными изданиями, оказание юридической помощи;
· возмещение расходов, связанных с выполнением полномочий;
· гарантии трудовых прав депутатов;
· политические гарантии (определяют воздействие политической системы на эффективность депутатской деятельности);
|
|
· не ответственность депутата за голосование и выступления по роду деятельности. Депутаты Парламента пользуются неприкосновенностью при выражении своих полномочий. Однако эти гарантии не относятся к обвинению их в оскорблении и клевете;
· гарантии неприкосновенности.
В течение всего срока полномочий депутат Палаты представителей, член Совета Республики не может быть арестован или иным образом лишен личной свободы без предварительного согласия соответствующей Палаты, за исключением следующих случаев:
1) совершение государственной измены или иного тяжкого преступления;
2) задержание на месте совершения преступления.
Депутат Палаты представителей, член Совета Республики не может быть подвергнут обыску, личному досмотру, за исключением случаев, предусмотренных законодательством. Уголовное дело в отношении их может быть возбуждено только Генеральным прокурором Республики Беларусь и может рассматриваться Верховным Судом Республики Беларусь. Неприкосновенность распространяется и на их жилище, служебное помещение, личное и служебное транспортное средство, переписку и др. В Республики Беларусь в отличие от других стран присяга депутатов не предусматривается.