Кафедра гражданского права и процесса. Введение

ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

Юридический факультет

Кафедра гражданского права и процесса

КУРСОВАЯ РАБОТА

Процедуры банкротства по ФЗ «о несостоятельности (банкротстве) от 26 октября 2002 года.

Выполнила: студентка 2-го к. 9 гр. Ковыршина Е. Ю.

Научный руководитель:

Доцент Сафронова Т.Н.

Воронеж

СОДЕРЖАНИЕ:

ВВЕДЕНИЕ  
1. Наблюдение  
2. Финансовое оздоровление  
3. Внешнее управление  
4. Конкурсное производство  
5. Мировое соглашение  
ЗАКЛЮЧЕНИЕ  
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ  

ВВЕДЕНИЕ

Законодательство о несостоятельности (банкротстве) – одна из составных частей правового регулирования гражданского оборота и обеспечения его нормального функционирования.

Истоки его зарождения можно найти уже в древнем законодательстве России. Начальный этап связан с Русской правдой, Псковской судной грамотой, Судебниками 1497 года и 1550 года, Банкротским уставом 1740 года и другими памятниками российского права.

В советский период дореволюционное уголовное законодательство не было востребовано, связанные с банкротством составы преступлений не вышли в УК РСФСР 1922 года и 1926 года. Зато получило развитие гражданское законодательство, регулируемые рассматриваемые отношения. было намечено современное направление развития законодательства о несостоятельности: приоритет в защите общего хозяйственного результата, в сохранении предприятия перед интересами отдельных кредиторов.

Переход страны к рыночной экономике и развитие предпринимательской деятельности потребовали качественно новой нормативно-правовой основы несостоятельности.

Возродившееся в России законодательство о несостоятельности (банкротстве) в целом было мобильным, оперативно развивающимся. Оно восприняло традицию англосаксонской правовой системы, где банкротство понимается как синоним несостоятельности, отказалось от дореволюционного опыта, включило это производство в компетенцию арбитражных судов, сохранив явно карательный характер.

Совместные усилия юристов и экономистов, ученых и политиков, направленные на адекватное урегулирование современных реалий общественно-экономического развития нашей страны, на обеспечение равной охраны имущественных прав, как кредиторов, так и самого должника, на оздоровление экономики, завершилось принятием Государственной Думой 1 июля 2002 года нового Закона и одобрением его Советом Федерации 10 июля 2002 года. 25 июля 2002 года Президент РФ отклонил направленный ему на подписание закон и в ответном письме Государственной Думе сделал 8 предложений, в которых сгруппированы 29 поправок к 16 статьям текста. После доработки, с учетом предложений Президента РФ, Федеральный Закон «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (далее ФЗ) был принят и в основном вступил в силу со 2 декабря 2002 года.

Новый Федеральный закон понимает под несостоятельностью (банкротством) признанную арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей (ст. 2 ФЗ).

Процедуры банкротства могут быть применены как к юридическим лицам (кроме казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций), так и к физическим, в том числе к индивидуальным предпринимателям. Новеллой является введение процедур банкротства для отдельных категорий должников – юридических лиц: финансовых организаций, стратегических предприятий и организаций, субъектов естественных монополий.

И хотя закон – несомненный шаг вперед, как отмечают специалисты, имеет целый ряд пробелов и внутренних противоречий, которые не могут быть устранены на уровне подзаконных актов и практики.

Актуальность и значимость темы настоящей курсовой работы обусловлена рядом причин.

Во-первых, институт банкротства один из важнейших в гражданском законодательстве. Его значение заключается в том, что неплатежеспособные субъекты (в случае их ликвидации) исключаются из гражданского оборота. В настоящее время в российской экономике ключевой проблемой является кризис неплатежей, и добрую половину российских предприятий следовало уже давно объявить банкротами, а полученные средства перераспределить в пользу эффективных производств, что несомненно бы способствовало оздоровлению российского рынка.

Во-вторых, в свете этого исследование института банкротства приобретает особенную окраску, поскольку одним из факторов стабильности общества является высокая правовая культура его членов.

В настоящей курсовой работе делается попытка на основе действующих нормативных документов, сложившейся арбитражной практики, мнений ведущих юристов и иных материалов, проанализировать действующее законодательство о несостоятельности (банкротстве).

Цель исследования – рассмотрение основных положений процедур банкротства (наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение).

Для выполнения работы изучен широкий круг источников: законодательные акты, нормативные документы, судебная практика, методические рекомендации, статьи известных специалистов в периодических изданиях.


1. Наблюдение.

Следует отметить, что самый первый закон о банкротстве – Закон «О несостоятельности (банкротстве) предприятий» от 19 ноября 1992 года №3929-I – даже не содержал такой процедуры, как наблюдение. Однако впоследствии эта процедура была введена Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 года № 6-ФЗ (далее закон о банкротстве 1998 года).

В соответствии со ст. 2 ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года № 127-ФЗ (далее Закон) под наблюдением понимается процедура банкротства, применяемая к должнику в целях обеспечения сохранности имущества должника, проведения анализа финансового состояния должника, составления реестра требований кредиторов и проведения первого собрания кредиторов.

Наблюдение вводится по результатам рассмотрения арбитражным судом обоснованности требований заявителя к должнику или с даты принятия арбитражным судом заявления должника (ст., ст. 48, 62 ФЗ). Однако законом установлен ряд случаев, когда в отношении должника наблюдение как процедура банкротства не применяется. Такое возможно, например, в случае банкротства финансовых организаций (ст. 182 Закона) или отсутствующего должника (ст. 228 Закона).

Пункт 1 ст. 7 Закона предоставляет право обращения в арбитражный суд должнику, конкурсному кредитору и уполномоченным органам. Под конкурсными кредиторами понимаются кредиторы по денежным обязательствам, за исключением уполномоченных органов, граждан, перед которыми должник несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, морального вреда, имеет обязательства по выплате вознаграждения по авторским договорам, а также учредителей (участников) должника по обязательствам, вытекающим из такого участия. При этом под денежными обязательствами понимается обязанность должника уплатить кредитору определенную денежную сумму по гражданско-правовой сделке и (или) иному предусмотренному Гражданским кодексом Российской Федерации основанию.

Под уполномоченными органами Закон понимает федеральные органы исполнительной власти, уполномоченные Президентом РФ представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования об уплате обязательных платежей и требования Российской Федерации по денежным обязательствам, а также органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, уполномоченные представлять в деле о банкротстве и в процедурах банкротства требования по денежным обязательствам соответственно субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2003 года № 100 «Об уполномоченном органе в делах о банкротстве и в процедурах банкротства и регулирующем органе, осуществляющем контроль за саморегулируемыми организациями арбитражных управляющих» выполнять эти функции уполномочена Федеральная служба России по финансовому оздоровлению и банкротству (ФСФО).

Требования уполномоченных органов об уплате обязательных платежей принимаются во внимание для возбуждения дела о банкротстве, если они подтверждены решением налогового, таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника. Право на обращение в арбитражный суд по обязательным платежам возникает у уполномоченного органа и, соответственно, у ФСФО, по истечении тридцати дней с даты принятия вышеуказанного решения.[1]

В соответствии с ч.4 ст. 39 и ст. 40 Закона заявление о признании должника банкротом подается в арбитражный суд по месту нахождения должника. Заявление кредитора подается в письменной форме и подписывается его руководителем. В заявлении, помимо наименования и адресов арбитражного суда, кредитора и должника, должны быть обязательно указаны:

размер требований кредитора к должнику с указанием размера подлежащих уплате процентов и неустоек (штрафов, пеней);

обязательство, из которого возникло требование должника перед кредитором, а также срок исполнения такого обязательства;

вступившее в законную силу решение суда, рассматривавшего требования кредитора к должнику;

доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику;

доказательства оснований возникновения задолженности (счета-фактуры, товарно-транспортные накладные и иные документы);

наименование и адрес саморегулируемой организации, из членов которой должен быть утвержден арбитражный управляющий, и размер его вознаграждения;

перечень прилагаемых к заявлению документов.

Кроме документов, предусмотренных ст. 126 АПК РФ, к заявлению кредитора прилагаются документы, подтверждающие:

обязательства должника перед конкурсными кредиторами, а также наличие и размер задолженности по указанным обстоятельствам;

доказательства оснований возникновения задолженности;

иные обстоятельства, на которых основывается заявления кредитора.

К заявлению кредитора обязательно прикладываются вступившие в законную силу решения арбитражного суда, третейского суда, рассматривавших требования конкурсного кредитора к должнику, а также доказательства направления (предъявления к исполнению) исполнительного документа в службу судебных приставов и его копии должнику. К заявлению уполномоченного органа по обязательным платежам прикладывается решение налогового органа или таможенного органа о взыскании задолженности за счет имущества должника.

Таким образом, подготовив заявление кредитора и уплатив государственную пошлину в размере одной тысячи рублей, можно направлять заявление в арбитражный суд для возбуждения дела о банкротстве должника.

Судья арбитражного суда принимает заявление о признании должника банкротом и не позднее пяти дней с даты поступления в суд выносит определение о его приеме.

Как правило, наблюдение вводится по результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику. Исключение составляют случаи, когда в соответствии с п. 2 ст. 62 Закона к должнику должна применяться иная процедура банкротства.

Судебное заседание по проверке обоснованности требований заявителя к должнику проводится не менее чем через пятнадцать дней и не более чем через тридцать дней с даты вынесения определения о принятии заявления о признании должника банкротом. Что может случиться в этот промежуток от двадцати до тридцати пяти дней? Должник до признания его банкротом и введения процедуры наблюдения может попытаться вывести свои активы на третьих лиц. Несомненно, кредиторы, через арбитражного управляющего или самостоятельно, вправе оспорить в судебном порядке действительность этих сделок. Но как быть с институтом добросовестного приобретателя? Конституционный Суд РФ постановлением от 21 апреля 2003 № 6-П уже высказал свое мнение в отношении добросовестного приобретения имущества физическими лицами. Данное постановление на основании ст. 6 ГК РФ (аналогия закона) вполне может быть применено и правоотношениям, возникающим между юридическими лицами.[2]

Судья может отказать в принятии заявления по следующим основаниям:

требования к должнику – юридическому лицу в совокупности составляют менее ста тысяч рублей 9п. 2 ст. 33 Закона). Следует помнить, что конкурсные кредиторы вправе объединить свои требования к должнику и обратиться в суд с одним заявлением кредитора. Такое заявление подписывается всеми конкурсными кредиторами, объединившими свои требования;

заявление подается в отношении должника, против которого арбитражным судом уже возбуждено дело о банкротстве и введена одна из процедур банкротства.

Ст. 43 Закона предусматривает еще одно условие: «… наличие оснований для отказа в принятии заявления, предусмотренных Арбитражным процессуальным кодексом Российской Федерации». Учитывая, что институт отказа в приеме заявления исключен из АПК РФ, данное положение Закона применению не подлежит.

Кредитор, направляющий в арбитражный суд заявление о признании должника банкротом, также должен помнить, что в случае нарушения им формы и содержания заявления (ст. ст. 37-41 закона) оно будет возвращено судом.

Несколько слов следует сказать о банкротстве юридических лиц, находящихся в процессе ликвидации. Основание и сроки обращения должника в арбитражный суд с соответствующим заявлением установлены п. 4 ст. 61 ГК РФ и ст. 9 Закона. Должник обязан обратиться в арбитражный суд с заявление, если при проведении ликвидации юридического лица установлена невозможность удовлетворить требования кредиторов в полном объеме.

По результатам рассмотрения обоснованности требований заявителя к должнику арбитражный суд выносит одно из следующих определений:

о признании требований заявителя обоснованными и введении наблюдения;

об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения;

об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве.

Определение об отказе во введении наблюдения и об оставлении заявления без рассмотрения выносится в случае признания требований заявителя необоснованными, а также при наличии заявлений иных кредиторов о признании должника банкротом. Арбитражный суд объединяет указанные заявления и назначает дату нового судебного заседания по проверке обоснованности требований всех заявителей в порядке, предусмотренном ст. 48 Закона.

В данном случае арбитражный управляющий утверждается судом из числа членов саморегулируемой организации, заявленной тем конкурсным кредитором или уполномоченным органом, требования которого будут признаны обоснованными первыми.

Определение об отказе во введении наблюдения и о прекращении производства по делу о банкротстве выносится арбитражным судом при условии отсутствия иных заявлений кредиторов о признании должника банкротом в случае признания требований кредитора необоснованными или если на дату заседания арбитражного суда требование кредитора удовлетворено должником.

Определение о введении наблюдения за должником выносится в случае, если требование заявителя обоснованно и не удовлетворено должником на дату заседания суда. Требования иных заявителей, поступившие в суд, рассматриваются в порядке, предусмотренном ст. 71 Закона.

Введение судом наблюдения в отношении должника не означает прекращения его деятельности и последующей ликвидации юридического лица. Это лишь тревожный звонок о необходимости принять активные меры, чтобы вывести предприятие из сложившейся ситуации.

На предприятии появляется «наблюдатель» − временный управляющий, права и обязанности которого определены в ст.ст. 66 и 67 Закона. органы управления должника обязаны предоставлять ему любую информацию, касающуюся деятельности должника.

Руководить текущей деятельностью предприятия продолжает единоличный исполнительный орган юридического лица. Однако в случае нарушения руководителем должника требований, установленных гл.IV Закона, он может быть отстранен от должности определением суда по ходатайству временного управляющего.

С даты вынесения арбитражным судом определения о введении наблюдения требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением установленного АПК РФ порядка предъявления требований к должнику. Кроме того, по ходатайству кредитора приостанавливается производство по делам, связанным с взысканием с должника денежных средств. Кредитор в этом случае вправе предъявить свои требования к должнику в порядке, установленном ст. 71 закона.

Введение наблюдения приводит также к следующим последствиям:

приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, в том числе снимаются аресты на имущество должника и иные ограничения в части распоряжения имуществом должника, наложенные в ходе исполнительного производства;

запрещаются удовлетворение требований учредителя (участника) должника выделе доли (пая) в имущества должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая);

запрещается выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам;

не допускается прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования.

В связи с введением в отношении должника наблюдения Закон устанавливает ряд ограничений на осуществление органами управления своих полномочий. Это связано с необходимостью обеспечить сохранность имущества должника. Так, органы управления должника могут совершать исключительно с письменного согласия временного управляющего сделки или несколько взаимосвязанных между собой сделок, относящихся:

к приобретению, отчуждению или возможности отчуждения прямо или косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на дату введения наблюдения;

к получению и выдаче займов (кредитов), выдаче поручительств и гарантий, уступке прав требования, переводу долга, а также к учреждению доверительного управления имуществом должника.

Однако несмотря на ряд ограничений прав юридического лица, оно продолжает свою финансово-хозяйственную деятельность. Временный управляющий, не вмешиваясь в производственный процесс, на основе анализа финансового состояния должника, в том числе результатов инвентаризации имущества должника, определяет стоимость принадлежащего должнику имущества для покрытия судебных расходов, расходов на выплату вознаграждения арбитражным управляющим, готовит предложения о возможности или невозможности восстановления платежеспособности должника, обоснование целесообразности введения последующих процедур банкротства.

В целях принятия решения о введении последующих процедур банкротства, образования комитета кредиторов, определения требований к арбитражным управляющим и выбора реестродержателя временный управляющий обязан провести первое собрание кредиторов. Оно должно состояться не позднее чем за десять дней до окончания наблюдения.

Для участия в первом заседании кредиторы вправе в течение тридцати дней с даты опубликования сообщения о введении наблюдения предъявить свои требования к должнику. Указанные требования направляются также в арбитражный суд и временному управляющему. В отличие от Закона о банкротстве 1998 года указанные требования включаются в реестр требований кредиторов только на основании соответствующего определения арбитражного суда.

Определив дату проведения первого собрания кредиторов, временный управляющий уведомляет об этом выявленных конкурсных кредиторов, уполномоченные органы, представителя работников должника и иных лиц, имеющих право на участие в указанном собрании.[3]

Главная цель проведения собрания – принятие решения о применении процедур банкротства, которое носит для арбитражного суда рекомендательный характер.

В период наблюдения арбитражному суду и кредиторам предоставляется возможность тщательно подготовиться к разбирательству дела, рассмотреть спорные требования, установить истинный размер требований кредиторов и тем самым определить задолженность еще до судебного разбирательства. Таким образом, перед вынесением решения арбитражный суд и каждый участник процесса могут иметь определенное представление о финансовом состоянии должника.


2. Финансовое оздоровление.

Одним из новшеств ФЗ 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» является введение новой процедуры несостоятельности – финансового оздоровления.

В соответствии со ст. 2 Закона финансовое оздоровление – это процедура банкротства, применяемая к должнику в целях восстановления его платежеспособности и погашения задолженности в соответствии с графиком погашения задолженности.

Оно представляет собой новую реабилитационную процедуру, которая предусматривает возможность для должника, в отношении которого возбуждено дело о несостоятельности, получить отсрочку уплаты долгов на срок до двух лет при условии предоставления гарантий кредиторам. Эти гарантии реализуются путем использования способов обеспечения исполнения обязательств – института гражданского законодательства. Таким образом, если не удается восстановить платежеспособность должника в процессе финансового оздоровления, требования кредиторов могут быть удовлетворены за счет предоставленного обеспечения.[4]

Финансовое оздоровление имеет общие черты с такими процедурами банкротства, как внешнее управление и мировое соглашение. Эти черты носят родовой характер и сводятся к тому, что все указанные процедуры представляют собой альтернативу конкурсному производству, переход к которому фактически означает предрешенность судьбы должника и нацеленность кредиторов на его ликвидацию. В случае же финансового оздоровления, внешнего управления и мирового соглашения должник продолжает существовать, так как кредиторы надеются рано или поздно удовлетворить свои требования к нему, пусть и в измененном виде. В этом смысле описываемые процедуры, как альтернатива конкурсному производству, основаны на идее общего соглашения, кредиторов между собой и с должником.[5]

Однако, имея сходство на родовом уровне, финансовое оздоровление различается с мировым соглашением и внешним управлением на видовом уровне. Его необходимо рассматривать как разновидность соглашения кредиторов между собой и с должником, представляющее собой самостоятельную процедуру банкротства.

Финансовое оздоровление вводится после окончания процедуры наблюдения определением арбитражного суда. Максимальный срок финансового оздоровления составляет два года (п. 6 ст. 80 Закона). По общему правилу, определение о введении финансового оздоровления выносится на основании соответствующего решения собрания кредиторов (п. 1 ст. 80 Закона). Однако из этого правила есть исключения, т. е. в некоторых случаях финансовое оздоровление может быть введено без такого согласия.

Во-первых, исключение составляют ситуации, когда первое собрание кредиторов не приняло решение о применении одной из процедур банкротства. В этом случае, согласно п.2 ст. 75 Закона, арбитражный суд откладывает рассмотрение дела в пределах установленного ст. 51 Закона срока (семь месяцев с даты поступления заявления о признании должника банкротом в арбитражный суд) и обязывает кредиторов принять соответствующее решение к установленному арбитражным судом сроку. Однако при отсутствии возможности отложить рассмотрение дела на указанный срок арбитражный суд вправе вынести определение о введении финансового оздоровления. Необходимыми условиями для этого являются следующие обстоятельства: а) наличие соответствующего ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника - унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц; б) предоставление обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Размер обеспечения должен превышать размер обязательств должника, включенных в реестр требований кредиторов на дату судебного заседания не менее чем на 20 %.

Во-вторых, иногда суд может принять решение о введении финансового оздоровления вопреки решению собрания кредиторов. Так, согласно п. 3 ст. 75 Закона, если первым собранием кредиторов принято решение об обращении в арбитражный суд с ходатайством о введении внешнего управления или о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, арбитражный суд может вынести определение о введении финансового оздоровления при следующих условиях: а) предоставлении ходатайства учредителей (участников) должника, собственника имущества должника − унитарного предприятия, уполномоченного государственного органа, а также третьего лица или третьих лиц; б) предоставлении банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения обязательств должника в соответствии с графиком погашения задолженности. Как и первом случае, размер обеспечения (сумма банковской гарантии) должен составлять не менее 120 % от размера обязательств должника.

Законом регламентируется перечень лиц, имеющих право обратиться к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления. Этими лицами являются: а) должник (на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия; б) учредители (участники) должника или орган, уполномоченный собственником имущества должника – унитарного предприятия; в) третье лицо или третьи лица.

Обращение должника. Должник вправе обратиться с ходатайством о введении процедуры финансового оздоровления только к собранию кредиторов. Его обращение к арбитражному суду Законом не предусмотрено. Предоставление должником обеспечения исполнения своих обязательств по графику погашения задолженности при направлении ходатайства не является обязательным.

В соответствии с п. 1 ст. 76 Закона должник обращается к собранию кредиторов «на основании решения своих учредителей (участников), органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия».

Обращение учредителей (участников) должника или органа, уполномоченного собственником имущества должника – унитарного предприятия. Особенностью обращения учредителей (участников) к собранию кредиторов является то, что оно должно быть совместным. Обращение отдельных учредителей, а также их групп Законом не предусматривается.

Порядок направления ходатайства учредителей (участников) должника или собственника имущества должника – унитарного предприятия о введении финансового оздоровления регулируется ст. 77 Закона. В ней установлено, что решение об обращении к первому собранию кредиторов с ходатайством о введении финансового оздоровления принимается на общем собрании большинством голосов учредителей (участников) должника, принявших участие в указанном собрании, или органом, уполномоченным собственником имущества должника – унитарного предприятия.

Ходатайство о введении финансового оздоровления может быть направлено собранию кредиторов также третьим лицом или третьими лицами. При подаче такого ходатайства предоставление обеспечения является обязательным.

Ключевым документом на стадии финансового оздоровления является график погашения задолженности. В соответствии с п.2 ст. 84 Закона график погашения задолженности с даты утверждения его судом создает одностороннее обязательство должника погасить свою задолженность перед кредиторами в указанные в данном графике сроки.

С графиком погашения задолженности тесно связан другой документ – план финансового оздоровления, предусматривающий способы получения должником средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов. В соответствии с п. 1 ст. 84 Закона план финансового оздоровления готовится учредителями (участниками) должника или собственником имущества должника – унитарного предприятия и утверждается собранием кредиторов.[6]

Общие требования к графику погашения задолженности, согласно ст. 84 Закона, таковы:

а) график должен предусматривать погашение всех требований, включенных в реестр требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления, а также погашение требований кредиторов первой и второй очереди не позднее чем через шесть месяцев с даты введения финансового оздоровления;

б) график погашения задолженности по обязательным платежам, взимаемым в соответствии с законодательством о налогах и сборах, устанавливается в соответствии с требованиями законодательства о налогах и сборах;

в) графиком погашения задолженности должно быть предусмотрено пропорциональное погашение требований кредиторов в очередности, установленной ст. 134 Закона.

Иные условия графика определяются по соглашению между кредиторами и должником.

В соответствии с п. 8 ст. 231 Закона требование о пропорциональном удовлетворении требований кредиторов, введенное п. 4 ст. 84 Закона, до внесения соответствующих изменений в законодательство о налогах и сборах и (или) бюджетное законодательство распространяется только на требования конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по денежным обязательствам.

Когда процедура финансового оздоровления вводится по инициативе суда, график погашения задолженности имеет некоторые особенности. В частности, он должен предусматривать начало погашения задолженности не позднее чем через месяц после вынесения арбитражным судом определения о введении финансового оздоровления и погашение требований кредиторов ежемесячно, пропорционально, равными долями в течение года с даты начала удовлетворения требований кредиторов (п. 2, 3 ст. 75 Закона). К упомянутым графикам также применяются общие требования ст. 84 Закона о погашении всех требований, включенных в реестр требований кредиторов требований кредиторов, не позднее чем за месяц до даты окончания срока финансового оздоровления; о шестимесячном сроке погашения задолженности кредиторов первой и второй очередей; о пропорциональном погашении требований кредиторов в установленной законом очередности. В отношении этих графиков действует и п. 8 ст. 231 Закона о распространении правила о пропорциональности удовлетворения требований только на конкурсных кредиторов и уполномоченных органов по денежным обязательствам. В Законе не определено, кто составляет график погашения задолженности. Но учитывая тесную связь с планом финансового оздоровления, который готовится учредителями (участниками) должника или собственником имущества должника –унитарного предприятия, представляется, что график разрабатывают те же лица.

В соответствии с п. 2 ст. 12 Закона утверждение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности отнесено к исключительной компетенции собрания кредиторов. График погашения задолженности подписывается лицом, уполномоченным на это учредителями (участниками) должника, собственником имущества должника – унитарного предприятия, и подлежит утверждению арбитражным судом.

Согласно п. 5 ст. 84 Закона, должник вправе досрочно исполнить график погашения задолженности. Такое положение соответствует общему принципу возможности досрочного исполнения обязательств должником (ст. 315 ГК РФ). Однако в предпринимательских отношениях действует иная презумпция – досрочное исполнение обязательства допускается только в случаях, предусмотренных законом, иными правовыми актами, условиями обязательства, либо вытекает из обычаев делового оборота или существа обязательства. В данном случае норму п. 5 ст. 84 Закона следует рассматривать как закон, разрешающий досрочное исполнение обязательства.[7]

Последствия введения финансового оздоровления определяются в ст. 81 Закона и могут быть классифицированы на два вида: меры по защите должника от кредиторов и меры по защите кредиторов.

К первому виду относятся следующие:

1) требования кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, срок исполнения которых наступил на дату введения финансового оздоровления, могут быть предъявлены к должнику только с соблюдением порядка предъявления требований к должнику, установленного настоящим Федеральным законом;

2) отменяются ранее принятые меры по обеспечению требований кредиторов;

3) аресты на имущество должника и иные ограничения должника в части распоряжения принадлежащим ему имуществом могут быть наложены исключительно в рамках процесса о банкротстве;

4) приостанавливается исполнение исполнительных документов по имущественным взысканиям, за исключением исполнения исполнительных документов, выданных на основании вступивших в законную силу до даты введения финансового оздоровления решений о взыскании задолженности по заработной плате, выплате вознаграждений по авторским договорам, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о возмещении вреда, причиненного жизни или здоровью, и возмещении морального вреда;

5) не начисляются неустойки (штрафы, пени), подлежащие уплате проценты и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, возникших до даты введения финансового оздоровления. Указанные санкции подлежат погашению в соответствии с графиком погашения задолженности после удовлетворения всех остальных требований кредиторов в размерах, существовавших на дату введения финансового оздоровления (п. 3 ст. 81 Закона).

Последствия второго вида таковы:

1) начисление процентов в размере ставки рефинансирования на дату введения финансового оздоровления на сумму требований кредиторов по денежным обязательствам и об уплате обязательных платежей, подлежащих удовлетворению в соответствии с графиком погашения задолженности;

2) ограничение правоспособности должника. Оно связано с ограничениями полномочий органов управления должника при совершении сделок. При этом сделки, при совершении которых вводятся ограничения, могут быть разделены на три следующих вида:

а) сделки, совершение которых запрещается. К этой категории относятся: удовлетворение требований учредителя (участника) должника о выделе доли (пая) в имуществе должника в связи с выходом из состава его учредителей (участников), выкуп должником размещенных акций или выплата действительной стоимости доли (пая); выплата дивидендов и иных платежей по эмиссионным ценным бумагам; прекращение денежных обязательств должника путем зачета встречного однородного требования, если при этом нарушается очередность удовлетворения требований кредиторов (п. 1 ст. 81 Закона)

нарушение правил Закона о запрете на совершение указанных сделок влечет их недействительность (ничтожность), поскольку законом не установлено иное (ст. 168 ГК РФ);

б) сделки, совершаемые должником с согласия кредиторов (комитета кредиторов) (п. 3 ст. 82 Закона). Это сделки с заинтересованностью, сделки связанные с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, балансовая стоимость которого составляет более пяти процентов балансовой стоимости активов должника на последнюю отчетную дату, предшествующую дате заключения сделки; сделки, влекущие за собой выдачу займов (кредитов), выдачу поручительств и гарантий, а также учреждение доверительного управления имуществом должника; сделки, влекущие за собой возникновение новых обязательств должника, в случае если размер денежных обязательств должника, возникших после введения финансового оздоровления, составляет более двадцати процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов.

Кроме того, должник вправе принимать решение о реорганизации только с согласия собрания кредиторов (комитета кредиторов) и лица или лиц, предоставивших обеспечение.

в) сделки, совершаемые должником с согласия административного управляющего (п. 4 ст. 82 Закона). Это сделки, которые: влекут за собой увеличение кредиторской задолженности должника более чем на пять процентов суммы требований кредиторов, включенных в реестр требований кредиторов на дату введения финансового оздоровления; связаны с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения прямо либо косвенно имущества должника, за исключением реализации имущества должника, являющегося готовой продукцией (работами, услугами), изготовляемой или реализуемой должником в процессе обычной хозяйственной деятельности; влекут за собой уступку прав требований, перевод долга; влекут за собой получение займов (кредитов).

Сделки, совершенные должником с нарушением требований о получении согласия кредиторов и административного управляющего, являются оспоримыми (п. 5 ст. 82 Закона). Требования о признании таких сделок недействительными предъявляются в суд административным управляющим (п.4 ст. 83 Закона), внешним управляющим (п. 1 ст. 99 Закона), конкурсным управляющим (п.3 ст. 129 Закона).

Еще одним последствием введения финансового оздоровления является то, что в процессе о несостоятельности появляется фигура административного управляющего, который следит за ходом финансового оздоровления, в том числе контролирует своевременность исполнения должником требований кредиторов, выполнение плана финансового оздоровления и графика погашения задолженности.

Права и обязанности административного управляющего регламентированы ст. 83 закона.

Одним из последствий введения финансового оздоровления является возможность отстранения руководителя должника от должности, осуществляемая арбитражным судом на основании ходатайства собрания кредиторов, административного управляющего или предоставивших обеспечение лиц. Основанием служит ненадлежащее исполнение руководителем должника плана финансового оздоровления или совершения действий, нарушающих права и законные интересы кредиторов и (или) предоставивших обеспечение лиц. (п. 2 ст. 82 Закона).

В Законе подробно регламентированы процедуры, связанные с окончанием финансового оздоровления.

Не позднее чем за месяц до истечения срока финансового оздоровления должник обязан представить административному управляющему отчет о результатах проведения финансового оздоровления. К отчету прилагаются баланс должника на последнюю отчетную дату, отчет о прибылях и убытках должника и документы, подтверждающие погашение требований кредиторов.

По результатам рассмотрения отчета административный управляющий составляет заключение о выполнении плана финансового оздоровления, графика погашения задолженности и об удовлетворении требований кредиторов. Заключение рассматривается в судебном заседании. В месте с заключением рассматриваются жалобы кредиторов на действия должника и административного управляющего. По итогам заседания суд принимает один из следующих судебных актов: определение о прекращении производства по делу о банкротстве (если непогашенная задолженность отсутствует и жалобы кредиторов признаны необоснованными); определение о введении внешнего управления (при наличии возможности восстановить платежеспособность должника); решение о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства (при отсутствии оснований для введения внешнего управления и при наличии признаков банкротства).

В целом нормы Закона, посвященные финансовому оздоровлению, оставляют двойственное впечатление. С одной стороны, можно только приветствовать появление еще одной процедуры несостоятельности, альтернативной ликвидации должника в ходе конкурсного производства. С другой – качество нормативного материала представляется крайне низким. Ряд положений Закона не поддается однозначному толкованию, некоторые нормы не имеют практического применения.[8]



Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: