Система жанров в драматургии Лопе де Вега. Конфликт чести в пьесе “Звезда Севильи”

(Из лекции Ганина)

Система жанров в творчестве Лопе де Вега

1.Историческая драма, хроника (прошлое Испании, становление испанской государственности, борьба с маврами, «Граф Фернан Гонсалес», история других государств «Великий князь Московский» о Лжедмитрии, который у него идеализирован, т.к. стремился превратить русских в католиков)

1. Комедия

А) придворная (местные действия в других странах, главные герои – аристократы, тема – сплошные любовные отношения между властителями и приближёнными. «Собака на сене»)

Б) Комедия плаща и шпаги (главные герои – дворяне, а события происходят в Испании. Все в конце соединяются. Хорошо разработана интрига, усложнение действия, нет психологической глубины)

1.Драма чести (зародилась в Испании. Главное – стойкость, мужество, отсюда «мачо», честь как соединении чистоты крови и личных качеств, 3 основных персонажа: протагонист, антагонист и женский персонаж.

О нравственности короля Лопе де Вега рассуждает в трагедии 1623 г. "Звезда Севильи". Конфликт в произведении разворачивается между королем, который презирает человеческое достоинство, и старой Испанией, сохраняет традиции и живет по законам высокой чести.

Краткое содержание:

Действие происходит в XIII веке, во времена короля Кастилии Санчо IV. Король влюбляется в красавицу Эстрелью, сестру Бусто Таберы, члена городского совета Севильи. После неудачных попыток соблазнить ее, он тайно проникает в ее дом, подкупив рабыню, но в темноте наталкивается на Бусто, настроенного против его сближения с сестрой. Воспользовавшись темнотой, Бусто притворяется, что не узнал короля, и вступает с ним в поединок на кинжалах; повелитель спасается бегством. Стремясь отомстить Бусто, он призывает к себе молодого дворянина Санчо де Лас Роэлас и спрашивает его, согласен ли он убить человека, оскорбившего его государя. Получив утвердительный ответ, он дает Санчо записку с именем обидчика и уходит. Санчо с ужасом видит в ней имя Бусто, ближайшего своего друга, к тому же он обручен с Эстрельей, в которую страстно влюблен. Но воля короля — закон, и вдобавок еще Санчо связал себя словом. После долгих колебаний между чувством долга по отношению к королю и чувством верности к другу, делает выбор в пользу закона и убивает Бусто в поединке. Только после того, как он предстает перед судом по обвинению в убийстве и все из того же чувства долга отказывается назвать мотив своего поступка, чем фактически выносит себе смертный приговор. Тогда король, которого мучат угрызения совести, объявляет сам, что он виновник случившегося, приказывает освободить Санчо и хочет обвенчать его с Эстрельей. Честь кавалера восстановлена, но тень покойного Бусто навеки разделяет влюбленных: Санчо Ортис отправляется искать достойную смерть в войне с маврами, Эстрелла уходит в монастырь. В заключение король созывает горожан и объявляет им, что, с поскольку король может волею своей спасать ростки и завязь обновленной жизни, залоги благ грядущих поколений, когда ему открыта эта жизнь, когда в его руках народа сердце, когда его доверьем он силен»,— он решает учредить совет из «лучших граждан» Севильи и Кастилии для того, чтобы иметь возможность слышать из их уст «голос всего народа, народной совести и правды». В ответ ему раздаются возгласы: «Умрем мы за тебя!.. Восходит солнце правды над Кастильей!»

Драматическую коллизию, возникающую из страсти короля к прекрасной

Эстрелье, Лопе де Вега вставил в рамки столкновения деспотической власти с

муниципальной демократией, придав тем самым индивидуальным конфликтам драмы

широкую социально-политическую обобщенность.

В "Звезде Севильи", таким образом, разрабатывается ряд сложных в идейном и психологическом отношении проблем. Проблемы эти находят свое отображение и в тех внутренних, идейных и нравственных конфликтах у основных персонажей драмы, которыми движется ее действие. У Бусто Табера эти конфликты выражаются в столкновении высокого понимания сана государя с низменным злоупотреблением этим саном в действительности - злоупотреблением, приводящим к оскорблению его личной и семейной чести. Санчо Ортис переживает конфликт между своей преданностью королю, дружескими чувствами к Бусто и любовью к Эстрелье. В душе Эстрельи идет борьба между любовью к Санчо, как к жениху, и ненавистью к нему, как к убийце ее брата. На фоне этих глубоких психологических конфликтов "Звезда Севильи" рисует образ короля в крайне невыгодном свете. Санчо IV предстает здесь как король-деспот, приносящий в жертву своей прихоти жизнь, честь и доброе имя своих подданных, как король-тиран, способный на незаконное, прикрываемое мнимым "государственным

интересом" убийство. Его фаворит дон Ариас представляет собой еще более отрицательную в моральном отношении фигуру льстеца, надменного временщика и

лукавого раба, подчиняющего своим преступным внушениям волю короля.

"Звезда Севильи" остается в испанской литературе XVII века едва ли не

самым ярким обличением существовавшего социально-политического режима и

одним из самых глубоких анализов природы абсолютистского деспотизма. Этот

"урок королям" занимает особое место в литературных трактовках

государственно-этических проблем эпохи своим смелым противопоставлением

человеческих прав и гуманистического толкования политической справедливости

абсолютистскому понятию о власти.

Чрезвычайно выразительны в начале пьесы слова Бусто о короле: «Ему лишь честь и совесть наши неподвластны». Однако, когда Санчо хочет сказать о короле что-то дурное, Бусто перебивает его: «Король есть король, и потому надо молчать и терпеть». Он не решается поднять руку на короля, когда тот обесчестил его дом. Так же и Санчо совершает преступление и разрушает свое счастье лишь потому, что такова воля короля. Устами положительных персонажей Лопе де Вега провозглашает недопустимость критики поступков короля, хотя своими художественными образами он сам осуществляет жесточайшую критику их. В финале все трудности разрешаются тем, что король совершает политический акт, имеющий для страны благодетельные последствия. По мысли Лопе де Веги, действия короля-правителя покрывают пороки короля-человека.

Лопе де Вега отдает дань не только характерной для испанского абсолютизма идее «неподсудности» королевской особы, но и некоторым типично дворянским воззрениям, в частности принципу чести в его сословном понимании.

5 Теория остроумия. Поэзия Гонгоры. Гонгоризм и консептизм.

Бальтазар Грасиан (1601-1658)- Консептизм. был не только практиком, но и теоретиком нового стиля. В его трактате "Остроумие, или Искусство изощренного ума" излагается теория остроумия (новаторская задача выработать правила для тонкого ума), в значительной мере повлиявшая на формирование консептизма в литературе испанского барокко. Грасиан обращает внимание на то, что древние мыслители разработали теорию мышления (логику) и теорию красноречия (риторику), но теории остроумия до сих пор нет. Подобно логике остроумие пользуется понятиями, которые вырабатываются разумом, но подобно искусству остроумие пользуется сближением далеких понятий, непосредственно, без всякого логического обоснования сопоставляя их и таким образом открывая истину. В трактате Грасиан рассматривает виды и приемы "простого" и "сложного" остроумия: каламбуры, загадки, намеки, параболы, притчи и мн. др. Суть эстетического манифеста - Грасиан по сути дела спорит с Аристотелем и предлагает новую эстетическую теорию: доминирующим началом в искусстве является не дискурсивное (т. е. рассудительное, рассуждающее), а ассоциативное. Художественное произведение не подчиняется правилам логики, но вместе с тем не является и "безумным". Эстетическим "регулятором" в произведении является, по мысли Грасиана, вкус (gusto), чувство меры и чутье художника. Это было новым шагом в развитии мировой эстетической мысли. Пытался сформировать идеал добродетели и морали. Идеал носит аристократич хар-р. Основа всего-острая мцысль,служит глав орудием познания. Остроумие-проявление красоты в разнообразии. В основе остроумия диссонанс. Элементы:скорость,ум,мастерство,талант,рассудок,объективн мир. Назидательный момент-необходимость вывести и внушить истину.

Луис де Гонгора -и-Арготе (1561-1627) испан XVII века. "Гонгоризм" -его индивидуальный поэтический стиль и одновременно обозначающего мощное стилевое течение в испанской литературе. "Ясный стиль" до1610 и "темный стиль"(поэмы одиночества): Культизм (от исп. cultos — обработанный, возделанный) был рассчитан на восприятие избранными, тонко образованными людьми. Не принимая реальность, противопоставляя ей совершенный и прекрасный мир искусства, язык прежде всего как средство неприятия безобразной действительности. перегружая произведения необычными и сложными метафорами, неологизмами (в основном латинского происхождения), сложными синтаксическими конструкциями. Изысканно темный и напыщенный слог.

Г. отказывался от ренессансных принципов доступности поэзии и ориентировал её на «аристократию духа» («gente culta»), утверждая вместе с тем «культ чистой формы», принципиальную бессюжетность и нарочитую усложнённость поэтического языка. Ис-во должно служить немногим избранным. В сонете "розе"о мимолетности красоты. Контраст между жизнью и смертью.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: