Комедия Мольера «Тартюф»: историческое значение темы лицемерия, принцип создания характера Тартюфа, влияние классической поэтики на художественную форму произведения

Ни одна комедия Мольера не принесла ему столько страданий, но и такого непреходящего успеха. Пять лет драматург вел борьбу за ее постановку, исправлял текст, смягчая критическую направленность комедии. Мольер направил свой удар на тайную религиозную организацию «Общество святых даров», которое занималось слежкой за неблагонамеренными согражданами и вероотступниками. Убирая конкретные намеки на деятельность «Общества святых даров», он достиг большего, показав, как религиозный фанатизм калечит души верующих. «Тартюф» в итоге стал притчей о том, что истовая набожность лишает человека здравого ума. Оргон до встречи с Тартюфом был заботливым отцом семейства, но ханжа и лицемер загипнотизировал его показной аскезой так, что благородный дворянин готов отдать мошеннику все, чем владеет.

Имя Тартюфа вошло в историю, как нарицательное. В нем крупным планом показано лицемерие

Но чтобы комедия дошла до зрителя, Мольеру пришлось бороться с могущественными церковными властями пять лет. Тартюфа М облачил в светские одежды, а название изменил на «Обманщик», но и так все узнали Тартюфа. Запрет на произведение нанес удар по мольеровскому репертуару.

Тартюф. Лицемер. И здесь Мольеру неважно, дворянин это или буржуа. Нам неизвестна та среда, в которой приобрел эту черту. Существенна сама его страсть – лицемерие, психологическая черта, а не социальный фон. Это образ кристалльно чистый, выведенный из исторической среды. Мольер стремится создать чистое отвлеченное сценическое пространство и время. Это стремление к абстракции, характерное для классицистов, и это стремление сказывается еще сильнее в характерах. Мольер, типизируя образ, не может не придать герою и индивидуальных черт. Индивидуальная особенность Тартюфа заключается в том, что он носитель лицемерия. Он нагл, упрям. Это как человек. А как тип – воплощает то, что Мольер хочет в нем выразить, - сгущенное лицемерие. Одним из способов обрисовки такого образа является окружение героя. Он возникает из этого окружения. Тартюф же вообще обрисовывается окружающими. Оргон им восхищен. О нем рассказывает Дорина. Это окружение Тартюфа искусственно. Рукой Мольера с дороги главного героя убраны все препятствия. Обратная сторона беспредельной наглости и лицемерия Тартюфа – беспредельная доверчивость Оргона, его преданность Тартюфу. Второй способ достижения абстракции Мольером – гипербола. Он штрихами вводит эту гиперболу. Надо, чтобы гиперболизированная черта была правдивой, реальной, закреплялась в жестах, интонации, фразеологии, поведении, действительно характерных для человека, одержимого данной страстью. Тартюф абсолютен в своем мнимом благочестии: декольте Дорины прикрывает платком. Классицистический принцип характеристики Мольер доводит до последней степени законченности, превосходя в этом смысле самых ортодоксальных классицистов. Вообще принципы классицизма очень важны для него. Например, для него важно его тяготение к симметрии, к уравновешенности всех частей. У Мольера всегда действуют два героя, которые друг друга дополняют по методу контраста. В «Тартюфе» это наглый Тартюф и доверчивый Оргон

15. Творчество Ж. – Б Мольера

Мольера в истории литературы принято относить к числу представителей

классицизма.

Однако, подчиняясь основным законам поэтики классицизма, Мольер сумел

использовать все реалистические возможности, допустимые в рамках этого

направления, а в ряде случаев гениальный художник выходил из этих порой

стеснительных для него рамок и создавал подлинно реалистические

произведения и образы, сохраняющие своё значение и в наши дни.

Типичность образов, умение найти в персонажах своих произведений наиболее

существенные, социально обусловленные черты изображаемого им человеческого

характера - эта основная черта реализма с большой силой выступает во всех

лучших комедиях Мольера.

Своих «героев» Мольер окружает не вымышленной обстановкой, в какой

действуют герои классических трагедий, - он помещает их в типичную

жизненную среду, окружает типическими обстоятельствами. Чаще всего действие

его комедий развивается в буржуазной семье («Тартюф», «Скупой», «Мещанин во

дворянстве»). Отношения между главой дома и домочадцами, хозяевами и

слугами, родителями и детьми, особенности речи, склад мыслей, обычаи

французских буржуа того времени представлены в комедиях Мольера с верностью

и живостью.

В обличительном содержании комедий, в выборе положительных персонажей

отчётливо выступают демократические симпатии Мольера.

Оружие смеха Мольер использовал в целях острой социальной сатиры. Это

вело к предельному заострению создаваемых им образов, к гиперболизации,

т. е. усилению их ведущих черт (Гарпагон в комедии «Скупой», Тартюф в

одноимённой комедиями др.).

Резкое деление героев на положительных и отрицательных, введение

«резонёров», устами которых говорит сам автор, отчётливо выраженный

назидательный характер комедии также ограничивали реализм изображения.

В своем произведении «Мещанин во дворянстве» он создает образ мещанина Журдена, который во что бы то ни стало желает стать дворянином. Эта страсть захватывает все мысли героя, становясь навязчивой идеей и толкая его на смешные, неразумные поступки.

В основу сюжета Мольер положил общую тенденцию, все больше укоренявшуюся в обществе XVII века. Для этого времени было характерно разделение на «двор» и «город». Причем в «городе» постоянно наблюдалось тяготение ко «двору». Для того чтобы как можно больше приблизиться к тем, от кого их отделяло мещанское происхождение, мелкие буржуа покупали должности, земельные владения, старательно (порой до нелепости) овладевали всеми дворянскими манерами, языком, нравами, стилем одежды и многими другими особенностями жизни высшего света. Но, несмотря на все старания мещан, различия между ними и дворянством оставались значительными. Мольер в своей комедии стремился показать губительную власть «двора» над умами и поступками буржуазии. И в то же время его целью было лишить дворян этой власти, разоблачить, показать их истинную низкую сущность, мелочность их интересов, скрытую под маской благородства и изысканности, а следовательно, подчеркнуть необоснованность стремлений представителей мещанства во всем подражать высшему свету. Пагубное влияние подобных стремлений можно наиболее ярко проследить на образе главного героя комедии.

Вначале увлечение Журдена дворянством — просто невинная слабость. Но, по мере развития сюжета, она разрастается, достигая грандиозных размеров, выражаясь в немыслимых, почти маниакальных, поступках и суждениях. Для героя возможность приблизиться к знати — единственная цель, самое высшее счастье. Он старается достичь максимального сходства с представителями дворянства, и вся его жизнь уходит на то, чтобы абсолютно во всем подражать им.

Постепенно идея приобщиться к светскому обществу настолько захватывает Журдена, что у него исчезает всякое реальное представление о мире и жизни. Он совсем теряет рассудок, своими поступками нанося вред, в первую очередь, самому себе. В своем увлечении он доходит до совершенной душевной низости, начиная стыдиться своих близких, своих родителей. Он не обращает внимания на настоящие ценности, на истинные человеческие чувства.

Во времена, о которых пишет автор, контраст между дворянством и буржуазией проявлялся, в первую очередь, в высоком уровне дворянской культуры и низком уровне развития буржуазии. Однако в своей жажде подражания герой не видит этих явных различий. Он не сознает, насколько комично выглядят претензии на светское изящество и лоск, культуру и образованность, на фоне его грубости, невежества, вульгарности языка и манер. Он настолько захвачен своей идеей, что, ничуть не сомневаясь, соглашается на прохождение нелепого обряда посвящения в «мамамуши». И, более того, готов на самом деле поверить в свое превращение в некую знатную особу.
Мольер сделал немало открытий в области комедии. Всегда стремясь правдиво изображать действительность, он создавал в своих произведениях яркие типические характеры. Таким стал и его господин Журден. Изображая быт и нравы современного ему общества, отражая специфику социального строя, автор в такой своеобразной форме выражал свой протест, решительное требование социальной справедливости.

16Метафизическая поэзия и творчество Дж. Донна.

МЕТАФИЗИЧЕСКАЯ ШКОЛА- направление в английской поэзии 1-й пол. 17 в. (Дж. Донн, Дж. Херберт). «Метафизическую школу» отличает спиритуалистический характер, свойственный поэтике барокко, напряженное переживание миропознания, поэтическая медитация, усложненная форма - изощренные метафоры, символы, аллегории.
Основоположником явл Джон Донн (157301631) - родился в семье преуспевающего купца, старосты цеха торговцев скобяными товарами. Мать Донна была внучатой племянницей Томаса Мора, знаменитого гуманиста эпохи Возрождения, автора "Утопии". В семье будущий поэт получил строгое католическое воспитание. Потом он учился в Оксфорде и Кембридже....

Его последователи Герверт, Крэшо, Воэн, ориентировались на позднее творчество своего предшественника, усвоили его склонность к мистицизму, отвлечённым «метафизическим» рассуждениям изощрённому словесному орнаменту. Для метафизической поэзии характерно ощущение распавшегося мироздания и утраты цельности представления о нём. Как отмечал Донн, разум человека не в силах восстановить мироздание, но остаётся надежда на пытливый ум, ищущий и находящий необходимые (возможно, очень отдалённые) связи.
Основным понятием донновской эстетики был conceit — парадоксальное либо ироническое сопоставление крайне несхожих предметов с целью иллюстрации той или иной идеи (напр., тело возлюбленной сравнивается с картой Земли, отдаляющиеся друг от друга любовники — с ножками циркуля). В технике стиля использ осмысленно диссонанс и дисгармония(это подчёркивает характерное для авторов чувство смятения и растерянности). Поэзия «метафизиков» производило впечатление исключительной интеллектуальной сложности, предназначалась лишь для избранного круга читателей и была чужда общественной и гражданской проблематике. Его перу принадлежат сочин на богословские темы, стихотвор светского и религиозного содежр. Начав со стихотв жизнерадостного гедоничекого хар-ра, донн со временем всё более погружался в религиозное мироощущение, что означало отход поэта от традиций ренессансовкого гуманизмаю. (в поэме «путь души» он предаётся размышлениям о страданиях души в этом мире и радостях в мире ином) большой известностью пользовалась «анатомия мира» трактовавшая о бренности всего земного. В основе поэзии Донна наиболее полно воплотил в себе принцип «метафиз школы», в основе концепции лежит пространные и причудливые метафоры, которые нередко разрастаются в целую метафорическую систему, придававшую стихотвор замысловатый характер. Как мыслитель Донн уступает поэтам Возрожд. Он лишён того светлого взгляда на жизнь, присущий поэтам-гуманистам. Его мировоззрение носит дисгармонический, упадочный характер, что свидетельствует об ущербности поэзии «метафиз школы», вырастающее на почве общественной реакции. И только изредка в поэзии Д. проскальзывает простота и непосредственность.

Донн был всего на восемь лет моложе Шекспира, но он принадлежал уже к

иному поколению.

О себе же самом в одном из сонетов Донн сказал:

Я весь - боренье: на беду мою,

Непостоянство - постоянным стало..

Читателя, впервые обратившегося к "Песням и сонетам", сразу же поражает

необычайное многообразие настроений и ситуаций, воссозданных воображением

поэта. "Блоха", первое стихотворение цикла а изданий 1635 года, остроумно

переосмысляет распространенный в эротической поэзии XVI века мотив: поэт

завидует блохе, касающейся тела его возлюбленной. Донн же заставляет блоху

кусать не только девушку, но и героя, делая надоедливое насекомое символом

их плотского союза:

Взгляни и рассуди: вот блошка

Куснула, крови вылила немножко,

Сперва - моей, потом - твоей,

И наша кровь перемешалась в ней.

Уже стихотворение "С добрым утром" гораздо более серьезно по тону. Поэт

рассказывает в нем о том, как любящие, проснувшись на рассвете, осознают

силу чувства, которое создает для них особый мир, противостоящий всей

вселенной:

Очнулись наши души лишь теперь,

Очнулись - и застыли в ожиданье;

Любовь на ключ замкнула нашу дверь,

Каморку превращая в мирозданье.

Поэтическая манера Донна была настолько оригинальна, что читателю,

обращающемуся к его стихам после чтения старших елизаветинцев, может

показаться, что он попал в иной мир. Плавному, мелодично льющемуся стиху

елизаветинцев Донн противопоставил нервно-драматическое начало своей лирики.

Донн сознательно сделал метафоры важной частью своей поэтической техники.

Поражая читателей неожиданностью ассоциаций, они помогали поэту выразить

движение мысли, которая обыгрывала разного рода парадоксы и

противопоставления.

Как ножки циркуля, вдвойне

Мы нераздельны и едины:

Где б ни скитался я, ко мне

Ты тянешься из середины.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: