На голод обречен и на бесславье

Известно, что народ -- привычки раб,

Что голос разума пред нею слаб».

- нет нужды соблюдать границы суток (из закона «трёх единств» Вега следует только закону фабулы);

- перемешать трагическую речь с комической и повседневной (эффект реальности);

- женщины играют женщин, могут наряжаться в мужское платье при необходимости;

- простой язык (хотя соответствует положению человека в обществе, т.е. слуга не станет бросать «высокие слова»); отличительной чертой языка комедий Лопе является его простота, ясность и близость к обычной разговорной речи;

- одежда актёров должна быть правдоподобной;

- цель истинной комедии, как и всей прочей поэзии, Лопе видел в том, чтоб подражать действиям людей и рисовать нравы их века, в котором они жили;

- поэт в немногих словах формулировал основные законы драматургии. Он писал: «Заботьтесь о том только, чтобы сюжет ваш исчерпывался единым действием; заботьтесь, чтобы ваш вымысел отнюдь не обременялся эпизодами, т. е. вещами, отклоняющими от главного сюжета, и чтобы было нельзя отнять одну из частей без того, чтобы все здание не рушилось. Не беспокойтесь о том, чтобы в протяжении единого дня замкнулось все действие, хотя бы это нарушило мнение Аристотеля: ведь мы уже умалили авторитет его, перемешав сентенции трагедии с низкой комедией. Удовлетворимся тем, что ограничим ее временем, возможно более кратким, во всяком случае, чтобы поэт не сочинял по крайней мере повесть, в течение которой протекает несколько лет. Но в этом случае он в антрактах расположит промежутки времени; так он поступит и в случае, если кому-либо из его действующих лиц предстоит путешествие. Знаю, возмутят знатоков эти вольности. Что ж, пусть, оскорбленные этим, не ходят они смотреть наши пьесы»;

-стих должен подходить содержанию: децимы – жалобы, сонет – надежда, романс – повествование, терцины – высокие темы, родондильи – нежность и любовь (здесь аккуратнее, вдруг спросят, как вообще это выглядит и можете ли вы привести примеры…).

4. Жанровая природа пьесы Лопе де Вега “Овечий источник”.

Особую разновидность драм чести составляют крестьянские драмы чести, которые включают в себя и смерти, и оскорбления чести, и благополучный финал. Сам Лопе определял эти пьесы как трагикомедии. Самая знаменитая из такого рода драм — Фуэнте Овехуна («Овечий источник»), изображающая исторически засвидетельствованное крестьянское восстание в Фуэнте Овехуне — селении в провинции Кордова. Лопе изображает крестьян такими, какими его зрители хотели видеть крестьян в зеркале сцены: полными чувства собственного достоинства, духовно и интеллектуально равными горожанам и знати, а крестьянскую жизнь — как череду празднеств и приносящих благоденствие трудов. Крестьяне восстают на защиту своей чести от посягательств командора ордена Калатравы, в подчинении у которого находится село. Преследуя деревенских девушек своими домогательствами, командор посягает на основы социального порядка, цинично попирая кодекс чести: честью обладает каждый испанец-христианин. Драма только условно может быть отнесена к жанру комедии.

Овечий источник: явилась пламенным протестом не только против феодального гнета, но и против абсолютистко-деспотической государственности, которая в конечном счете представляла собой орудие того же феодального угнетения народных масс.

Особенности поэтики «Овечьего источника»: в основе реально-историч события - восстание 1476; имена Фердинандо Арагонского и Изабеллы Кастильской связаны с порой утверждения национального государства и обузданием феодальной монархии (которую представляет командор Гусман); понятие личной чести переходит в несословную, общечеловеческую; главное новаторство - особый гражданский пафос пьесы, порождаемый не отдельными персонажами, а коллективной массой; сочетание светской комической традиции (фарсов) с фольклорной традицией (символика, обряды, поверья и приметы, речь персонажей).

Орден Калатравы

католический военный орден, существовавший в XII — XIX веках, на территории Испании. Это первый католический орден на испанской земле, основанный цистерцианцами в Кастилии в 1157 и утверждённый папой Александром III в 1164. Орден был национализирован испанской короной и прекратил существование в 1838 году.

Духовно рыцарский орден Калатравы (Calatrava la Vieja) был основан в Испании 1158 году монахом Раймондом де Фетеро. Папа Римский Александр III в 1164 году утвердил устав ордена. Рыцарский орден получил свое название от завоеванной у арабов крепости Калатрава. Эта крепость в 1147 году была взята войсками Альфонса VII при поддержке тамплиеров, которые и остались ее защищать. Позже Санчо III Кастильский обещал крепость Калатраву тому, кто окажется в состоянии защитить ее. Два монаха, дон Раймонд и Диего Beласке с, взяли на себя эту задачу и основали для защиты крепости орден Калатравы. В 1195 году крепость была взята мусульманами, которые владели ею до 1212 года. Орден Калатравы быстро набирал силу. У него появились земли, пожалованные королями за военную помощь. Так орден стал обладателем 350 населенных пунктов, в которых проживало 200000 жителей. Отличительным знаком членов ордена стала белая и черная одежда с красным крестом. Несколько позже красный крест был заменен на голубой крест в форме лилии. Имея военную и финансовую независимость, орден играл в стране крупную политическую роль. Он вмешивался в вопросы замещения престола (феодальные смуты при Альфонсе X, Педро Жестоком, Хуане II, в начале правления Изабеллы). Также в самом ордене в период с XIV по XV век происходит внутренняя борьба за должность магистра. Победа абсолютизма в Испании привела к подчинению ордена. Так, в 1489 году с согласия Папы Римского королю Фердинанду V было разрешено стать великим магистром ордена. Подобно госпитальерам и тамплиерам, орден Калатравы сосредоточил в своих руках огромные богатства и владел обширными землями, однако не имел той же независимости. Звание гроссмейстеров ордена, начиная со времен Фердинанда и Изабеллы, всегда носили испанские короли. Со временем членство в ордене стало служить лишь подтверждением знатности рода, свидетельством храбрости. Орден прекратил существование в 1873 году.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: