Происхождение и общественная роль театра в Испании. Трактат Лопе де Вега “Новое искусство”

Испанцы создали театр для всех. Помещением для него служили задние дворы — коррали, специально оборудованные для театральных представлений. Основная часть зрителей располагалась стоя во дворе — патио, над которым амфитеатром возвышались ряды скамей. Окна домов служили ложами, где помещались кавалеры и дамы из высших слоев общества, а прямо перед сценой, была кастрюля — ложа бенуара, предназначенная исключительно для женщин из простонародья (в лекции нам говорили, что там просто сидели все женщины, так как не имели права сидеть рядом с мужчинами). Скудность постановочных средств возмещалась необыкновенным динамизмом действия, обилием музыки, пения, выходам шутов грасьозо, шумными, не всегда пристойными интермедиями, вставленными в антрактах между обязательными тремя действиями — хорондами. Хотя представления находились в ведении религиозных братств, пользовавшихся исключительным правом снимать дворы для этой цели и извлекавших из спектаклей большие доходы, главным театральным арбитром являлась все же публика партера, стоявшая на патио, плотной стеной окружавшая сцену и шумно выражавшая свое одобрение или недовольство. И духовенство, и сам король относились к публичным театрам весьма неприязненно, не без оснований усматривая в них очаги всяческих крамольных идей. Церковная цензура пристально следила за репертуаром и актерами, вырезая из пьес целые сцены, а порой запрещая их; при малейшем поводе закрывали театры вообще. Именно на этот народный театр и его демократического зрителя и ориентировался Лопе де Вега. Театр помогал сохранять достоинство, жить, бороться. Феодально-церковной, косной и лживой морали каждодневно противодействовала гуманистическая мораль – Владимир Николаевич (Ганин) ничего подобного не говорил, но интернет пестрит именно данным мнением.

Дополнения из лекции:

В конце 16 – нач.17 веков Испания переживала упадок: её погубило золото. Но при этом – расцвет испанского искусства, особенно театра. Среднестатистический испанец посещал театр около 150 раз в год.

Апрессадорес (точно не напишу, даже Википедия молчит) – «прессующие» - служители театра, которые уплотняли юбки дам, дабы места было больше. Зрители, по словам Владимира Николаевича, больше походили на футбольных болельщиков наших дней.

Декораций почти не было, но их заменяли шикарные костюмы, различные машины, на сцене могли появляться животные (кошки, собаки, лошади, верблюды), устраивались реальные казни прямо на сцене (случай, когда по действию должны были «отрубить голову» актёру, а вместо этого привели настоящего преступника, осужденного на смертную казнь и… зрители были в восторге). Женские роли играли женщины (вспоминаем Шекспира, у него все роли играли только мужчины).

Композиция спектакля:

- небольшое музыкальное вступление (зритель должен отреагировать, обратить внимание на сцену);

- лОа (актёр/актриса выходит на сцену, начинается маленькая перебранка со зрителями (выбирается «жертва из зала», после актёр благодарит и уходит); как понимаю – добить зрителя, он уже смотрит на сцену во все глаза).

- основная часть;

- конец (чаще всего – танец актёров, эм… мохи-ганга — балетная сценка в масках).
Спектакль шёл без антрактов, в него входило множество интермедий.

Интересная деталь (от Владимира Николаевича): человек, играющий злодея, в жизни воспринимался таким же злодеем, так что ему могли даже не продать что-либо, кричать «нехорошие» фразы в спину и побить. А вот герой на сцене воспринимался героем и в жизни.

Трактат. В основу новой комедии Лопе положены вкусовые пристрастия зрителя — толпы, простонародья, черни, тех, кто собирается, чтобы посмотреть карнавальное представление, образность которого Лопе широко использовал, стирая различия между знатью и чернью. Зритель Лопе требовал напряженно-развивающейся сценической интриги: драматург сводит число действий к 3. Толпу больше всего волновали две темы: тема любви и тема чести, вокруг которых и выстраивается театр Лопе. Не отвергая в принципе трагедии и комедии как жанров, Лопе превыше всего ставил трагикомедию, в которой, как в жизни, — трагическое и комическое перемешано. Сюжеты большинства трагикомедий почерпнуты из национальной истории.

Основным законом творчества Лопе считал "подражание природе", откуда исходило и требование правдоподобия в воссоздании жизни, нравов и обычаев, иными словами, требование реализма, хотя великий драматург утверждал и право художника изображать жизнь не только такой, какова она есть, но и такой, какова она должна быть. Из этих основных требований исходили и остальные его установки, вступающие в противоречие с общепринятыми тогда канонами классицистической эстетики. Так, из правила аристотелевских трех единств - времени, места и действия - он признавал лишь единство действия, интереса сюжетной линии, единство замысла. Далее, опять-таки ссылаясь на природу, которая, по словам Лопе, "тем для нас прекрасна, что крайности являет ежечасно", он требовал смешения "трагического с забавным", "высокого и смешного", считая - опять-таки вопреки классицистической поэтике - возможным выводить в комедии и королей и высокопоставленных особ. Речь шла и о демократизации языка - язык пьесы не должен отличаться от того, которым пользуются люди в повседневной жизни.

Свое "Новое искусство сочинять комедии в наше время" Лопе де Вега адресовал Мадридской академии, нисколько не смущаясь тем возмущением, которое оно вызовет среди ее членов, поскольку признавал право "толпы" учреждать законы сценического искусства. Ведь именно вкус народа, хоть и противоречит правилам, но соответствует законам природы. И сильный поддержкой этой "толпы", уверенный в своей правоте, Лопе решительно проводил свою реформу, утверждая ее на практике сотнями блестящих комедий.

Выделяю основные позиции (все должны были конспектировать, но мало ли…):

- Лопе писал ради денег, увы, поэтому главная задача произведения – понравиться публике (т.е. принести своему создателю хорошие деньги), ни о какой славе в будущем речи не было;

- смотрим выше. Вывод – можно и не опираться на традицию.

«А я себя на всю страну ославил,


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: