Заключение

«Черный принц», был опубликован в самый разгар застоя в
«Иностранной литературе» и стал, как сейчас выразились бы, одной из
культовых книг российской интеллигенции. Аромат тамошней жизни вкупе с метаниями своего брата интеллигента и острым любовно-криминальным
сюжетом сражали наповал. Интеллигентный человек, писатель, совесть, так сказать, нации, как выяснилось по прочтении романа Мердок, мог спать с
женой друга, без памяти влюбиться (и влюбить в себя) его дочь, не приехать на похороны собственной сестры, быть осужденным по ложному обвинению в убийстве, и при этом ни разу не задуматься о судьбах родины. Не знаю, увлекалась ли Мердок Набоковым, но некоторые параллели с романами последнего при чтении «Черного принца» неизбежно бросаются в глаза. Во-первых, конечно же, центральная тема - умный и тонкий человек, эскапист до мозга костей, больше всего на свете боящийся попасть в пошлую ситуацию и именно в нее неизменно попадающий. Во-вторых, сходство сюжета с изящной и имеющей парадоксальное решение шахматной задачей. В романе Мердок все закольцовано, все ружья стреляют в нужный момент, все концы сходятся с концами, все шекспировские реминисценции отработаны по полной программе (вы, конечно, уже угадали, о каком черном принце идет речь).

Список используемой литературы.
Основная литература:

1. «Готический» роман Айрис Мердок II Филологические науки.- М.,1999.- № З- с.42-51

2. Ивашева В. Английские диалоги. Этюды о современных писателях.- — М., 1971.
3.Ивашева В. От Сартра к Платону II Вопросы литературы.- — 1969.- № 11
4. Левидова И. Читал романы Айрис Мердок// Иностр. лит-ра. -— 1978.-№ 11.
5. Мердок А. Сочинения в 2-х тт. Т. 1. -— М., 2000.

Дополнительная литература:

6. Женнет Ж. Фигуры. В 2-х т. — М., 1998
7. Оппозиция «автор—рассказчик» в романах Айрис Мердок от первого лица //Вестник Литературного института им А.М. Горького -М., 1998, - с. 57-88.
8. Смирнова Н.Н. Теория автора как проблема //Литературоведение как проблема. - М., 2001.
9. Шекспировский идеал в романах А. Мердок //ХI Пуришевские чтения: Всемирная литература в контексте культуры. Сборник статей и материалов. Часть П. - М., 1999, -с.19-20.
Вопросы:

1. Чем отличается роман «Черный принц» от других романов А. Мердок?

2. Чем проза А. Мердок отличается от прозы других современных британских прозаиков?

3. Что побуждает героя-повествователя Брэдли Пирсона прибегать к иронии и полемическому тону?

4. Является ли роман А. Мердок психологическим?

5. Почему роман «Черный принц» стал одной из культовых книг российской интеллигенции?

Лекция №


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: