Вопросы к экзамену

1. Исторические корни культуры Возрождения. Хронологические рамки и периодизация этой эпохи, ее значение.

2. Особенности развития итальянской живописи периода треченто (проторенессанс). Джотто как реформатор итальянской живописи.

3. Живопись раннего Возрождения в Италии. Творчество Мазаччо.

4. Флорентийская живопись последней трети 15 века. Творчество С. Боттичелли.

5. Архитектура раннего Возрождения. Творчество Ф. Брунелески и Л.Б. Альбьерти.

6. Скульптура раннего Возрождения. Творчество Донателло.

7. Творчество Л. Гиберти и Я. делла Кверчи. А. Вероккио и последний этап развития скульптуры раннего Возрождения.

8. Архитектура Высокого Возрождения в Италии. Браманте.

9. Творчество Леонардо да Винчи.

10. Творчество Рафаэля.

11. Творчество Микеланджело (живопись).

12. Творчество Микеланджело (скульптура, архитектура).

13. Высокое Возрождение в Венеции. Творчество Джорджоне.

14. Творчество Тициана.

15. Последний этап венецианского Возрождения. Творчество П. Веронезе, Я. Тинторетто.

16. Нидерланды как один из очагов Возрождения в Северной Европе. Своеобразие нидерландского возрождения.

17. Творчество Яна ван Эйка, Рогира ван дер Вейдена, Иеронима Босха.

18. Позднее Возрождение в Нидерландах. Творчество Питера Брейгеля Старшего.

19. Искусство Возрождения в Германии. Альбрехт Дюрер – великий мастер немецкого Возрождения.

20. Творчество мастеров немецкого Возрождения М. Грюневальда, Л. Кранаха, Г. Гольбейна Младшего.

21. Искусство французского Возрождения XV – XVI в. Творчество Ж. Гужона, Ф. Клуэ. Школа Фонтенбло.

22. Семнадцатый век как новый этап исторического и культурного развития стран Западной Европы. Основные направления и школы в искусстве XVII века.

23. Творчество М. де Караваджо. Караваджо как реформатор европейской живописи, основоположник реализма XVII века.

24. Братья Караччи и болонская Академия.

25. Итальянское барокко. Творчество Дж.Л. Бернини.

26. Многогранное творчество П.П. Рубенса и его эволюция. Воздействие Рубенса на фламандскую и европейскую живопись.

27. Художники-современники Рубенса. А. ван Дейк и формирование принципов парадного портрета.

28. Я. Иорданс, А. Броувер и развитие крестьянского жанра. Ф. Снейдерс и специфика фламандского натюрморта.

29. Творчество Ф. Хальса и формирование голландской национальной школы.

30. Формирование и расцвет бытового жанра в Голландии. А. ван Остаде, Г. Терборх, П. де Хох, Вермеер ван Дельфт. Голландский пейзаж, натюрморт.

31. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна.

32. Предыстория испанской художественной культуры XVII века. Творчество Эль Греко.

33. Своеобразие испанской культуры XVII века. Творчество Д.С. Веласкеса.

34. Современники Веласкеса – Х. Рибера, Ф. Сурбаран, Б. Мурильо.

35. Особенности исторического развития Франции XVII века. Формирование классицизма как ведущего направления в искусстве Франции XVII века. Н. Пуссен – основоположник классицизма в живописи.

36. Творчество К. Лоррена. Французский караваджизм и развитие крестьянского жанра. Творчество братьев Ленен.

37. Живопись позднего барокко в Италии. Творчество Дж.Б. Тьеполо и Ф. Гварди.

38. Ватто и искусство Франции первой половины XVШ века.

39. Искусство рококо. Творчество Ф. Буше.

40. Искусство просвещения. Творчество Ж.Б. Шардена и Ж.Б. Греза.

41. Развитие бытового жанра в Англии XVШ века. Творчество У. Хогарта.

42. Влияние идей просветителей и пейзаж середины и второй половины XVШ века. Портрет во Франции. Творчество Ж.А. Гудона.

43. Английская школа портрета, творчество Дж. Рейнальдса, Т. Гейнсборо.

44. Формирование в искусстве тенденций, открывающих проблематику XIX века. Франсиско Гойя как один из первых художников нового времени.

45. Ж.Л. Давид и революционный классицизм во Франции.

46. Ж.Д. Энгр и формирование принципов академизма. Академизм как официальное направление в европейском искусстве XIX века.

47. Романтизм в европейской культуре первой половины XIX века. Творчество Т. Жерико.

48. Творчество Э. Делакруа.

49. О. Домье как зачинатель и крупнейший мастер критического реализма во Франции.

50. Творчество Г. Курбе и Ф. Милле.

51. Дж. Констебл и формирование специфики реалистического пейзажа первой половины XIX века.

52. Реалистический пейзаж во Франции. Т. Руссо и барбизонцы. К. Каро как создатель пейзажа настроения.

53. Искусство Франции 60-90-х годов XIX века. Эдуард Мане как зачинатель нового этапа в живописи Франции.

54. История возникновения группировки импрессионистов и их эстетическая платформа. Живописная система импрессионистов. Творчество К. Моне.

55. Творчество О. Ренуара.

56. Э. Дега и его особое место в группе импрессионистов.

57. Постимпрессионизм как переходный период между искусством XIX и начала XX века. Основная проблематика творчества П. Сезанна.

58. Творчество П. Гогена и В. Ван –Гога.

59. Европейская скульптура второй половины XIX века. Ф. Рюд. Творчество О. Родена, его влияние на развитие современной скульптуры.

60. XX век как новая эпоха в развитии и обострении противоречий капиталистического общества. Кризис буржуазной культуры, рост анархоиндивидуалистических тенденций. Модерн и символизм.

61. Матисс и ''дикие''. Эстетические позиции ''диких'', их бунт против дисциплин в искусстве. Творчество А. Матисса.

62. Формалистические течения в европейском искусстве кануна первой мировой войны. Основные принципы кубизма, футуризма, экспрессионизма.

63. Абстракционизм как ведущее формалистическое течение в искусстве XX века. Роль В. Кандинского, К. Малевича, П. Мондриана в формировании принципов абстрактного искусства.

64. Сюрреализм как одно из наиболее реакционных направлений в современном зарубежном искусстве. Поп-арт и оп-арт.

65. Ведущая роль графики в прогрессивном искусстве Европы XX века. Творчество К. Кольвиц, Ф. Мазереель и его влияние на прогрессивную графику Европы. Р. Кент.

66. Творчество П. Пикассо. Особое место Пикассо в искусстве XX века.

Планы семинарских занятий.

I семинар. Тема: Итальянская живопись конца ХШ – XV веков.

1. Исторические корни культуры Возрождения. Хронологические рамки и периодизация этой эпохи. Значение культуры и искусства Возрождения.

2. Особенности развития итальянской живописи периода Треченто (проторенессанс). Джотто как реформатор итальянской живописи.

3. Развитие итальянской живописи периода Кватроченто. Ведущая роль Флоренции. Мазаччо как основоположник живописи Раннего Возрождения.

4. Противоречивый характер флорентийского искусства последней трети XV века во Флоренции. Творчество Сандро Боттичелли.

Литература.

1. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства.

М., Изд. Ак. художеств СССР, 1968.

2. Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения.

М., Искусство, 1976.

3. Дворжак М. История итальянского искусства в эпоху Возрождения.

Том 1. М., Искусство, 1978.

4. Джотто. Альбом. Авт. сост. И. Данилова. М., 1970.

5. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. Том 3. М., 1962.

6. Дунаев Г.С. Сандро Боттичелли. М., Искусство, 1977.

7. Кустодиева Т.К. Сандро Боттичелли. М., Искусство, 1977.

8. Лазарев В.Н. Происхождение итальянского Возрождения.

т. 1. М., Изд. Ак. художеств СССР, 1956.

9. Лазарев В.Н. Старые итальянские мастера. М., Искусство, 1976.

10. Петрочук О. Сандро Боттичелли. М., Искусство, 1984.

11. Эрнст. Гомбрих. История искусства. М., 1998.

II семинар. Тема: Скульптура Италии XV – XVI веков.

1. Истоки и особенности истории развития скульптуры Италии эпохи Возрождения.

2. Скульптура раннего Возрождения во Франции и ее отличительные черты. Роль Донателло как главы нового реалистического направления.

3. Творчество Лоренцо Гиберти и Якопа делла Кверча.

4. Скульптура Флоренции второй половины XV века. Творчество Андрея Вероккио.

5. Скульптура Высокого Возрождения: Микеланджело – скульптор.

Литература.

1. Андросов С.А Андреа Вероккио. Л., 1984.

2. М. Дворжак. История итальянского искусства в эпоху Возрождения.

т. 1-2. М., 1978.

3. Донателло. Альбом. М., Искусство, 1967.

4. Лазарев В.Н. Начало раннего Возрождения в итальянском искусстве.

М., 1979.

5. Либман М.Я. Донателло. М., 1962.

6. Ротенберг Е.И. Микеланджело Буонарроти. М., 1976.

7. Ю.Г. Шапиро. О.М. Персиянова. 50 кратких биографий мастеров

зарубежного искусства. Л., Искусство, 1971.

8. Либман М.Я. Якопо делла Кверча. М., 1960.

9. У. Балдини. Микеланджело – скульптор. М., 1979.

10.Эрнст Гомбрих. История искусства. М., 1998.

11. Х. Закс. Донателло. Изд-во Хенщель. Берлин. 1988.

Ш семинар. Тема: Возрождение в Венеции.

1. Своеобразие живописной школы Венеции. Раннее Возрождение в Венеции. Творчество Джованни Беллини.

2. Джорджоне и его роль в становлении Высокого Возрождения в Венеции.

3. Творчество Тициана.

4. Последний этап венецианского Возрождения. Творчество П. Веронезе. Творчество Я. Тинторетто.

Литература.

1. История искусств зарубежных стран. т. 11 М., Искусство, 1964.

2. Б. Виппер. Итальянский Ренессанс. т. 1-2 М., Искусство, 1977.

3. Д.Г. Шапиро. О.М. Персиянова. 50 кратких биографий мастеров

зарубежного искусства. Л., ''Советский художник'', 1968.

4. Всеобщая история искусств в 6-ти томах. т. 3. М., 1962.

5. Ю. Колпинский. Искусство Венеции. М., 1970.

6. В.Н. Лазарев. Старые итальянские мастера. М., 1972.

7. Л.А. Ефремов. Тициан. М., Искусство, 1977.

8. Белоусова Н.А. Джорджоне. М., 1982.

9. Смирнова И.А. Тициан. М., 1970.

10. Нессельштрице Ц.Г. Тинторетто.

11. Э. Гомбрих История искусства. М., 1998.

IV семинар. Тема: Возрождение в Нидерландах.

1. Нидерланды как один из очагов Возрождения в Северной Европе. Своеобразие нидерландского Возрождения.

2. Раннее Возрождение в Нидерландах. Творчество Губерта и Яна ван Эйков, Рогира ван дер Вейдена, Гуго ван дер Гуса.

3. Иероним Босх. Специфика и особенности его творчества.

4. Питер Брейгель Старший и новый подъем искусства Нидерландов в преддверии буржуазной революции.

Литература.

1. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства.

М., Изд-во Ак. художеств СССР, 1963.

2. Всеобщая история искусств. Под ред. Ю.Д. Колпинского и

И.Е. Ротенберга. т. 3. М., Искусство, 1963.

3. Гершензон-Чегодаева Н.М. Питер Брейгль. Искусство, 1983.

4. Егорова К.С. Ян ван Эйк. М., Искусство, 1965.

5. История искусств зарубежных стран. т. 2.

М., Изд-во Ак. художеств СССР, 1963.

6. Львов С.Л. Питер Брейгель. /серия ''Жизнь в искусстве''/.

М., Искусство, 1971.

7. Никулин Н. Золотой век нидерландской живописи. М., Искусство, 1981.

8. Фомин Г. Иероним Босх. М., Искусство, 1974.

9. Шрамкова Г. Искусство Возрождения. М., Искусство, 1977.

10. О. Бенеш. Искусство Северного Возрождения. М., Искусство, 1973.

V семинар. Тема: Фламандская живопись XVII века.

1. Основные черты развития искусства Фландрии 17 века. Сложение во Фландрии одного из вариантов европейского барокко. Реализм и жизненная сила фламандского искусства.

2. Творчество Питера Паула Рубенса. Эволюция и специфика изобразительного языка художника.

3. Антоние ван Дейк и формирование принципов парадного портрета.

4. Творчество Я. Иорданса. А. Броувер и развитие крестьянского жанра.

5. Ф. Снейдерс и специфика фламандского натюрморта.

Литература.

1.. Всеобщая история искусств. Под ред. Ю.Д. Колпинского и

И.Е. Ротенберга. т. 3. М., Искусство, 1963.

2. История искусств зарубежных стран. т. 3.

М., Изд-во Ак. художеств СССР, 1963.

3. Алпатов М.В. Этюды по истории западноевропейского искусства.

М., Изд-во Ак. художеств СССР, 1963.

4. И.Е. Прусс. Западноевропейское искусство 17 века. М., Искусство, 1979.

5. В.Н. Лазарев. Старые европейские мастера. М., Искусство.

6. Д.Г. Шапиро. О.М. Персиянова. 50 кратких биографий мастеров

зарубежного искусства. Л., ''Советский художник'', 1968.

7. Р. Авермат. Питер Пауль Рубенс. М., Искусство, 1977.

8. С. Морозова. Якоб Иорданс. М., Искусство, 1974.

9. Браун. Антоние ван Дейк. М., Искусство, 1989.

10. История искусств. Искусство 17 века. М., Искусство, 1988.

VI семинар. Тема: Испанское искусство XVII века.

1. Испанская художественная культура конца 16 – нач. 17 в. Творчество Эль Греко (1541-1614).

2. Общая характеристика испанской культуры XVII века.

3. Творчество Д. Веласкеса. Утверждение в картинах и портретах духовной красоты и достоинства простого человека. Веласкес-колорист. Эволюция творчества художника.

4. Творчество крупнейших современников Х. Риберы, Ф. Сурбарана, Б. Мурильс.

Литература.

1. История искусства зарубежных стран. т. 3. М., Искусство, 1964.

2. И.Прусс. Западноевропейское искусство XVII в. М., Искусство, 1974.

/Малая история искусств/.

3. Т.П. Знамеровская. Диего Веласкес. М., 1979.

4. Малицкая. Ф. Сурбаран. М., 1974.

5. Т.П. Знамеровская. Хусепе Рибера. М., Изобразительное искусство, 1981.

6. И.М. Левина. Искусство Испании XVI-XVII в. М., Искусство, 1965.

7. Кеменов. Картины Веласкеса. М., Искусство, 1968.

8. А. Якимович. Диего Веласкес. М., Искусство, 1990.

9. Каптерева. Эль Греко. М., 1965.

10. История искусств. Искусство 17 в. М., Искусство, 1988.

VII семинар. Тема: Французское искусство XVII в.

1. Общая характеристика французского искусства XVII в.

2. Демократические тенденции во французском искусстве XVII в. Развитие крестьянского жанра. Творчество братьев Ленен.

3. Французский караваджизм. Творчество Жоржа де Ла Тура.

4. Никола Пуссен – основоположник французского классицизма.

Литература.

1. Гликман. Никола Пуссен. М., 1964.

2. Золотов Ю. Жорж де Ла тур. М., 1979.

3. Катперева Т., Быков В. Искусство Франции XVII в. М., 1969.

4. Нересов Н. Ленен. М., 1966.

5. Присс Б. Западноевропейское искусство XVII в. М., 1978.

/Малая история искусств/.

6. Всеобщая история искусств. М., 1963. т. 4.

7. История искусства зарубежных стран 17-18 вв. М., 1988.

VIII семинар. Тема: Голландское искусство XVII в.

1. Общая характеристика голландского искусства XVII в.

2. Творчество Ф. Хальса и формирование голландской национальной школы.

3. Бытовой жанр в голландском искусстве XVII в. Творчество А. ван Остада, Яна Стена.

4. Творчество Рембрандта Харменса ван Рейна.

Литература.

1. Всеобщая история искусств. Т. 4, М., 1963.

2. История искусства зарубежных стран 17 – 18 вв. М., 1971.

3. Ротенберг Е. Голландское искусство 17 в. М., 1971.

4. Рембрандт Харменс ван Рейн. Картины художника в музеях

Советского Союза. Л., 1971.

5. Виппер Б. Становление реализма в голландской живописи XVII в. М., 1957.

6. Виппер Б. Очерки голландской живописи эпохи расцвета. М., 1962.

7. Фехмер Е. Голландская жанровая живопись XVII в. в собрании

Эрмитажа М., 1979.

IX семинар. Тема: Западноевропейское искусство XVIII века.

1. Общая характеристика изобразительного искусства XVIII века.

2. Французское искусство начала XVIII века. А. Ватто. Рококо во Франции.

3. Шарден и французское Просвещение.

4. Английское искусство XVIII в. Английская портретная живопись. Творчество У. Хогарта.

Литература.

1. Всеобщая история искусств. Т. 4, М., 1963.

2. Малая история искусств. Искусство 18 века. М., 1977.

3. Якимович. Шарден и французское Просвещение. М., 1986.

4. Герман М. Уильям Хогарт и его время. Л., 1977.

5. История искусства зарубежных стран 17 – 18 вв. М., 1988.

6. Лившиц Н., Зернов Б., Воронихина Л. Искусство 18 века. М., 1966.

7. Чегодаев А.Д. Антуан Ватто. М., 1963.

8. Герман М. А. Ватто. Л., Искусство, 1984. (ЖВИ).

9. Кроль Е.А. Уильям Хогарт. М., 1965.

X семинар. Тема: Западноевропейское искусство конца XVIII – первой половины XIX вв.

1. Ж.Д. Энгр и формирование принципов академизма. Академизм как официальное направление в европейском искусстве XIX века.

2. Романтизм в европейской культуре XIX века. Исторические корни и идейно-эстетическая программа романтизма.

3. Творчество Т. Жерико.

4. Делакруа – крупнейший мастер французского романтизма.

Литература.

1. История искусств зарубежных стран. Т.3 М., 1964.

2. О. Никитюк. Ф.Гойя. М., 1962.

3. Т. Седова. Франсиско Гойя. М., 1974.

4. Березина В. Энгр. М., 1977.

5. Энгр. Альбом. Л., 1967.

6. В. Прокофьев. Жерико. М., 1963.

7. Делакруа. Альбом. М., 1961.

8. Мургин.Т. Жерико. М., Изобразительного искусство, 1982.

9. И. Кожина. Романтическая битва. М., 1968.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: