ИК в системе рыночных отношений

Определяя знания, выступающие в форме интеллектуального капитала, как экономическое благо, необходимо проанализировать их функционирование в системе рыночных отношений и принципов: ограниченности (редкости) ресурсов, рыночного механизма, принципов убывающей предельной полезности и убывающей отдачи.

Знания оказывают влияние на характер принимаемых субъектом решений, поэтому стоимость (ценность) знаний определяется стоимостью решений (технических, социальных, поведенческих и др.), получаемых на их основе. Однако 1. знания требуют затрат на их получение. 2. для решения многих существующих проблем знания либо недостаточны, либо отсутствуют:

3. накопление знаний все более усиливает специализацию, обратной стороной которой является дефицит знаний 4. (ТСИ). 5. располагая знаниями, необходимо умение их применить.

Знания неотчуждаемы в прямом смысле слова. Они могут быть проданы неоднократно, так как в результате купли-продажи объем знания у продавца не уменьшается. Поэтому знания, как и любой другой производственный ресурс, являются объектом собственности. В силу своей внутренней природы знания передаются безвозвратно. Знания обладают высокой мобильностью, так как передача знаний, устным способом, а в настоящее время с использованием современных информационных технологий, осуществляется достаточно легко.

Купля-продажа информации и знаний в равной мере подчиняется действию законов спроса и предложения, подобно любому другому товару на рынке. В большинстве ситуаций повышение цен на интеллектуальные ресурсы ведет если не к отказу от потребления соответствующего вида ресурсов, то к замещению более качественных ресурсов менее качественными.

В процессе формирования и применения знаний обнаруживаются многочисленные внешние эффекты (экстерналии), связанные с интеллектуальными ресурсами, создающие выгоды для субъектов экономической деятельности. Выделяет рыночные эффекты, эффекты перелива знаний (внешние эффекты)

Эффекты перелива могут приобретать форму издержек или выгод, другими словами, отрицательных или положительных внешних эффектов. Переливы знания возникают при условии: (публикации инноватором результатов исследований и разработок;
обсуждения научных проблем; перехода исследователей и разработчиков в другие организации;
приглашение специалистов по срочным контрактам; вывода на рынок нового товара или услуги)

Издержки перелива знаний А.Жаффе видит в том, что знание, созданное одним агентом, может использоваться другим агентом без компенсации или с компенсацией, меньшей, чем стоимость знания.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: