Прогнозирование и регулирование социального развития в условиях рыночной экономики

Одна из главных проблем народнохозяйственного прогнозирования - разработка такой общей концепции социального развития, которая наряду с качественной содержательностью обладает достаточной количественной определенностью. Это означает, что подобная концепция должна включать в себя не только обоснование некоторой иерархической системы социальных установок, но и объемов материальных ресурсов, обеспечивающих их достижение. Наиболее освоенный аспект - это количественная характеристика различных сторон роста народного благосостояния: потребления, обеспеченности жильем, услугами здравоохранения, просвещения и т.д. Вместе с тем имеются стороны социальной жизни, представления о значимости которых еще только формируются, в связи с чем методические принципы социально обоснованных затрат пока отсутствуют. Здесь в первую очередь следует назвать такие аспекты социально-экономического развития, как изменение условий труда, сдвиги в соотношении внутренне содержательных и негативных сторон трудовых процессов; усилия по охране и улучшению среды обитания в самом широком смысле, включая природную среду, условия жизни в крупных городах, рекреационные возможности и т.д.

Созданию системы показателей, адекватно отражающих важнейшие проблемы социального развития в долгосрочной перспективе, препятствует исключительная ориентация, при измерении изменений в уровне жизни, на потоки, отражающие сумму потребленных благ, и отсутствие удовлетворительных подходов к изучению движения запасов всей совокупности наличных социально значимых благ.

Основные усилия сейчас направлены на совершенствование прогнозирования текущего потребления как главного на настоящем этапе элемента социальных целевых установок. В этой области в течение длительного времени применяется методология рационального потребительского бюджета. Развитие этой методологии идет в направлении учета реальных условий дифференциации доходов в будущем и в связи с этим использования не единственного бюджета, прелагаемого каждому члену общества независимо от его ожидаемых доходов, а некоторой системы бюджетов, предполагающей возможность обеспечения рационального образа жизни при различном уровне доходов. Такими могут быть:

рациональный потребительский бюджет социальных гарантий для нижних доходных групп населения;

бюджет достатка для групп со средними доходами;

специальный бюджет рационального потребления для тех, кто будет получать относительно высокие доходы.

Нормативным оценкам желательного уровня потребления, очевидно, должны соответствовать нормативные представления о распределении доходов, социально целесообразном соотношении уровня доходов отдельных доходных групп населения. В этом направлении, однако, нет необходимого научного продвижения.

3.1 Прогнозирование и планирование социального развития в условиях рынка

Получение результатов, о которых говорилось выше, может позволить создать на нормативной основе прогнозный баланс, характеризующий дифференциацию доходов и потребления населения в перспективе. Соединение такого рода построений с аналогичными балансовыми описаниями в отчетном периоде предполагает решение ряда методических вопросов, в частности совместимости отдельных рациональных нормативов.

Возможности их достижения по различным позициям неодинаковы. Прежде всего это объясняется различной исходной базой, сложившимися тенденциями спроса и производства. Очевидно, что одни показатели после выхода на намеченный целевой уровень будут продолжать расти, в то время, как другие еще не достигнут желаемой величины. Внесение коррективов в производство при этом неоправданно, поскольку отсутствуют аргументы, убеждающие в необходимости их совмещения в рамках одного бюджета.

Понятие рациональных нормативов требует дополнения их представлениями о рациональных расстояниях между моментами их реализации (шкалой здесь может быть душевой доход). В любом случае в каждом рациональном бюджете реализация намеченных показателей "в среднем" должна означать совмещение как достигнутых, так и еще не достигнутых, а также реализованных с превышением норм. В то же время система рациональных норм может участвовать в расчетах не как единое целое, а только как набор рассредоточенных по временной шкале и шкале роста производства относительно изолированных показателей.

При формировании долгосрочной социальной политики наряду с целевыми установками в области потребления существенное значение имеют задачи обеспечения населения жильем и услугами. В частности, цели жилищного строительства должны учитывать не только средние величины, но и корреспондирующий им (с учетом возможностей перераспределения жилья) нижний уровень обеспеченности. В известном смысле средние нормы должны быть производными от тех показателей, которые достигаются в границах нижнего интервала обеспеченности жильем. При этом особую роль должно играть развитие соответствующих статистических измерений, а также методов анализа распределения жилья, исследование динамических аспектов участия разных социальных и возрастных групп населения в использовании жилого фонда.

Относительно сложной проблемой остается анализ народнохозяйственной значимости отраслей непроизводственной сферы и выход отсюда на комплексные характеристики необходимых изменений в уровне и образе жизни населения в перспективе. Особенно это касается комплексных оценок необходимого прогресса в области здоровья населения, сдвигов в образовании и культуре. Народнохозяйственная трактовка результатов функционирования непроизводственных отраслей создает основу для появления некоторых общих критериев при обосновании величины расходов на развитие непроизводственной сферы.

Названные выше проблемы формирования социальных целевых установок связаны преимущественно с обоснованием показателей народного благосостояния для завершающего, достаточно отдаленного этапа долгосрочной перспективы. Траектория, по которой будет осуществлен переход от сегодняшнего уровня к намеченным целевым ориентирам, станет определяться возможностями повышения жизненного уровня населения на каждом интервале перспективного периода, а также тем, как процесс роста жизненного уровня населения сопрягается с решением других народнохозяйственных проблем, в частности, обеспечения сбалансированности экономики и повышения ее эффективности.

Народнохозяйственный эффект роста доходов и потребления не исчерпывается только социальным эффектом как таковым. Повышение благосостояния является составным элементом механизма экономического роста. В повышении благосостояния находят выражение процессы, которые порождены отдаленными во времени сдвигами в структуре экономики. Они имеют долгосрочные последствия, обладающие существенной автономией и инерционностью. К этим сдвигам относится распространение шаг за шагом на все отрасли народного хозяйства таких форм развития производства, которые предполагают постепенную техническую модернизацию, улучшение структуры выпускаемой продукции и одновременно с этим требуют роста квалификации работников, повышения оплаты их труда. Усложнение структуры экономики, ее перестройка вследствие исчерпания ресурсов экстенсивного роста и интенсификации производства повышают требования к увеличению доходов и ресурсов потребления.

Таким образом, в современной экономике всегда существует и даже в некоторые периоды усиливается тенденция "естественного" роста доходов. Она с разной настоятельностью проявляется в различных областях экономики и осложняется возникновением несоответствий в технических изменениях производства, росте квалификации работников и повышении их доходов. В связи с этим сумма народнохозяйственных требований к повышению уровня жизни зависит также от соотношения доходов занятых в разных отраслях экономики, уровня оплаты труда работников отдельных профессий, территориальных различий в доходах и потреблении. На решение проблем благосостояния (повышение заработной платы, предоставление жилья) в существенной мере влияет степень обеспеченности отдельных отраслей и производств рабочей силой, дефицит отдельных профессий, дифференциация условий труда по отраслям и территориям.

Наконец, мероприятия, выражающиеся в росте доходов работников, могут быть вызваны необходимостью уравновесить негативные явления: неудовлетворенность социально-бытовыми условиями, системой расселения, ухудшением природной среды и т.д. Хотя приращения благосостояния могут и не компенсировать в полной мере потерь, тем не менее в силу указанных выше особенностей измерения жизненного уровня названные положительные и отрицательные сдвиги в условиях жизни отражаются в используемых интегральных показателях не в виде сальдовой величины, а только как положительный прирост.

3.2 Основные задачи прогнозирования и планирования социального развития в переходный период в России

Результаты учета народнохозяйственных требований к росту благосостояния включают и собственно социальные компоненты, выражающие требование обеспечения соответствующих гарантий и складывающихся социальных стандартов. Утверждение общезначимых или относительно близких для разных групп населения стандартов благосостояния способствует реализации принципов социального равенства, предотвращению чрезмерных разрывов в основных показателях, характеризующих уровень жизни, между отдельными группами населения. Через возникновение социальных стандартов относительно предоставляемого жилья, набора потребляемых благ и услуг, их качества результаты усилий, направленных на создание предпосылок роста наиболее значимых с народнохозяйственных позиций отраслей и профессий, приводят в движение и остальные сферы экономики. Формирование определенных стандартов благосостояния (отмирание одних и появление новых, взаимная их ориентация для разных групп населения) является существенной частью того социального механизма, который приводит к общему смещению показателей уровня жизни в сторону их повышения.

Сказанное означает, что всякая активизация технических и структурных изменений вызывает повышение доходов тех групп населения, которые находятся в хозяйственном авангарде, но в конечном итоге через социальные механизмы приводит к общему повышению доходов и потребления. Отсюда также следует, что чем сильнее структурные сдвиги и благоприятнее условия для реализации тенденции к социальному равенству, тем больше нагрузка на потребительские ресурсы и выше вероятность возникновения явлений несбалансированности. Усиление несбалансированности доходов и потребления может быть не только следствием дефицита потребительских ресурсов, отставания соответствующих отраслей экономики, но и результатом совмещения условий структурной перестройки хозяйства и активизации социальной политики.

Еще один вывод касается дифференциации доходов. При данном объеме потребительских ресурсов всякие чрезмерные усилия по стимулированию верхних эшелонов экономики, несущих на себе главную нагрузку по техническому обновлению производства, могут нарушить социальное равновесие, выразиться в повышенной дифференциации доходов, социально не оправданных привилегиях. Наоборот, усилия, выражающиеся в чрезмерном выравнивании всех показателей благосостояния, ведут к ресурсным ограничениям (со стороны ресурсов потребления) для передовой части экономики, в результате чего возникает опасность замедления ее развития, возникновения задержек в научном и техническом росте. Очевидно, можно говорить об оптимальной дифференциации доходов и потребления, при которой бы не ущемлялось ни то, ни другое экономическое начало.

Наряду с политикой, направленной на выравнивание условий жизни отдельных социальных групп населения, активному распространению прогрессивных социальных стандартов может способствовать напряженность в обеспечении потребностей народного хозяйства трудовыми ресурсами. Усиление текучести рабочей силы в существенной мере связано с продвижением к новым потребительским ориентирам. Ускорение межотраслевого перемещения рабочей силы может достаточно сильно поколебать баланс в распределении потребительских ресурсов между подразделениями, относящимися к разному хозяйственному уровню, и вызвать отклонения от некоторых рациональных соотношений, характеризующих дифференциацию доходов и потребления.

Нарушение баланса в распределении потребительских благ, вызванное дефицитом рабочей силы и выражающееся в усилении ограничений по отношению к подразделениям, объективно относящимся к верхним хозяйственным уровням, вытекает из особенностей распределения производственных ресурсов. Замедленное техническое преобразование некоторых отраслей и сфер производства, задержка в перестройке приоритетов в их пользу, сохранение там трудоемкого производства, не обеспечиваемого полностью рабочей силой, через действие социальных механизмов оборачивается уже другого рода нарушениями - в сфере доходов и потребления. Таким образом, помимо названных особенностей нашей экономики и ряда других причин на определенное несоответствие между потребительским спросом и предложением может влиять медленная перестройка приоритетов в производственной сфере.

Один из выводов, которые следуют из сказанного, состоит в том, что переход к состоянию сбалансированности не может быть абсолютным критерием улучшения положения в экономике. Если исходить из необходимости ликвидации наиболее существенных негативных последствий несбалансированности в сфере доходов и потребления (а именно к ним относится возникновение несоответствия между народнохозяйственной значимостью отраслей и профессий и уровнем оплаты труда), то далеко не каждое мероприятие, способствующее повышению уровня сбалансированности, уменьшает одновременно основные последствия возникших диспропорций. В связи с этим особое значение имеет целенаправленная политика поддержания рациональных соотношений в заработной плате отдельных категорий работников, особенно в соотношении заработной платы занятых в сфере науки, просвещения, проектно-изыскательской деятельности, инженерно-технических работников и заработной платы других групп занятых в народном хозяйстве. То же самое можно сказать о формировании цен на потребительские товары, прежде всего на предметы длительного пользования, одним из определяющих принципов которого должна быть их доступность для основных категорий работников и в первую очередь для тех, вклад которых в качественные экономические приращения относительно велик. Главная задача поддержания сбалансированности - обеспечение обратной связи между потреблением и производством. Этой же цели могут служить мероприятия, нормализующие при определенных условиях потоки потребительских благ путем введения элементов рационирования и т.д.

Важным аспектом общеэкономических следствий увеличения народного благосостояния является взаимосвязь между повышением доходов и ростом уровня потребления. Дифференциации доходов должна соответствовать качественная дифференциация потребления, а их росту - отвечать эквивалентные сдвиги в его структуре (увеличение объема потребления в стоимостном выражении - безусловное проявление сдвигов в его структуре). Если имеет место положение, при котором доходы существенно дифференцированы, а потребление единообразно приспособлено к целям социальных гарантий, отсутствует достаточно разнообразный материал для его структурного усложнения, то экономическая действенность дифференциации доходов резко ослабляется. Если же мы имеем недостаточно явно выраженную межотраслевую и межпрофессиональную дифференциацию доходов и, кроме того, сталкиваемся с проблемами невозможности обеспечить эквивалентную дифференциацию потребления, то действенность дифференциации доходов ослабляется вдвойне. Следует подчеркнуть, что речь идет не просто о наполнении доходов, а об их эффективном наполнении, обеспечении непрерывного приращения дополнительного, структурного разнообразия потребления по мере роста доходов.

Приходится сталкиваться с двумя подходами в интерпретации взаимосвязи роста доходов и потребления.

Первый состоит в рассмотрении этой связи преимущественно с позиций повышения уровня сбалансированности в экономике. При таком подходе часто проявляется определенная односторонность, которая заключается в том, что любое увеличение ресурсов потребления рассматривается как благо, в том числе за счет предметов роскоши, искусственного создания новых потребительских стандартов в результате увеличения продажи импортных товаров и т.д. Этот подход может стать бессодержательным в социальном отношении, поскольку он не всегда ориентирован на социально значимые потребности. Кроме этого он недостаточно эффективным с хозяйственной точки зрения, так как во главу угла ставится задача заполнения разрыва между платежеспособным спросом и товарной массой наиболее доступным способом; проблема же обеспечения последовательных качественных приращений потребления для всех доходных групп здесь не стоит.

Второй подход состоит в утверждении необходимости обеспечения соответствия между доходами и рациональным потреблением. Он оправдан, если иметь в виду рациональный бюджет как отдаленный целевой ориентир, в известном смысле привносимый в экономику извне исходя из социальных соображений. Для формирования представлений о текущем взаимодействии доходов и потребления он не годится главным образом потому, что при этом подходе отсутствует обратная связь от потребления к производству. Рациональные нормативы устанавливаются за пределами производства и отражают в основном идеологию социальных гарантий. Рациональный потребительский бюджет может быть использован при прогнозировании развития на любом отрезке долгосрочной перспективы, но как некоторый достаточно внешний критерий по отношению к протекающим процессам. В продвижении к рациональному потреблению умозрительные принципы социальной целесообразности реализации доходов не всегда совпадают с реальными закономерностями эффективной реализации их для потребителя.

Очевидно, должна быть создана концепция, которая бы обосновывала принципы эффективного, полновесного наполнения рубля с учетом реальных закономерностей и тенденций. Речь идет о продуманной системе потребительских стимулов, о некоторой ступенчатой системе потребительских стандартов, которые бы служили ориентиром для роста потребления работника рыночного производства.

Если мы хотим опираться на трудовую активность работников, то должны смотреть на них как на активных потребителей. Если же они не воспитаны как активные потребители, имеющие потребительские ориентиры, то стимулы к повышению доходов, к активному труду ослабляются. К сожалению, в настоящее время ни экономическая наука, ни практика не сформировали представления о том, каким образом различия в доходах должны приобрести эквивалентное отражение в различиях потребления, каким путем, через какие потребительские цели должен осуществляться рост благосостояния в отдельных доходных группах. Очевидно, что здесь нужен научный поиск, обобщение нашего собственного и конструктивного опыта других промышленно развитых стран. Необходимы аргументы для иллюстрации, обоснования того, что рост благосостояния, рост потребления - это не просто увеличение результатов годового производства в расчете на душу, а процесс, развертывающийся во времени, имеющий свои этапы, свои опорные точки, свою логику.

Проблема потребительских ориентиров относится ко всем категориям жизненных благ - и к питанию, и к одежде, и к предметам длительного пользования, и к жилью. У нас в настоящее время питание в значительной степени исключено из категории благ, состав, структура которых создают стимулы для получения дополнительных доходов. Отсутствие дифференциации цен в зависимости от качества, особенности ассортимента создают отношение к основным продуктам питания преимущественно как к социально гарантированным благам.

Социальные гарантии по отношению к уровню потребления некоторых продуктов питания, безусловно, необходимы. Но это не означает, что продукты питания не должны быть составной частью того воспроизводственного механизма, который обеспечивает обратную связь потребления с производством. Стремление удовлетворить потребность всех в основных продуктах питания по достаточно высоким нормам не должно препятствовать тому, чтобы огромная категория материальных благ играла активную роль в развитии производства.

Другой полюс потребления - предметы длительного пользования. В этой области у нас сложились некоторые традиции, но перспективы их развития не очень ясны: значение имеет и расширение производственных возможностей, и политика цен. Для того чтобы широкий набор товаров длительного пользования входил в потребительские стандарты основных социальных групп населения и выполнял роль достаточно мощного потребительского стимула производственной активности, необходимо существенное увеличение выпуска этих товаров, повышение их качества и расширение ассортимента. Вместе с тем и при относительно ограниченном предложении этих товаров их доступность для важнейших категорий работников социалистического производства должна выступать при их реализации как первоочередное требование хозяйственной жизни.

К предметам длительного пользования вплотную примыкает жилье. Во всех промышленно развитых странах затраты на него составляют значительную часть бюджета и существенный элемент в формировании стимулов к активному труду. Расширение платности жилья - один из коренных способов решения проблемы товарно-денежной сбалансированности и одновременно усиления экономического эффекта роста благосостояния.

Поскольку продукты питания не формируют потребительские ориентиры, а для ускоренного развития производства товаров длительного пользования нужна мощная производственная база, большая "нагрузка" ложится на одежду. Роль ее в системе потребительских ориентиров становится чрезмерно высокой.

Очевидно, что процесс формирования потребительских предпочтений не должен идти самотеком, при разработке долгосрочного прогноза неизбежно возникает проблема не просто количественно определенной характеристики задач роста народного благосостояния. Они должны иметь не только социальную, но и экономическую направленность. Помимо социального эффекта во внимание необходимо принимать и экономический - обратное влияние роста доходов и потребления на производство.

Наиболее общий вывод из анализа проблем прогнозирования благосостояния как составной части народнохозяйственного прогнозирования состоит в том, что эффективность производства в долгосрочной перспективе во многом должна определяться не только тем, как сформулированы цели развития и показаны возможности воспроизводства обеспечивающих их ресурсов, но также и тем, как способ реализации этих целей будет взаимодействовать с общим процессом развития производства.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: