1. Место категории идеальное в системе философско-социологического знания.
2. Материальное и идеальное. Определение категории идеальное.
3. Единство гносеологического и онтологического аспектов категории идеальное.
4. Идеальное - идея - идеализация - идеал.
5. Категории идеальное и социальная деятельность.
Место категории идеальное в системе философско-социологического знания. Фундаментальное значение категории «идеальное» определяется основным вопросом философии. Его содержание выражается соотнесением категорий материи и сознания, материального и идеального, бытия и мышления. При этом конкретное содержание категорий материи и сознания, бытия и мышления определяется лишь в процессе решения основного вопроса философии и в рамках конкретного учения, принадлежащего к тому или иному направлению философской мысли.
Разумеется, некоторая общность содержания категории одного и того же наименования наличествует в разных философских направлениях. Но эта общность касается лишь наиболее абстрактных характеристик, которые сами по себе еще не выражают с достаточной определенностью содержания данной категории.
Категория «идеальное» выступает логически необходимым предикатом сознания. Определение сознания через эту категорию имеет глубокий смысл, так как концентрирует и развертывает в одной теоретической плоскости все те компоненты содержания категории сознание, которые выражают ее логическую противопоставленность категории «материя». Категория «идеальное» помогает осмыслить содержание категории сознание, на котором базируется описание, упорядочение и понимание феноменов духовного мира человека, взятых в их качественном отличии от всего, что есть объективная реальность. Содержание категории «идеальное» отражает также особый тип связи духовных феноменов с объектами материальной действительности, который качественно отличается от типов связей между материальными объектами.
Можно сказать, что содержание категории «сознание» обладает более широким и сложным диапазоном, чем содержание категории «идеальное». Смысловые «измерения» последней ориентированы главным образом на фиксацию специфики, уникальности явлений сознания, на то, что служит основанием для их противопоставления объективной реальности. Содержание категории «сознание», кроме этого, включает и ряд других смысловых «измерений», фиксирующих его общность с материальными процессами, его воплощенность в них или же образующих синкретизмы, в которых сливается идеальное с материальным. Такой синкретизм налицо в понятии «сознательная деятельность», охватывающем и практическую деятельность. На этом примере хорошо видно различие категорий «сознание» и «идеальное», несовпадение их логических функций. Вполне правомерно утверждать, что практическая деятельность есть сознательная деятельность. Но нельзя сказать, что практическая деятельность есть идеальная деятельность. Это — материальная деятельность. В данном примере между понятиями «сознание» и «материальная деятельность» нет логического противопоставления, которое непременно имеется между понятиями «материальная деятельность» и «идеальное».
Итак, категория «идеальное» не дублирует категорию сознание, ибо обладает своими специфическими логическими функциями и, как будет показано ниже, особыми мировоззренческими, теоретико-методологичесикми функциями. Близость содержания данных категорий не меняет сути дела: она определяет специфику отношений категорий «сознание» и «идеальное», но не означает, что одна из них может быть аннулирована.
Категория «идеальное» незаменима во всех тех философских контекстах, где сознание, духовное логически однозначно противопоставляются материальному. В определении основного вопроса философии сознание выступает именно в значении «идеальное». Эта логическая противопоставленность как раз и выражает суть основного вопроса философии.
Подчеркнем лишь, что если при разработке некоторых философско-социологических проблем категория «идеальное» «действует» лишь подспудно, то при исследовании их фундаментальных проблем (и большого числа частных проблем) нельзя надеяться на какое-либо продвижение без специального теоретического осмысления.
Поскольку содержание категории «идеальное» раскрывается лишь путем ее соотнесения с категорией «материальное», то этот вопрос должен быть рассмотрен в первую очередь.
Материальное и идеальное. Определение категории «идеальное». Противопоставленность категорий «материальное» и «идеальное» означает вместе с тем их взаимополагаемость. Последовательное решение основного вопроса философии требует признания первичности материи — материального, и вторичности сознания — идеального. Взаимополагаемость указанных категорий выступает как их взаиморазличие, что позволяет наряду с фиксацией необходимой связи между ними избежать смешения и выявить их относительную самостоятельность. Идеальное необходимо связано с материальным, но вряд ли допустимо утверждать, что материальное необходимо связано с идеальным. Уже в этом пункте обнаруживается четкое логическое различие, имеющее основополагающее значение. Идеальное способно превращаться в материальное и наоборот (например, в актах опредмечивания и распредмечивания).
От того, что идеальное необходимо связано с материальным и обусловлено им, оно не становится материальным, а если становится, то уже не является идеальным. Поэтому утверждение, что идеальное есть материальное (даже если его смысл в том, что идеальное есть свойство материального), является некорректным, ибо создает диффузию этих категорий.
Логическая противопоставленность материального идеальному (и наоборот) не является абсолютной, исключающей их взаимопереходы через посредствующие категориальные звенья. Последние позволяют теоретически выразить, например, единство материального и идеального в человеческой деятельности в проблеме «сознание и мозг», но это не снимает логической противопоставленности категорий «материальное» и «идеальное». Только в одном конкретном отношении такая противопоставленность носит абсолютный, а в другом - относительный характер. Если материальное есть объективная реальность, то идеальное не может быть ничем иным, как субъективной реальностью. Определение идеального в качестве субъективной реальности является исходным и должно сохранять свое значение во всех контекстах, где употребляется категория «идеальное». В противном случае категория «идеальное» утрачивает смысл.
Единство гносеологического и онтологического аспектов категории идеальное. Категория «идеальное» обладает как гносеологическим, так и онтологическим содержанием, характеризуется их единством. Разумеется, это единство допускает теоретическое вычленение и специальный анализ онтологического или гносеологического аспекта. Такое относительное вычленение необходимо в тех случаях, когда предметом философского исследования являются, например, формы и методы познания. Однако любое онтологическое утверждение о смысле и истинности познания предполагает рефлексию тех познавательных средств, с помощью которых оно сформулировано. В то же время любое гносеологическое утверждение необходимо включает онтологические предпосылки, которые должны быть выявлены, если мы хотим осмыслить гносеологические вопросы и продвинуться в их разработке.
Рассмотрим кратко эти аспекты категории «идеальное» с учетом их взаимообусловленности. Онтологический аспект фиксирует вопросы сущности, бытия, сущего, а гносеологический - вопросы отражения, познания. Анализ категории «идеальное» обнаруживает двухмерность каждого из выделяемых аспектов. В гносеологическом аспекте идеальное, субъективная реальность есть отражение объективной действительности, но вместе с тем и отражение, и проект самой себя. Сознание рефлексивно, оно включает самоотображение, непременно связанное с отражением внешнего объекта и весьма существенное для понимания этого отображения. Главное внимание исследователи зачастую концентрируют на способах и результатах отображения явлений объективной реальности, в то время как особенности и средства отображения явлений субъективной реальности остаются в тени.
В онтологическом плане субъективная реальность есть отражение объективной реальности - существующих определенных вещей, явлений, процессов вне нашего сознания; и вместе с тем субъективная реальность, будучи сознанием человека, есть реальность его внутреннего мира, которая существует для него столь же непреложно, как и все то, что существует вне его и независимо от его сознания.
Категория «идеальное» несет в себе единство всех указанных смысловых «измерений»: признаки, выражающие отражение и проектирование объективной и субъективной реальности, и признаки, выражающие сущность, бытие и развитие объективной и субъективной реальности. Каждое из четырех смысловых «измерений», хотя и раскрывается через остальные, представляет собой тем не менее особую область исследования проблемы «идеальное».
Категория «идеальное», обладая гносеологическим и онтологическим аспектами, сохраняет свою логическую противопоставленность категории «материальное» в обоих этих аспектах, а не только в гносеологическом. Цель противопоставления указанных категорий в онтологическом аспекте — выделить специфику субъективной реальности и поставить ее в фокус исследования как особый объект, отличный от объективной реальности. Но сохранение подобной логической противопоставленности, конечно, не означает, что идеальное пребывает где-то за пределами материального мира и есть нечто неположенное ему. Подтверждение тому — теснейшая связь материального и идеального.
Понимание идеального трактуется философско-социологическими школами по-разному:
в объективном идеализме идеальное, духовное есть изначальная и всеобъемлющая объективная реальность (материальное есть лишь инобытие духа);
в субъективном идеализме отрицается всякая объективная реальность (если его исходные посылки проводятся последовательно) и субъективная реальность утверждается в качестве единственной реальности вообще;
в дуализме признается существование двух изначальных объективных реальностей — духовной и материальной, которые способны взаимодействовать друг с другом, оставаясь принципиально независимыми по своей субстанциональной природе;
в вульгарном материализме (и его современных эквивалентах в виде, например, радикального физикализма «научных материалистов») отрицается субъективная реальность в ее специфическом качестве, отождествляется идеальное с материальным во всех отношениях и таким путем «изымается» идеальное, устраняется как лишнее, вытекающее из самой действительности и из научного языка. Для его сторонников допуск идеального в систему философских категорий равносильно измене принципу материалистического монизма; какое-либо логическое противопоставление идеального и материального безоговорочно расценивается ими как переход на позиции дуализма или трансцендентального идеализма.
Идеальное - идея - идеализация - идеал. Выше мы пытались показать роль категории «идеальное» в общественном сознании. Но и сама категория «идеальное» есть явление общественного сознания. Рассматриваемая в таком ключе — в качестве феномена общественного сознания — категория «идеальное» ясно обнаруживает единство своих основных смысловых «измерений»: онтологического, гносеологического, аксиологического и праксиологического. Ни одно из этих «измерений» не может быть полностью сведено к остальным, но каждое из них вместе с тем предполагает остальные и конкретизируется через их посредство.
Категория «идеальное» в четырехмерной системе координат фиксирует реальность сознания в его специфической сущности субъективной реальности; показывает способ существования, определенность сознания как знания, отражения действительности; раскрывает ценностное отношение, творческую функцию сознания.
Термин «идеальное» является производным от термина «идея». Идея — это фундаментальный принцип или глубокая и оригинальная мысль (теоретическая, художественная и т. п.), которая обладает мощным систематизирующим, эвристическим, побудительно-действенным потенциалом, отличается высокой социальной ценностью. Возникая в индивидуальном сознании, идея становится феноменом общественного сознания. Всякая идея, как живая мысль, идеальна, но не всякое идеальное есть идея.
Термином «идеализация» обозначают и сами идеальные объекты, и процесс их мысленного конструирования, т. е. образование особого рода абстракций, таких, например, как абсолютно твердое тело, идеальный газ, точка, прямая и т. п. При этом подчеркивается, что в объективной действительности таких объектов нет, хотя они и служат для ее теоретического описания и объяснения.
Процесс формирования идеального объекта — процедура идеализации — предполагает операцию «предельного перехода», которая заключается в преодолении некоторых объективно существующих пределов или ограничивающих характеристик данных объектов, ситуаций или процессов. Тем самым данные явления берутся в чистом, предельном, совершенном, абсолютизированном виде, т. е. в качестве объекта теоретического знания. С этим связана важнейшая проблема эмпирического и теоретического в научном познании. Формирование идеальных объектов выражает активность познания.
Процесс идеализации и его результат в принципе не отличаются от формирования всякого общего понятия. Идеализация представляет собой выбор, оформление и полагание объекта научного познания, достигающего на теоретическом уровне предельного логического развития. Процесс идеализации осуществляется только познающим субъектом, это есть движение в сфере субъективной реальности, результат которого закрепляется обычно в знаковой форме. Благодаря этому результат может стать достоянием ученых и обрести статус явлений общественного сознания.
Перейдем к понятию идеала, которое выражает одновременно высшую ценность и высшую цель. В этом понятии акцентируются главным образом аксиологический и праксиологический аспекты идеального, взятые в единстве. Конечно, здесь также требуется анализ онтологических и гносеологических вопросов, ибо всякий идеал непременно отражает отдельные свойства, тенденции объективной действительности, базируется на определенных знаниях. Тем не менее специфика идеала в том, что с ним связываются представления о совершенстве, должном бытии, высшем образце, конечной цели. Предельность идеала является конкретно-исторической, в каждую новую эпоху она видоизменяется, знаменуя переоценку, уточнение, конкретизацию фундаментальных ценностей и целей.
В качестве особого духовного феномена идеал может рассматриваться как наиболее концентрированное выражение творческого характера деятельной способности социального субъекта; ее неиссякаемым глубинным истоком служит интенция прогрессивного обновления — постоянного трансцендирования наличного бытия, в том числе и наличного духовного бытия. В этом смысле идеал глубоко диалектичен: он предполагает границу творческой свободы, горизонт творческой активности — ее возможностей и целей; но вместе с тем он предполагает и преодоление данного предела, «удаление горизонта», появление новых возможностей и более высоких целей, ибо трансцендирование всякого наличного бытия относится и к наличному идеалу. Последний всегда выражает устремленность в будущее, причем в такое будущее, которое наиболее желательно, свободно от отрицательных свойств прошлого и настоящего (отсюда важность рассмотрения идеала под углом диалектики настоящего, прошлого и будущего).
Как и всякое явление общественного сознания, идеал определяется посредством категории «идеальное», лишь будучи взятым со стороны своего существования, социального функционирования, как стратегический фактор сознательной деятельности, имманентно присущий субъекту. Идеал возникает в голове субъекта и поэтому субъективен, идеален по форме; имея своим источником объективно существующие отношения, он является результатом творческих усилий субъекта, содержит в идеальной форме не то, что есть в объективной действительности, а то, что нужно субъекту, то, что должно быть. Каждая форма общественного сознания имеет свой идеал.
В последнее время предметом тщательного исследования стали идеалы самого научного исследования. Особый интерес представляет выяснение процесса институционализации «идеалов научности», поскольку тут четко прослеживается диалектическая взаимосвязь индивидуального и общественного сознания, а это имеет первостепенное значение для понимания способа бытия всякого идеала. Будучи явлением общественного сознания, он функционирует в этом качестве, присутствуя во множестве индивидуальных сознаний, т. е., когда его «содержание» становится «содержанием» субъективной реальности множества людей, превращается в их убеждения, целеполагающие принципы, мировоззренческие установки, во внутренний стимул их деятельности.
Категория «идеальное» и социальная деятельность. Трактовка идеального как выражения деятельной способности социальных индивидов нацеливает на дальнейшее углубление исследования сознательной деятельности, взятой в единстве действительного и возможного, наличного и творчески полагаемого, а тем самым на более глубокое понимание всякого исторически-социального процесса, который оставляет позади «готовые» предметные, коммуникативные и событийные структуры. Его обусловленность «уже ставшим» не есть однозначная предзаданность. Она носит во многих случаях лишь вероятностный характер. Но «уже ставшее» тоже не было однозначно предопределено во всех отношениях. Оно — продукт бывшего исторического процесса, и его понимание предполагает реконструкцию бывшего общественного развития. Без актуально творящей личности нет становления, нет социально-исторического процесса.
Понимание идеального как выражения деятельной способности образует одну из необходимых методологических предпосылок, позволяющих сфокусировать анализ именно на становлении, историческом движении. Это относится и к становлению нового знания и новых ценностей, и к становлению новых вещей, событий и новых социальных отношений.
Если социально-исторические явления берутся ретроспективно, то ставшее должно получить «развертку» как становящееся. И тут везде, где это возможно и целесообразно, анализ должен быть доведен до уровня творящей личности, преобразующей вначале в идеальном плане, а затем и практически предметную, коммуникативную, событийную наличность социальной жизни. Такого рода анализ обнаружил свою высокую продуктивность в ряде направлений историографических и культурологических исследований, раскрывающих динамику социальных новообразований в двуедином плане: как формирование личности объективными социальными отношениями и событиями и как формирование последних деятельностью личности. Лишь в этом двуедином плане могут быть глубоко осмыслены социальная диалектика материального и идеального, и процессы конкретно-исторических преобразований идеального в материальное и материального в идеальное, предопределяющие друг друга как вдох и выдох — непрестанное биение социальной жизни.
Категория «идеальное», таким образом, служит для обозначения основополагающего свойства деятельной способности человека, особенности развертывания его сущностных сил. Эта специфика категории «идеальное» выявляется при рассмотрении исторического процесса социальной диалектики материальное и идеальное, в котором граница сущностных сил их возможностей замыкается лишь в будущем. Историческое движение открывает новые возможности проявления сущностных сил, отодвигая горизонт наличного социального бытия, и за ним может быть только наличное идеальное как проект грядущего, мысленный образ, надежда, предвидение, предвосхищение.
Социальная диалектика исключает трактовку «идеальное» как существующего внематериального, как самобытия духа, т. е. его идеалистические и дуалистические истолкования. Но она не допускает и вульгарно-материалистических интерпретаций идеального, грубого отождествления идеального с материальным, фактического изъятия категории «идеальное» и вместе с нею всей оригинальной проблематики сознательного человеческого самоосуществления — смысла человеческого творчества и творчества человеческого смысла.
Категория «идеальное» в своем основном значении субъективной реальности выражает особенности человеческого сознания как актуально протекающей духовной деятельности и как уникального внутреннего мира личности, особенности сознательного отражения и преобразования внешнего мира и самой сознательной деятельности. Категория «идеальное» выражает свободу движения содержания субъективной реальности, пока деятельная способность еще пс застыла в форме внешней объективации; в процессе опредмечивания свобода этого движения постепенно сходит на нет и иссякает в готовом предмете; вместе с ней угасает идеальное, ибо становится уже идеальным, закованным в вещную форму, в цепи объективных связей и отношений предметного мира.
Категория «идеальное» выражает возможность реконструкций и новообразований в сфере субъективной реальности: в нашем воображении, в экспериментирующей мысли, в мечте и надежде мы способны в какой-то мере оставлять ее «позади», исключать ее, делать с ней что угодно.
Во всех отмеченных выше аспектах своего содержания категория «идеальное» логически противостоит категории «материальное», но не для того, чтобы обособить и вознести над косной материальностью первородное царство духа, а лишь для того, чтобы глубже раскрыть специфику сознательной, творчески преобразующей деятельности человека как первоисточника исторических новообразований, чтобы тем самым глубже осмыслить и понять объективную реальность социальных процессов, общественной жизни в целом, воплощающей в себе сознательную и ответственную деятельность человека.