Для данных из задания 7 определить достоверность различия между группами студентов с помощью процедур пакета Анализ данных.
Решение
Рассмотрим первый случай, когда группы состоят из разных студентов.
- Введите исходные данные.
- Поскольку данные не имеют попарного соответствия следует использовать процедуру Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями. Для этого в меню Сервис выберите команду Анализ данных, выделите Двухвыборочный t-тест с различными дисперсиями и нажмите Ok.
- В поле Интервал переменной 1 выделите диапазон А2:А6, в поле Интервал переменной 2 выделите В2:В6, установите переключатель в поле Выходной интервал и укажите ячейку А8. Нажмите Ok.
- В указанном выходном диапазоне появятся результаты процедуры. Величина вероятности случайного появления анализируемых выборок (P(T<=t) двухстороннее) 0,212174 больше уровня значимости 0,05, т.е. различия между выборками могут быть случайными.
Рассмотрим второй случай, когда группы состоят из одних и тех же студентов, но первая – до посещения курсов, а вторая – после.
|
|
- Поскольку данные имеют парное соответствие следует использовать процедуру Парный двухвыборочный t-тест для средних. Выберите эту процедуру через меню Сервис, команда Анализ данных.
- В поле Интервал переменной 1 выделите диапазон А2:А6, в поле Интервал переменной 2 выделите В2:В6, установите переключатель в поле Выходной интервал и укажите ячейку D8. Нажмите Ok.
- В указанном выходном диапазоне появятся результаты процедуры. Величина вероятности случайного появления анализируемых выборок (P(T<=t) двухстороннее) 0,00108 меньше уровня значимости 0,05, т.е. нулевая гипотеза отвергается. Следовательно, различия между выборками не могут быть случайными и выборки считаются достоверно отличающимися друг от друга.
Упражнения
- Определите, достоверны ли различия в количестве приобретаемых туристических путевок семейными парами и отдельными туристами.
Количество приобретаемых путевок | ||||||
Месяцы | ||||||
Семейные пары | ||||||
Отдельные туристы |
- В таблице приведены результаты группы студентов по скоростному чтению до и после специального курса по быстрому чтению. Произошли ли статистически значимые изменения скорости чтения у студентов?
Студент | ||||||||||
До курса | ||||||||||
После |
Получение случайных чисел