Тест 2

1. Программа прогностического социологического исследования представляет собой:

а) конкретную форму теоретичес­кого или практического подхода к разработке прогноза, одну или несколько математических или логических операций, на­правленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза;

б) документ, содержащий теоретические предпосылки, основ­ные цели и задачи исследования, обоснованные методики сбора, обработки и анализа информации;

с) описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего.

2. Носителем проблемной ситуации, конкретной областью социальной реальности является:

а) предмет прогнозной разработки;

б) субъект прогнозной разработки;

в) объект прогнозной разработки.

3. Установите соответствие между следующими функциями программы прогностического социологического исследования:

1.выделение критериев требований к ис­пользованию

методов измерения; упорядочение методических А. методологическая

средств и процедур в соответствии с

поставленными задача­ми;

2.определение научной или практи­ческой проблемы,

для решения, которой проводится исследо­вание, и Б. организационная

ее места в системе исследований

по данной проблема­тике;

3.осуществление совместной деятельно­сти членов

исследования группы в целях рационального В. методическая

распре­деления труда;

4. Главным методологическим инструментомпрогностического исследования является:

а) рабочая гипотеза;

б) анкетирование (интервьюирование, опрос);

в) диагностика.

5. Социальные механиз­мы, обуславливающие развитие и функционирование обще­ства как социального организма, совокупность исходных, промежуточных и конечных состояний и процессов, которые проходят те или иные социальные явления, совокупность тен­денций и перспектив развития социального явления в прошлом, настоящем и будущем – это…..:

а) задачи прогностического исследования;

б) цель прогностического исследования;

в) предмет прогнозной разработки.

6. По времени упреждения социальные прогнозы, как и пла­ны, делятся на оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, сверхдолгосрочные, или дальнесрочные. Установите соответствие между ними:

1. (свыше 30 лет) — ограничиваются обычно

лишь общими качественными оценками

на уровне общих закономерностей развития

А Среднесрочные

объектов, т.к. давать какие-то конкретные

количественные оценки становится все более

затруднительно;

2. (1 год — 5 лет) — предполагают серьезные

количественные изменения и соответствующие

Б. Долгосрочные оценки;

3. (5лет — 10—15 лет) — неизбежны количе­ственно-

качественные изменения, следовательно, необходимо

В. Оперативные

давать также некоторые качественные оценки;

4. (в пределах года) — независимо от конкрет­ного

времени упреждения основываются на предположении

о том, что в прогнозируемом периоде с объектом

Г. Краткосрочные

исследова­ния не произойдет никаких изменений,

кроме некоторых час­тных количественных;

5. (15 лет — 20—30 лет) — в них оценки

при­нимают качественно-количественный

характер, т.е. приходит­ся учитывать

Д. Сверхдолгосрочные

неизбежность серьезных количественных

изме­нений.

7. Отрезок време­ни, на котором строятся динамические ряды развития пара­метров исходной модели в прошлом и настоящем:

а) проспекция;

б) рестроспекция;

в) проекция.

8. На этой стадии помимо основных моментов предпрогнозной ориентации определяются и уточняются масштабы и осо­бенности исследуемого объекта, круг экспертов, принцип выборки респондентов, шкалы измерений, перечень рабочих документов исследования и другие детали инструментария:

а) Предварительное обсуждение систематизированной информации «методом комиссии» (совместное заседание иссле­довательской группы и не­скольких специалистов, способных дать важные дополнительные оценки или высказать конструктивные суждения);

б) Обсуждение рабочих документов (каждого в отдельности) и программы исследования в целом «методом комиссии»;

в) Обсуждение проспекта программы исследования методом деструктивной отнесенной оценки, т.е. путем последова­тельной критики (деструкции) выдвинутых в проспекте по­ложений, а затем «мозговой атаки».

9. Целью составления краткого критического обзора существующей специальной литературы по теме является:

а) конструирование взамен не выдержавших критику новых, более обоснованных, положений;

б) обоснование актуальности проблематики исследования;

в) представление ее в форме, удобной для обсуждения,

анализа и синтеза.

10. Изучение предшествующего развития объекта и перенесение зако­номерностей этого развития в прошлом и настоящем на будущее называется:

а) моделированием;

б) экспертизой;

в) экстраполяцией.

ОТВЕТ:

1. б;

2. в;

3. 1. в; 2. а; 3. б;

4. а;

5. в;

6. 1. д; 2. г; 3. а; 4. в; 5. б.

7. б;

8. а;

9. б;

10. в.


Понравилась статья? Добавь ее в закладку (CTRL+D) и не забудь поделиться с друзьями:  



double arrow
Сейчас читают про: