1. Программа прогностического социологического исследования представляет собой:
а) конкретную форму теоретического или практического подхода к разработке прогноза, одну или несколько математических или логических операций, направленных на получение конкретного результата в процессе разработки прогноза;
б) документ, содержащий теоретические предпосылки, основные цели и задачи исследования, обоснованные методики сбора, обработки и анализа информации;
с) описание возможных или желательных перспектив, состояний, решений проблем будущего.
2. Носителем проблемной ситуации, конкретной областью социальной реальности является:
а) предмет прогнозной разработки;
б) субъект прогнозной разработки;
в) объект прогнозной разработки.
3. Установите соответствие между следующими функциями программы прогностического социологического исследования:
1.выделение критериев требований к использованию
методов измерения; упорядочение методических А. методологическая
|
|
средств и процедур в соответствии с
поставленными задачами;
2.определение научной или практической проблемы,
для решения, которой проводится исследование, и Б. организационная
ее места в системе исследований
по данной проблематике;
3.осуществление совместной деятельности членов
исследования группы в целях рационального В. методическая
распределения труда;
4. Главным методологическим инструментомпрогностического исследования является:
а) рабочая гипотеза;
б) анкетирование (интервьюирование, опрос);
в) диагностика.
5. Социальные механизмы, обуславливающие развитие и функционирование общества как социального организма, совокупность исходных, промежуточных и конечных состояний и процессов, которые проходят те или иные социальные явления, совокупность тенденций и перспектив развития социального явления в прошлом, настоящем и будущем – это…..:
а) задачи прогностического исследования;
б) цель прогностического исследования;
в) предмет прогнозной разработки.
6. По времени упреждения социальные прогнозы, как и планы, делятся на оперативные, краткосрочные, среднесрочные, долгосрочные, сверхдолгосрочные, или дальнесрочные. Установите соответствие между ними:
1. (свыше 30 лет) — ограничиваются обычно
лишь общими качественными оценками
на уровне общих закономерностей развития
А Среднесрочные
объектов, т.к. давать какие-то конкретные
количественные оценки становится все более
затруднительно;
2. (1 год — 5 лет) — предполагают серьезные
количественные изменения и соответствующие
Б. Долгосрочные оценки;
|
|
3. (5лет — 10—15 лет) — неизбежны количественно-
качественные изменения, следовательно, необходимо
В. Оперативные
давать также некоторые качественные оценки;
4. (в пределах года) — независимо от конкретного
времени упреждения основываются на предположении
о том, что в прогнозируемом периоде с объектом
Г. Краткосрочные
исследования не произойдет никаких изменений,
кроме некоторых частных количественных;
5. (15 лет — 20—30 лет) — в них оценки
принимают качественно-количественный
характер, т.е. приходится учитывать
Д. Сверхдолгосрочные
неизбежность серьезных количественных
изменений.
7. Отрезок времени, на котором строятся динамические ряды развития параметров исходной модели в прошлом и настоящем:
а) проспекция;
б) рестроспекция;
в) проекция.
8. На этой стадии помимо основных моментов предпрогнозной ориентации определяются и уточняются масштабы и особенности исследуемого объекта, круг экспертов, принцип выборки респондентов, шкалы измерений, перечень рабочих документов исследования и другие детали инструментария:
а) Предварительное обсуждение систематизированной информации «методом комиссии» (совместное заседание исследовательской группы и нескольких специалистов, способных дать важные дополнительные оценки или высказать конструктивные суждения);
б) Обсуждение рабочих документов (каждого в отдельности) и программы исследования в целом «методом комиссии»;
в) Обсуждение проспекта программы исследования методом деструктивной отнесенной оценки, т.е. путем последовательной критики (деструкции) выдвинутых в проспекте положений, а затем «мозговой атаки».
9. Целью составления краткого критического обзора существующей специальной литературы по теме является:
а) конструирование взамен не выдержавших критику новых, более обоснованных, положений;
б) обоснование актуальности проблематики исследования;
в) представление ее в форме, удобной для обсуждения,
анализа и синтеза.
10. Изучение предшествующего развития объекта и перенесение закономерностей этого развития в прошлом и настоящем на будущее называется:
а) моделированием;
б) экспертизой;
в) экстраполяцией.
ОТВЕТ:
1. б;
2. в;
3. 1. в; 2. а; 3. б;
4. а;
5. в;
6. 1. д; 2. г; 3. а; 4. в; 5. б.
7. б;
8. а;
9. б;
10. в.